Энциклопедия "Авиация" (1998)
Статьи на букву "А" (часть 2, "АВТ"-"АМЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 2, "АВТ"-"АМЕ")

Автопилот

Структурная схема автопилота.

Структурная схема автопилота.

автопило́т (от греч. autós — сам и франц. pilote — руководитель, вожак) — система управления, обеспечивающая автоматическую стабилизацию и управление летательного аппарата с целью сохранения заданного режима полета. А. состоит (см. рис.) из близких по принципу действия автоматов, каждый из которых обеспечивает сохранение определенных параметра режима полёта (курса, углов и скоростей крена и тангажа, скорости полёта и т. д.). При отклонении параметра от заданного значения соответствующий датчик вырабатывает сигнал, пропорциональный этому отклонению. Сигнал после необходимых преобразований воздействует через сервоприводы на органы управления двигателями или на рули управления летательного аппарата, которые устраняют отклонения соответствующего параметра от его заданного значения. Работа А. даёт возможность сохранить заданный режим полёта без вмешательства лётчика.

Датчиками А. служат гироскопы, системы воздушных сигналов, радиотехнические устройства, инерциальные системы и др. В А. используются электрические и электрогидравлические сервоприводы. Для обеспечения безопасности полётов применяется резервирование отдельных цепей А. и его узлов.

Практическое значение получили А. с применением гироскопических датчиков. В США Э. Сперри построил А. с гироскопическими датчиками, и во время всемирной выставки в Париже (1914) был совершён первый официально зарегистрированный полёт гидросамолёта с автоматическим управлением. Первый отечественный А. был создан в 1932.

В 60-х гг. в связи с совершенствованием летательных аппаратов и расширением функций автоматики осуществлялась интеграция А. с другими пилотажными автоматами (захода на посадку, взлёта и ухода на второй круг, программного полёта, тяги и т. д.). Комплекс этих автоматов составляет бортовую систему автоматического управления летательного аппарата. Дальнейшая интеграция А. проводится на базе цифровых вычислителей.

Литература:

Красовский А. А., Системы автоматического управления полетом и их аналитическое конструирование, М., 1973;

Автоматизированное управление самолётами и вертолётами, под ред. С. М. Федорова, М., 1977.

Е. В. Зорин, С. С. Логунов.

Авторотация

Статья большая, находится на отдельной странице.

Агальцов Филипп Александрович

Агальцов Филипп Александрович.

Ф. А. Агальцов

Агальцо́в Филипп Александрович (1900—1980) — советский военачальник, маршал авиации (1962), Герой Советского Союза (1978). В Советской Армии с 1919. Окончил Киевскую военно-политическую школу (1925), Военно-политическую академию им. В. И. Ленина (1932), курсы лётчиков при Качинской военной авиационной школе лётчиков имени А. Ф. Мясникова (1934). Участник Гражданской войны, Национально-революционной войны в Испании. В начале Великой Отечественной войны командир бомбардировочного авиаполка, в 1941—43 начальник военно-авиационной школы лётчиков, в 1943—45 командир штурмовой авиадивизии и смешанного авиакорпуса. После войны заместитель главнокомандующего военно-воздушными силами (1949—56, 1958—62), командующий Авиацией дальнего действия (1962—69). Награждён четырьмя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медалями, а также иностранными орденами.

Агентство воздушных сообщений

Аге́нтство возду́шных сообще́ний — в России самостоятельное производственное предприятие гражданской авиации, осуществляющее коммерческую деятельность для удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения обслуживаемого района в авиаперевозках. Через разветвлённую сеть касс и филиалы производит продажу билетов на самолёты, резервирование мест в самолётах транзитным пассажирам; осуществляет бронирование и приём заказов на авиабилеты, доставку их на дом; через печать, радио, телевидение проводит информационную и рекламную работу; заключает с клиентурой договоры на массовые пассажирские и грузовые перевозки; организует обслуживание пассажиров и грузовой клиентуры в кассах, городских аэровокзалах — регистрацию билетов, оформление багажа и доставку пассажиров и их багажа в аэропорт. В зависимости от объёма авиаперевозок, территории обслуживаемого района, наличия филиалов и других факторов А. в. с. подразделяются на центральные, территориальные и городские. Каждое А. в. с. имеет свой район экономического тяготения; эти районы охватывают всю территорию страны.

"Агуста"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Адамович-Иодко Николай Владимирович

Адамович-Иодко Николай Владимирович.

Н. В. Адамович-Иодко

Адамо́вич-Ио́дко Николай Владимирович (р. 1915) — советский лётчик-испытатель, заслуженный лётчик-испытатель СССР, кандидат технических наук (1956). После окончания Московского авиационного института (1940) на испытательской работе. Летал на многих типах самолётов. Провёл полные испытания опытного экземпляра самолёта Ла-7. Выполнял сложные испытания на самолётах с турбовинтовыми двигателями с отказом систем флюгирования винта на режимах взлёта и посадки. Провёл исследования в области устойчивости и управляемости летательных аппаратов, авиационной эргономики, автоматических систем управления. Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.

Адаптация

Адапта́ция (от ср.-лат. adaptatio — приспособление) к темноте — приспособление глаз к восприятию слабых яркостей при переходе от сильной освещённости к пониженной. А. характеризуется расширением зрачка, повышением чувствительности сетчатки глаз и смещением зрительного восприятия в фиолетовую область спектра (так называемый феномен Пуркинье). А. имеет важное значение при ночных полётах, когда лётчику приходится переводить взгляд от освещённой приборной доски на затемнённые внекабинные ориентиры. Поэтому при подготовке лётчиков проводятся специальные тренировки по восприятию наземных ориентиров в условиях слабой освещённости с учётом того, что предметы красного и оранжевого цветов при этом кажутся более тёмными, а сине-зелёные — более светлыми. А. в темноте изменяется с возрастом; наилучшие показатели А. отмечают в 20—30 лет, затем эта способность постепенно снижается.

Адаптивное крыло

Статья большая, находится на отдельной странице.

Адер Клеман

Адер Клеман.

К. Адер

Аде́р Клеман (Ader) (1841—1925) — французский конструктор, один из пионеров авиации. Самоучка-механик, А. в 1882 в обстановке секретности приступил к созданию самолёта с паровым двигателем. В 1890 построил самолёт «Эол», или «Авьон I», с массой 296 кг, складывающимися консолями крыла большой кривизны, одним паровым двигателем и воздушным винтом. При испытаниях этот самолёт прыгнул приблизительно на 50 м, однако этот прыжок не рассматривают как истинный полёт, поскольку самолёт был неуправляемым в полёте и не мог совершать устойчивого полёта. Постройка аналогичного самолёта «Авьон II» завершена не была. При поддержке правительства А. построил самолёт «Авьон III» бо́льших размеров с массой ~ 400 кг, двумя паровыми двигателями мощностью по 15 кВт и двумя воздушными винтами. В официальных испытаниях в 1897 самолёт сошёл с круговой стартовой дорожки и пробежал ~ 200 м, фактически не отрываясь от земли. Поддержка работ А. была прекращена, и он отошёл от авиационных исследований. Слово «авьон» (avion) вошло во французский язык для обозначения летательного аппарата с двигателем и фиксированным крылом.

Самолёт К. Адера (Франция).

Самолёт К. Адера.

Самолёт К. Адера (Франция).

Самолёт К. Адера.

Административные формальности при воздушных перевозках

Администрати́вные форма́льности при возду́шных перево́зках — собирательный термин, относящийся к группе норм, регулирующих различные виды контроля (таможенного, санитарного, валютного, паспортного, иммиграционного, карантинного), а также действующим в аэропортах правилам, касающимся прибытия и убытия воздушных судов, членов экипажей, пассажиров, багажа и грузов. А. ф. при в. п. определяются национальным законодательством и международными соглашениями, например Чикагской конвенцией 1944. В СССР А. ф. при в. п. регламентировались Воздушным кодексом СССР, согласно которому на воздушные суда, их экипажи и пассажиров, прибывавших в СССР и отбывавших из СССР, а также на имущество, ввозимое в СССР или вывозимое из СССР, распространялось действие соответственно паспортных, таможенных, валютных, санитарных, карантинных и иных правил о въезде и выезде, а также ввозе и вывозе имущества и транзите через территорию СССР.

К А. ф. при в. п. относится также комплекс мер, касающихся обязательности тех или иных документов, вносимых в них данных, способа их заполнения, досмотра багажа и груза и личного досмотра пассажиров и т. п. Ввиду непосредственного влияния применения А. ф. при в. п. на сроки отправки воздушных судов, при установлении А. ф. при в. п. особое внимание обращается на их упрощение и сокращение их числа. В этих целях применительно к международным перевозкам в рамках Международной организации гражданской авиации (ИКАО) разработано отдельное приложение к Чикагской конвенции 1944 под названием «Упрощение формальностей».

Административный самолёт

Администрати́вный самолёт — предназначен для перевозки официальных лиц государственных учреждений, фирм и компаний, а также принадлежащих этим организациям грузов. А. с. является собственностью соответствующих организаций, а лётчики могут или состоять в штате организации, или быть наняты в аренду от авиатранспортных предприятий. А. с. получили распространение за рубежом в 50-е гг. К данному классу относятся самолёты с числом мест от 6—8 до 15—20, имеющие кабину с высокой степенью комфорта, а также всё необходимое оборудование для работы во время полёта, включая персональные электронно-вычислительные машины, аудиовизуальную аппаратуру, средства спутниковой связи и т. д.

Разработкой и серийным производством А. с. за рубежом занимаются более 20 фирм, ведущие из которых «Бич» («Бичкрафт»). «Цессна», «Пайпер», «Гольфстрим аэроспейс», «Лирджет» (США), «Канадэр» (Канада), «Дассо авиасьон» (Франция) и «Бритиш аэроспейс» (Великобритания). В США для координации работ по А. с., определению рынков и перспектив развития созданы Национальная ассоциация административной авиации, которая ежегодно проводит международные выставки и конференции по А. с., и Ассоциация фирм-производителей самолётов авиации общего назначения. К середине 1990 в мире находилось в эксплуатации 14 727 А. с. (7999 с турбовинтовыми двигателями и 6728 с турбореактивными двухконтурными двигателями). Наибольшее число А. с. эксплуатировалось в США (9581), Канаде (539), Мексике (446), Франции (435) и Бразилии (417). Наиболее популярны А. с. Цессна «Сайтейшен», Лирджет 31 и 35, Бритиш аэроспейс Вае 125, Канадэр «Челленджер», Гольфстрим аэроспейс «Гольфстрим» III и IV, Дассо авиасьон «Мистер-Фалькон» 50, 200 и 900, Бич «Супер кинг эр», Пайпер «Шайенн».

В. В. Беляев.

Адрианов Борис Михайлович

Адрианов Борис Михайлович.

Б. М. Адрианов

Адриа́нов Борис Михайлович (р. 1921) — советский лётчик-испытатель, полковник, заслуженный лётчик-испытатель СССР (1968). Окончил Борисоглебскую авиационную школу пилотов им. В. П. Чкалова (1943), Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н. Е. Жуковского (1953). Во время Великой Отечественной войны выполнил 62 боевых вылета. В 1943—45 лётчик-инструктор, в 1953—77 на лётно-испытательской работе. Освоил 55 типов летательных аппаратов, испытывал самолёты конструкции А. И. Микояна, П. О. Сухого, А. С. Яковлева, О. К. Антонова, С. В. Ильюшина, а также средства высотного жизнеобеспечения. В 1960 на самолёте Т-405 конструкции Сухого установил абсолютный мировой рекорд скорости по замкнутой кривой (2092 км/ч), отмеченный Международной авиационной федерацией медалью де Лаво. Награждён 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, 3 орденами Красной Звезды, медалями.

"Адрия эруэйс"

Логотип авиакомпании «Адрия Эруэйс».

Логотип авиакомпании

«А́дрия эруэ́йс» (Adria Airways) — авиакомпания Югославии. Осуществляла чартерные перевозки в страны Европы, Ближнего Востока и Северной Африки, а также обслуживала внутренние авиалинии. Основана в 1961, в 1968—86 называется «Инэкс Адрия эруэйс». В 1989 перевезла 1,21 млн. пассажиров. Авиационный парк — 13 самолётов.

АИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АИР

АИР — обозначение самолётов, созданных А. С. Яковлевым в 1927—37. В начале деятельности Яковлева как авиаконструктора была распространена практика присвоения некоторым самолётам индивидуальных наименований, в том числе имён видных государственных деятелей (например, «Яков Алкснис», «Дзержинский» и т. п.), и Яковлев в признание поддержки, которую он, тогда ещё молодой самодеятельный конструктор, получал от Общества друзей воздушного флота, а затем от Авиахима, назвал свой первый самолёт «А. И. Рыков» в честь председателя этих организаций (председатель Совета Народных Комиссаров СССР в 1924—30). Аббревиатура АИР (от А. И. Рыков) стала затем маркой семейства самолётов, в котором последним стал АИР-18 в 1937, когда Рыков был необоснованно репрессирован. Впоследствии вновь создаваемые самолёты Яковлева получали другие обозначения (см. в статье Як), а самолёты АИР в литературе стали именоваться как «Я». Но в 1966, ещё до официальной реабилитации Рыкова, Яковлев в своих книгах вернулся к прежнему наименованию своих ранних самолётов — АИР.

АК-1

Пассажирский самолёт АК‑1 В. Л. Александрова и В. В. Калинина.

Пассажирский самолёт АК-1.

АК-1 — первый советский пассажирский самолёт, спроектированный в Центральном аэрогидродинамическом институт под руководством В. Л. Александрова и В. В. Калинина. Высокоплан деревянной конструкции, крыло с полотняной обшивкой и подкосами из кольчуг-алюминиевых труб. Рассчитан на перевозку 2—3 пассажиров; с поршневым двигателем «Сальмсон» мощностью 125 кВт развивал скорость до 147 км/ч. При его разработке особое внимание уделялось обеспечению безопасности полётов — в аэродинамической трубе и на свободнолетающих моделях исследована устойчивость самолёта, впервые применены Нормы прочности для самолётов такого класса и т. д. Первый полет состоялся в 1924; в том же году самолёт под название «Латышский стрелок» был передан обществу «Добролёт», эксплуатировался на авиалинии Москва—Казань, а в 1925 участвовал в групповом перелёте Москва—Пекин.

Академия гражданской авиации

Акаде́мия гражда́нской авиа́ции — высшее учебное заведение по подготовке командно-руководящих кадров для авиатранспортных предприятий и предприятий по выполнению авиационных работ. Основана в 1955 в Ленинграде как Высшее авиационное училище, реорганизовано в академию в 1971. Одним из организаторов и первым начальником училища был А. А. Новиков. Выпускники академии работают руководителями авиапредприятий и служб, командирами и членами экипажей воздушных лайнеров, авиадиспетчерами. Среди выпускников академии два Героя Советского Союза, один дважды Герой Социалистического Труда, 17 Героев Социалистического Труда. В составе академии (1991): факультеты — высших командных кадров; эксплуатации воздушного транспорта; заочного обучения по учебным планам командного факультета; 25 кафедр, научно-исследовательский сектор, 5 отраслевых лабораторий; учебно-лётный отдел, комплекс лётных и диспетчерских тренажёров, центр автоматизированного обучения. В 1990/1991 учебном году в академии обучалось около 4 тыс. слушателей, работало свыше 250 преподавателей, в том числе более 20 профессоров и докторов наук, 150 доцентов и кандидатов наук. Издаются (с 1957) Труды. Награждена орденом Ленина (1971).

Акашев Константин Васильевич

Акашев Константин Васильевич.

К. В. Акашев

Ака́шев Константин Васильевич (1888—1931) — советский военачальник, первый главком авиации. Звание пилота-авиатора получил после окончания лётной школы Дж. Б. Капрони в Италии, диплом инженера — по окончании Высшего училища аэронавтики в Париже (1914). С началом 1-й мировой войны вступил добровольцем во французские военно-воздушные силы. В 1915 вернулся в Россию, но из-за революционного прошлого не был допущен в действующую армию и поступил на авиационный завод. 20 декабря 1917 (2 января 1918) А. назначен председателем Всероссийской коллегии по управлению воздушным флотом. В 1918 в качестве командира воздушными силами 5-й армии принимал участие в воздушных боях при взятии Казани, с декабря этого же года назначен начальником авиации и воздухоплавания Южного фронта. В 1922 участвовал в Международных авиационных конференциях в Лондоне и Риме, работал экспертом по воздушному флоту на Генуэзской конференции. Последние годы жизни был на руководящих должностях на авиационных заводах Ленинграда и Москвы. Необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно.

Акимов Георгий Владимирович

Акимов Георгий Владимирович.

Г. В. Акимов

Аки́мов Георгий Владимирович (1901—1953) — советский учёный в области металловедения, основатель советской научной школы коррозионистов, член-корреспондент АН СССР (1939), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1943). После окончания Московского высшего технического училища (1926) научный сотрудник Центрального аэрогидродинамического института (1926—32), затем профессор Московского института цветных металлов и золота (1930—41), заведующий лабораторией физики металлов Всесоюзного института авиационных материалов (1932—53), директор Института физической химии АН СССР (1949—53). Создал теорию структурной коррозии металлов, исследовал коррозионную стойкость и разработал сплавы и методы защиты от коррозии в моторо-, самолёто- и судостроении. Член Американского общества металлов (США), Фарадеевского общества (Великобритания). Премия им. Д. И. Менделеева (1953). Государственная премия СССР (1943, 1945, 1946). Награждён 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями. Имя А. присвоено лаборатории коррозии металлов и сплавов Института физической химии АН СССР.

Сочинения:

Теория и методы исследования коррозии металлов, М.—Л., 1945.

Литература:

Розенфельд И. Л., Г. В. Акимов — основоположник учения о структурной коррозии металлов, в кн.: Проблемы коррозии и защиты металлов, М., 1956.

Аккерета формулы

А́ккерета фо́рмулы — формулы для расчёта коэффициентов давления ср, подъёмной силы суа и волнового сопротивления схав тонкого профиля в сверхзвуковом потоке (см. Аэродинамические коэффициенты). Получены в 1925 швейцарским учёным Я. Аккеретом (J. Ackeret). А. ф. имеют вид:

, , ,

где , M — Маха число набегающего потока, α — угол атаки, ε+(x) иε-(х) — углы наклона верхней и нижней поверхностей профиля в точке с координатой х, b — длина хорды профиля (формулы записаны в скоростной системе координат — см. Системы координат). Согласно А. ф. имеется локальная связь между коэффициентом давления и местным наклоном профиля; коэффициент подъёмной силы определяется значением угла атаки и не зависит от формы профиля; профиль любой формы в сверхзвуковом потоке обладает сопротивлением, которое не связано с силами вязкости в отличие от дозвукового обтекания идеальным газом, когда в соответствии с Прандтля—Глауэрта теорией сопротивление профиля равно нулю.

Явная зависимость коэффициента сопротивления от формы профиля позволяет формулировать и решать задачи оптимизации формы профиля для нахождения профилей минимального волнового сопротивления при определенных ограничивающих условиях. Например, при заданной максимальной толщине наименьшее сопротивление имеет ромбовидный профиль, при заданной подъёмной силе — профиль в виде плоской пластины.

А. ф. дают значения коэффициента подъёмной силы и сопротивления с учётом членов первого порядка малости. Для дальнейших уточнений можно использовать формулы А. Буземана, учитывающие члены второго порядка малости, и формулы советского учёного А. Е. Донова, учитывающие члены третьего и четвёртого порядков.

Литература:

Краснов Н. Ф., Аэродинамика, 3 изд., ч. 1, М., 1980.

В. Н. Голубкин.

Аккуратов Валентин Иванович

Аккуратов Валентин Иванович.

В. И. Аккуратов

Аккура́тов Валентин Иванович (р. 1909) — советский полярный навигатор, заслуженный штурман СССР (1967). Участник советско-финляндской и Великой Отечественной войн. Окончил курсы изыскателей воздушных трасс при Ленинградском институте путей сообщения (1934), высшие курсы полярных штурманов при Военно-воздушной академии Рабоче-крестьянской Красной Армии им. профессора Н. Е. Жуковского (1938, ныне Военно-воздушная инженерная академия им. профессора Н. Е. Жуковского). Работал штурманом в арктических экспедициях Гидрографического управления Главсевморпути в Карском море. С 1935 в полярной авиации. Участвовал в высадке И. Д. Папанина и его группы на Северный полюс (1937), поисках пропавшего самолёта С. А. Леваневского (1937—38), в экспедиции И. И. Черевичного (1941), в первом пассажирском рейсе Москва — США — Москва (1941) и др. В 1949—71 главный штурман полярной авиации. А. — создатель нового метода самолётовождения по так называемым условным меридианам, автор учебника по навигации. Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, 4 орденами Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Сочинения:

Лёд и пепел. Записки штурмана, М., 1984.

Акселерометр

Функциональная схема маятникового компенсационного акселерометра:1 — инерционная масса;2 — датчик перемещений;3 — усилитель;4 — датчик силы;w — измеряемое ускорение;u — выходная величина.

Функциональная схема маятникового компенсационного акселерометра.

акселеро́метр (от лат. accelero — ускоряю и греч. metréō — измеряю) — прибор для измерения ускорений подвижных объектов. А. широко применяют на летательных аппаратах. Принцип действия А. основан на использовании законов инерции. Различают А. для измерения линейных и угловых ускорений, Наиболее распространённые А. для измерения линейных ускорений классифицируются: по характеру перемещения инерционной массы — на осевые и маятниковые; по принципу действия измерительной схемы — на непосредственного (прямого) и компенсационного измерения (с «электрической пружиной») и т. д. Электромеханический маятниковый компенсационный А. (см. рис.) — один из основных элементов инерциальных систем навигации.

Активные системы управления

Статья большая, находится на отдельной странице.

Активный участок

Акти́вный уча́сток — участок траектории полёта ракеты-носителя, воздушно-космического самолёта и т. п. летательных аппаратов с работающими двигателями. В конце А. у. достигаются заданные скорость и высота полёта и в большинстве случаев запускаемый объект выходит на заданную траекторию полёта. Если место старта расположено так, что невозможно вывести объект на траекторию без выключения двигателей, то полёт состоит из нескольких А. у., чередующихся с пассивными участками, на которых двигатели не работают. Протяжённость А. у. зависит от энергетических характеристик летательного аппарата, а также от законов управления вектором тяги и аэродинамическими силами.

Акустика авиационная

Статья большая, находится на отдельной странице.

Акустическая нагрузка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Акустическая усталость

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Алашеев Юрий Тимофеевич

Алашеев Юрий Тимофеевич.

Ю. Т. Алашеев

Алаше́ев Юрий Тимофеевич (1923—1959) — советский лётчик-испытатель, подполковник, Герой Советского Союза (1960, посмертно). Окончил Вязниковское военное авиационное училище (1944), Школу лётчиков-испытателей (1950), учился а МАИ. Работал в ЛИИ и опытном КБ А. Н. Туполева. Испытывал самолёты марки Ту, в том числе Ту-16, Ту-75, Ту-95, Ту-98, Ту-104 (установил на нём 8 мировых рекордов), Ту-114. Погиб при испытании опытного самолёта Ту-105. Награждён 2 орденами Ленина, медалями.

Александров Владимир Леонтьевич

Александров Владимир Леонтьевич.

В. Л. Александров

Алекса́ндров Владимир Леонтьевич (1894—1962) — советский учёный в области самолётостроения, профессор (1935), доктор технических наук (1936), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1947). Окончил МГУ (1918). Ученик Н. Е. Жуковского. С 1921 в ЦАГИ. Совместно с В. В. Калининым спроектировал первый советский пассажирский самолёт АК-1 (1924), организовал отдел натурных испытаний (1929). Преподавал в вузах (с 1922). Внёс значительный вклад в разработку первых отечественных материалов по нормам прочности самолётов, методов аэродинамического расчёта самолёта и проектирования воздушных винтов изменяемого шага. Был1900692470 необоснованно репрессирован и в 1938—41 находился в заключении, работая в ЦКБ-29 НКВД. В 1941—45 в опытном КБ А. Н. Туполева, в 1945—62 в ЛИИ. Награждён орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.

Алексеев Анатолий Дмитриевич

Алексеев Анатолий Дмитриевич.

А. Д. Алексеев

Алексе́ев Анатолий Дмитриевич (1902—1974) — советский полярный лётчик, Герой Советского Союза (1937). Участник Гражданской и Великой Отечественной войн. Пилотское свидетельство защитил экстерном в 1933; служил в Арктике. Участвовал (в экипаже Б. Г. Чухновского) в поисках экспедиции У. Нобиле (1928), в высадке И. Д. Папанина и его группы на Северный полюс (1937), в поисках пропавшего самолёта С. А. Леваневского (1937—38), возглавлял авиационный отряд по спасению экипажей судов «Сибиряков», «Малыгин» и «Седов», затёртых льдами. Впоследствии работал лётчиком полярной авиации, лётчиком-испытателем, начальником аэронавигационного отдела полярной авиации. А. — один из основоположников новых методов ледовой разведки. Награждён 3 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, 3 орденами Красной Звезды, медалями.

Алексеев Семён Михайлович

Алексеев Семён Михайлович.

С. М. Алексеев

Алексе́ев Семён Михайлович (р. 1909) — советский авиаконструктор, Герой Социалистического Труда (1961). Окончил конструкторские курсы (1929), МАИ (1937). Работал конструктором в опытном КБ А. Н. Туполева, начальник бригады в КБ В. А. Чижевского (с 1933) и в КБ А. А. Дубровина (с 1937). В опытном КБ С. А. Лавочкина (1939—46, в 1940—46 — его первый заместитель) участвовал в создании истребителя ЛаГГ-3, сыграл видную роль при разработке самолётов Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7, Ла-9. В 1946—48 — главный конструктор ОКБ-21 на авиационном заводе в Горьком, где под его руководством созданы опытные тяжёлые реактивные истребители И-211, И-212, И-215. Затем работал в ЦАГИ и главным конструктором в ОКБ-1 в Кимрах. В 1952—73 главный конструктор на заводе «Звезда», где он возглавлял разработку систем дозаправки самолётов топливом в полёте, систем спасения и жизнеобеспечения экипажей самолётов и космических объектов. Награждён орденом Ленина, 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.

Алексенко Владимир Аврамович

Алексенко Владимир Аврамович.

В. А. Алексенко

Але́ксенко Владимир Аврамович (р. 1923) — советский лётчик, генерал-лейтенант авиации (1968), дважды Герой Советского Союза (дважды 1945). В Советской Армии с 1941. Окончил военную школу пилотов (1942), Военно-воздушную академию (1954; ныне им. Ю. А. Гагарина), Военную академию Генштаба Вооруженных Сил СССР (1962). Участник Великой Отечественной войны. В ходе войны был лётчиком-штурмовиком, командиром эскадрильи, заместителем командира штурмового авиаполка. Совершил 292 боевых вылета. После войны на ответственных должностях в ВВС. Награждён орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями. Бронзовый бюст в станице Крымская Крымского района Краснодарского края.

Алелюхин Алексей Васильевич

Алелюхин Алексей Васильевич.

А. В. Алелюхин

Алелю́хин Алексей Васильевич (р. 1920) — советский лётчик, генерал-майор авиации (1971), дважды Герой Советского Союза (дважды 1943). В Советской Армии с 1938. Окончил Военную авиационную школу им. В. П. Чкалова (1939), Военную академию им. М. В. Фрунзе (1948), Высшую военную академию (1953; ныне Военная академия Генштаба Вооруженных Сил СССР). Участник Великой Отечественной войны. В ходе войны был лётчиком-истребителем, командиром звена, командиром эскадрильи, заместителем командира истребительного авиаполка. Совершил свыше 600 боевых вылетов, сбил лично 40 и в составе группы 17 самолётов противника. После войны на ответственных должностях в Советской Армии. Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечеств, войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медалями. Бронзовый бюст в селе Кесова Гора Тверской области.

Алехнович Глеб Васильевич

Алехнович Глеб Васильевич.

Г. В. Алехнович

Алехно́вич Глеб Васильевич (1886—1918) — русский лётчик, штабс-капитан. В 1910 научился летать на планёре. Окончил авиационную школу при Севастопольском аэроклубе (1910), самостоятельно освоил биплан «Гаккель-VI» и получил диплом пилота-авиатора (1911) во Всероссийском аэроклубе. Испытывал самолёты Я. М. Гаккеля и И. И. Сикорского. С 1912 работал лётчиком-испытателем на Русско-Балтийском вагонном заводе (Петербург). Был одним из первых лётчиков, летавших на самолёте «Илья Муромец». Установил ряд авиационных рекордов на самолётах разных типов. Во время 1-й мировой войны командир самолёта «Илья Муромец» (с момента формирования эскадры из них). По инициативе А. при эскадре были организованы мастерские, где проводились работы по созданию стрелкового и бомбового вооружения «муромцев». После Октябрьской революции перешёл па сторону Советской власти. Погиб при перелёте на «муромце» в неблагоприятных погодных условиях.

"Алисарда"

Логотип авиакомпании «Алисарда».

Логотип авиакомпании

«Алиса́рда» (Alisarda) — авиакомпания Италии. Осуществляет перевозки в страны Западной Европы. Основана в 1963. В 1989 перевезла 1,31 млн. пассажиров, пассажирооборот 0,68 млрд. пассажиро-километров. Авиационный парк — 11 самолётов.

"Алиталия"

Логотип авиакомпании «Алиталия».

Логотип авиакомпании

«Алита́лия» (Alitalia) — национальная авиакомпания Италии. Осуществляет перевозки в страны Западной Европы, Америки, Ближнего и Дальнего Востока и в Австралию. Основана в 1946, регулярные перевозки с 1947. Современное название с 1957. В 1989 перевезла 16,2 млн. пассажиров, пассажирооборот 20,82 млрд. пассажиро-километров. Авиационный парк — 138 самолётов.

Алкснис Яков Иванович

Алкснис Яков Иванович.

Я. И. Алкснис

А́лкснис Яков Иванович (Астров) (1897—1938) — советский военачальник, командарм второго ранга (1935). В Красной Армии с 1919. Участник 1-й мировой и Гражданской войн. По окончании Гражданской войны занимал ответственные должности в Красной Армии. Окончил Военную академию РККА (1924; ныне Военная академия им. М. В. Фрунзе), Качинскую военную авиационную школу (1929). В 1926—31 заместитель начальника ВВС РККА, с 1931 начальник ВВС РККА и член Реввоенсовета СССР, а затем Военного Совета Наркомата обороны СССР. С января 1937 также заместитель наркома обороны по авиации. В 1929 без отрыва от служебных обязанностей овладел техникой пилотирования и летом 1929 совершил с лётчиком В. И. Писаренко рекордный беспосадочный перелёт по маршруту Москва—Севастополь; в ноябре 1929 получил звание военного лётчика. А. осуществил ряд важных мероприятий по совершенствованию организационной структуры ВВС, оснащению их новой боевой техникой. Был инициатором введения обязательной периодической проверки техники пилотирования у лётного состава, предполётной подготовки экипажей. Им практиковалось обучение лётчиков полётам по приборам вне видимости земли, был создан аэронавигационный отдел НИИ ВВС. А. — один из инициаторов развёртывания деятельности Осоавиахима по подготовке летных кадров и парашютистов. Как член правительственной комиссии (с 1936) принимал активное участие в организации полётов в Арктику и беспосадочных перелётов экипажей В. П. Чкалова и М. М. Громова через Северный полюс в США. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, монгольским орденом. Необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно.

Литература:

Командарм крылатых, сост. К. К. Меднис, Г. А. Чечельницкий, Рига, 1973.

"Аллисон"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Алоха Эрлайнс"

Логотип авиакомпании «Алоха Эрлайнс».

Логотип авиакомпании

«Ало́ха Э́рлайнс» (Aloha Airlines, Aloha Airgroup Inc.) — авиакомпания США. Осуществляет перевозки на Гавайских островах. Основана в 1946 под названием «Транс-Пасифик эрлайнс», современное название с 1958. В 1989 перевезла 4 млн. пассажиров, пассажирооборот 0,86 млрд. пассажиро-километров. Авиационный парк — 22 самолёта.

"Альбатрос"

Истребитель Альбатрос D.III (Германия).

Истребитель Альбатрос D.III.

«Альбатро́с» (Albatros Flugzeugwerke GmbH) — самолётостроительная фирма Германии. Основана в 1909. Фирма «А.» начала деятельность с лицензионного производства французских самолётов, с 1912 выпускала самолёты собственной конструкции. Имела лётную школу. Стала первым поставщиком авиационной техники для вооруженных сил Германии; резко расширила производство в годы Первой мировой войны (86 самолётов в 1913, около 8500 в 1918). Известным самолётом фирмы является разведчик В.II, разработанный Э. Хейнкелем. В 1916 на вооружение поступили истребители DI и DII, в 1917 — DIII — лучший боевой самолёт фирмы, ставший стандартным истребителем германской армии того времени (см. рис.). В 20-е гг. выпускались бипланы-разведчики VL65, L76 и L78, в 1930 построены спортивные самолёты AI101 и 102. Всего на фирме создано свыше 100 моделей самолётов. В 1931 трудности сбыта привели к ликвидации фирмы; заводы перешли к «Фокке-Вульф».

Альтиметр

Альти́метр (от лат. altum — высота и греч. metréo — измеряю) — то же, что высотомер.

Алюминиевые сплавы

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Аляска Эрлайнс"

Логотип авиакомпании «Аляска Эрлайнс».

Логотип авиакомпании

«Аля́ска Э́рлайнс» (Alaska Airlines) — авиакомпания США. Осуществляет внутренние перевозки. Основана в 1932 под названием «Макджи эруэйс», современное название с 1944. В 1989 перевезла 6,6 млн. пассажиров, пассажирооборот 7,05 млрд. пассажиро-километров. Авиационный парк — 52 самолёта.

АМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Америка Уэст"

Логотип авиакомпании «Америка Уэст».

Логотип авиакомпании

«Аме́рика Уэ́ст» (America West Airlines) — авиакомпания США. Осуществляет внутренние перевозки. Основана в 1981, регулярные перевозки с 1983. В 1989 перевезла 13,4 млн. пассажиров, пассажирооборот 12,77 млрд. пассажиро-километров. Авиационный парк — 89 самолётов.

"Американ Эрлайнс"

Логотип авиакомпании «Американ Эрлайнс».

Логотип авиакомпании

«Аме́рикан Э́рлайнс» (American Airlines) — авиакомпания США, одна из ведущих в мире. Осуществляет перевозки в страны Западной Европы, а также Канаду, Мексику и Японию. Основана в 1934. В 1989 перевезла 72,4 млн. пассажиров, пассажирооборот 118,29 млрд. пассажиро-километров. Авиационный парк — 500 самолётов.

Американский институт авиации и космонавтики

Америка́нский институ́т авиа́ции и космона́втики (American Institute of Aeronautics and Astronautics, AIAA) — научно-техническое общество США. Основано в 1930, находится в Нью-Йорке. В составе общества около 40 технических комиссий, в том числе по механике полёта, прочности, проектированию летательных аппаратов, акустике, силовым установкам, лётным испытаниям. Основная задача: содействие обмену опытом между работниками авиационной промышленности и распространение научно-технических знаний в различных областях авиации, ракетной техники и космонавтики. Институт ежегодно проводит 20—30 конференций и симпозиумов. Присуждает ежегодные премии за научно-технические достижения. Издаёт доклады («AIAA Papers»), прочитанные на конференциях, сборники трудов; научно-технические журналы «AIAA Journal», «Aerospace America» (до 1984 «Astronautics and Aeronautics»), «Journal of Aircraft» и др.; реферативный журнал «International Aerospace Abstracts». Имеет филиалы во многих городах.

Американское вертолётное общество

Америка́нское вертолётное о́бщество (American Helicopter Society). Основано в 1944. Объединяет специалистов, фирмы, организации и учебные заведения, занятые проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, производством, испытаниями, эксплуатацией вертолётов и других винтокрылых аппаратов. Организует ежегодные научно-технические форумы и выставки вертолётной техники. Присуждает премии за наиболее значительные фундаментальные и прикладные работы, за создание новых винтокрылых аппаратов. Издаёт научно-технические журналы «Journal of the American Helicopter Society» и «Vertiflite».

Предыдущая страница Следующая страница
Главная