Энциклопедия "Авиация" (1998)
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПЕР")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПЕР")

Павлов Иван Фомич

Павлов Иван Фомич.

И. Ф. Павлов

Па́влов Иван Фомич (1922—1950) — советский лётчик, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945), майор. В Советской Армии с 1940. Окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов (1942), Военную академию имени М. В. Фрунзе (1949). Участник Великой Отечественной войны. В ходе войны был лётчиком-штурмовиком, командиром звена, командиром эскадрильи, штурманом авиаполка. Совершил свыше 200 боевых вылетов. После войны командовал авиаполком. Погиб при исполнении служебных обязанностей. Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалями. Бронзовый бюст в Кустанае.

Литература:

Кириллов П. П., А родом он из Кустаная, в его кн.: Оставшийся в легенде, М., 1983.

"Пайпер"

«Па́йпер» (Piper Aircraft Corp.) — самолётостроительная фирма США. Основана в конце 20-х гг. под названием «Тейлор эркрафт» (Taylor Aircraft Co.), современное название с 1937. Выпускает лёгкие самолёты авиации общего назначения с поршневыми двигателями и турбовинтовыми двигателями. Наибольшее распространение получили: J-3 «Каб» (первый полёт в 1936, построено 14 125), РА-28 «Супер каб» (1949, построено 5135) и РА-28 «Чероки» (1963, построено свыше 10 тыс.). В 80-х гг. серийно выпускалось более 20 типов лёгких административных самолётов, среди них: с поршневыми двигателями — «Арчер», «Дакота», «Турбо арроу», «Сенека», «Навахо», «Чифтен», «Уорриор», «Малибу», с турбовинтовыми двигателями — «Шайенн». К началу 1990 построено около 130 тыс. самолётов.

Палубный летательный аппарат

Па́лубный лета́тельный аппара́т — то же, что корабельный летательный аппарат.

"Пан Ам"

Логотип авиакомпании «Пан Ам».

Логотип авиакомпании

«Пан Ам» (Pan-Am, Pan American World Airways) — авиакомпания США. Осуществляла перевозки в страны Южной и Центральной Америки, Европы, Азии, Африки. Основана в 1927, одна из первых в США. В 1989 перевезла 17,4 млн. пассажиров, пассажирооборот 47,73 млрд. пассажиро-км. Авиационный парк — 108 самолётов. В конце 80-х гг. вследствие финансовых трудностей начала постепенно утрачивать своё значение, в 1991 обанкротилась и прекратила существование.

"Панавиа"

Истребитель концерциума «Панавиа» «Торнадо».

Истребитель «Торнадо».

«Пана́виа» (Panavia) — международный консорциум, созданный для разработки и серийного выпуска многоцелевого боевого самолёта «Торнадо» с крылом изменяемой стреловидности (рис.). Образован в 1969 фирмами «Бритиш эркрафт корпорейшен» (с 1977 «Бритиш аэроспейс», Великобритания), «Мессершмитт-Бёльков-Блом» (ФРГ) и «Аэриталия» (Италия). Первый полёт опытного самолёта состоялся в 1974, серийного — в 1979. К началу 1991 было выпущено около 900 самолётов для стран — участниц программы и на экспорт.

Таблица. Самолёты консорциума «Панавиа».
Основные данныеМногоцелевой «Торнадо»

GR. 1 (IDS)

Перехватчик «Торнадо»

F. 3 (ADV)

Первый полёт, год19741985
Число и тип двигателей2 ТРДДФ2 ТРДДФ
Тяга двигателя, кН75,376,9
Длина самолёта, м16,7218,08
Высота самолёта, м5,955,95
Размах крыла, м8,6*

13,9**

8,6*

13,9**

Площадь крыла, м23030
Максимальная взлётная масса, т27,2227,99
Масса пустого самолёта, т14,0914,5
Боевая нагрузка, т98,5
Максимальная скорость полёта, км/ч22002200
Радиус действия, км1390556 (со сверхзвуковым участком полёта);

1853 (полностью дозвуковой полёт)

Экипаж, чел.22
Вооружение и спецоборудование2 пушки (27 мм), НАР, УР, фоторазведывательное оборудование, системы РЭБ, бомбы (в том числе ядерные)1 пушка (27 мм),

6 УР

* Максимальный угол стреловидности.

** Минимальный угол стреловидности.

Панель

Статья большая, находится на отдельной странице.

Панкратьев Алексей Васильевич

Панкратьев Алексей Васильевич.

А. В. Панкратьев

Панкра́тьев Алексей Васильевич (1888—1923) — русский лётчик. После окончания в 1911 Петербургской Офицерской воздухоплавательной школы оставлен при ней лётчиком-инструктором. Первый полёт на аэроплане совершил в 1911. В том же году на Гатчинском военном аэродроме провёл лётные испытания радиостанции, установленной на «Фармане». Был одним из инструкторов П. Н. Нестерова. С 1915 в действующей армии. Во время 1-й мировой войны командовал воздушным кораблём «Илья Муромец», с 1917 — командир эскадры «муромцев». Принимал участие в работах А. Н. Журавченко и Г. В. Алехновича по разработке систем вооружения «муромцев». В 1919 участвовал в боевых действиях против белогвардейских конных корпусов генералов Мамонтова и Шкуро. С 1922 начальник оперативного отдела штаба Воздушного Флота РСФСР. Погиб в авиационной катастрофе.

Паньков Иван Васильевич

Паньков Иван Васильевич.

И. В. Паньков

Панько́в Иван Васильевич (1904—1938) — советский воздухоплаватель. Окончил Дирижаблестроительный институт (1937). С 1932 летал на дирижаблях (помощник командира дирижабля), затем командир дирижаблей В-1 и В-6. Под командованием П. дирижабль В-6 совершил рекордный беспосадочный полёт продолжительностью 130 ч 27 мин (1937). Погиб при выполнении полёта на дирижабле В-6, организованного для снятия со льдины группы И. Д. Папанина.

Панюков Борис Егорович

Панюков Борис Егорович.

Б. Е. Панюков

Панюко́в Борис Егорович (р. 1930) — советский государственный деятель, заслуженный работник транспорта СССР (1984). Окончил Егорьевское авиационно-техническое училище (1950), Высшее авиационное училище (1959). В гражданской авиации с 1947 (авиатехник, контрольный мастер, заместитель начальника линейных эксплуатационно-ремонтных мастерских, начальник аэропорта Минеральные Воды, командир Внуковского объединённого авиаотряда — начальник аэропорта). С 1972 начальник управления перевозок и коммерческой эксплуатации МГА СССР, с 1979 заместитель министра. С 1982 первый заместитель министра, в 1990—1991 — министр гражданской авиации СССР, председатель Комиссии СССР по делам ИКАО. Награждён орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями.

Параллакс

Схема измерения параллакса.

Схема измерения параллакса.

паралла́кс (от греч. parállaxis — уклонение) в авиации, космонавтике — боковое смещение плоскости конечной орбиты летательного аппарата относительно точки старта, измеряемое обычно по дуге большого круга от точки старта летательного аппарата до следа плоскости конечной орбиты (см. рис.) на поверхности Земли. В зависимости от решаемой задачи может быть равен нулю, если плоскость конечной орбиты проходит через точку старта, или составлять тысячи километров.

Параметры рабочего процесса двигателя

Статья большая, находится на отдельной странице.

Параплан

Крыло-парашют конструкции Г. А. Шмидта и Н. С. Смирнова.

Рис. 1. Крыло-парашют конструкции Г. А. Шмидта и Н. С. Смирнова.

парапла́н — общее название летательных аппаратов с гибким крылом, а также первых дельтапланов (до появления у них балансирного управления). Для уменьшения скорости свободного падения парашютиста в 30-е гг. в СССР разрабатывались конструкции крыла-парашюта (Г. А. Шмидт, Н. С. Смирнов, 1935; Б. В. Павлов-Сильванский, 1936, и др.), относящиеся к П. и являвшиеся прообразом дельтаплана (рис. 1). П. в виде гибкого крыла дельтавидной формы в плане предполагалось использовать в качестве планирующего парашюта для возвращения посадочного модуля американского космического аппарата «Джемини». Возможно также применение П. с жёстким или надувным каркасом в качестве аварийного средства для спасения пилота самолёта, в качестве разведывательных дистанционно-пилотируемых аппаратов, для десантирования людей, грузов и техники. Имеются бескаркасные конструкции гибкого дельтавидного крыла, являющегося куполом спортивного парашюта, и парашюта-крыла прямоугольной формы в плане с однослойным крылом-куполом (рис. 2). Развитием П. являются управляемые планирующие парашюты-крылья прямоугольной формы с двухслойной оболочкой, имеющие аэродинамическое качество более 1,5. В зарубежной патентной и технической литературе термин «П.» относится в основном к таким конструкциям. Эти П.-планирующие парашюты имеют аэродинамическое качество 2,5—3, площадь прямоугольного крыла 19—21 м2, скорость горизонтального полёта 9—11 м/с. Кроме термина «П.» употребляются также другие названия летательных аппаратов с гибким крылом: парапланёр, параглайдер, гибколёт. Дельтапланы благодаря особенностям системы управления, конструкции и более высокому аэродинамическому совершенству выделились в самостоятельный класс.

В 80-е гг. название П. закрепилось за конструкцией парашют-крыло, снабженной мототележкой, обеспечивающей автономный старт и самостоятельный полёт П.

Ю. В. Макаров.

Параплан-дельтавидное крыло Дельта-11-Уинг (США).

Рис. 2. Параплан-дельтавидное крыло Дельта-11-Уинг.

Парасоль

Подкосный моноплан-парасоль АИР-3 («Пионерская правда») конструкции А. С. Яковлева (1929. СССР).

Подкосный моноплан-парасоль АИР-3 («Пионерская правда»).

парасо́ль [франц. parasol, буквально — зонтик от солнца; по названию французского самолёта-разведчика Моран-Сольнье L, известного как Моран парасоль (1913)] — моноплан с крылом над фюзеляжем (см. рис.).

Конструкция распространения не получила из-за относительно невысоких аэродинамических характеристик.

Парашют

Статья большая, находится на отдельной странице.

Парашютирование

Парашюти́рование — см. в статье Посадка.

Парашютный спорт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Парение планёра

Паре́ние планёра — полёт планёра с использованием атмосферных восходящих потоков для сохранения или увеличения высоты полёта. Парение является необходимым элементом длительного полёта планёра. Тактика парения различна в восходящих потоках разной физической природы. В динамических потоках, возникающих под действием ветра у протяжённых склонов холмов и гор, траектория П. п. состоит из прямолинейных участков, направление которых перпендикулярно направлению ветра, и разворотов на 180°. В термических потоках, поперечные размеры которых невелики, парение осуществляется по спиральным траекториям. Поскольку основная цель парения — увеличение высоты полёта, режим полёта по углу атаки выбирается близким к минимальной скорости снижения. При этом сопротивление аэродинамическое планёра вдвое превышает его сопротивление на угле атаки, отвечающем максимальному аэродинамическому качеству, подъёмная сила больше в 1,7 раза, а минимальная скорость снижения на 10—12% меньше. Поэтому полёт на режиме минимальной скорости снижения может существенно увеличить темп набора высоты за счёт скорости восходящего потока по сравнению с режимом полёта с максимальным аэродинамическим качеством.

Паршин Георгий Михайлович

Паршин Георгий Михайлович.

Г. М. Паршин

Па́ршин Георгий Михайлович (1916—1956) — советский лётчик-испытатель, майор, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Окончил школу инструкторов Гражданского воздушного флота (1936). Участник Великой Отечественной войны. В ходе войны был лётчиком-штурмовиком, командиром звена, командиром эскадрильи, штурманом и командиром штурмового авиаполка. Совершил 253 боевых вылета, в воздушных боях сбил 10 вражеских самолётов. После войны работал в ГВФ, затем лётчиком-испытателем. Погиб при испытании самолёта. Награждён орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалями. Бронзовый бюст в поселке Залегощь Орловской области.

Литература:

Попова Л. М., Дважды Герой Советского Союза Г. М. Паршин, М., 1949;

Пирогов В. А., Звезды негасимый свет, Тула, 1988.

Пассажировместимость

Пассажировмести́мость самолёта — число пассажирских кресел в салонах самолёта. Зависит от плотности компоновки салонов и класса устанавливаемых кресел. Минимальное значение П. соответствует «смешанной» компоновке салонов (8—20% кресел первого класса, остальные — туристского). Для достижения максимальной П. применяются компоновки с размещением кресел экономического класса и компоновки «максимальной плотности». См. также Коэффициент пассажирозагрузки.

Пассажирооборот

Пассажирооборо́т — показатель объёма работы по перевозке пассажиров; измеряется в пассажиро-километрах (пассажиро-км). П. авиационного транспорта СССР в миллиардах пассажиро-км составлял в 1940 — 0,2, в 1965 — 38,1, в 1970 — 78,2, в 1980 — 160,6, в 1990 — 243,8.

Пассажиропоток

Пассажиропото́к — число пассажиров, перевезённых в единицу времени (год, квартал и т. д.). П. характеризует интенсивность и равномерность перевозок. Годовая неравномерность по направлениям (туда и обратно) невелика, но отмечаются месячные колебания (особенно на курортных линиях). В 1970 авиационным транспортом СССР перевезены 71 млн. человек, в 1980 — 104 млн., в 1990 — 138 млн. человек.

Пассажирский самолёт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Патрульный летательный аппарат

На охране рыбных богатств.

На охране рыбных богатств.

патру́льный лета́тельный аппара́т — выполняет какую-либо задачу наблюдения (охраны) в заданном районе. Патрулирование может производиться в целях контроля территориальных вод (см. рис.), лесных массивов, движения на автомобильных дорогах, состояния нефте- и газопроводов и линий электропередач в отдаленных районах и т. п. За рубежом патрульными часто называют также противолодочные летательные аппараты.

ПВ-1

ПВ-1 (пулемёт воздушный) — один из первых советских авиационных пулемётов. Создан в 1926 А. В. Надашкевичем на основе пехотного пулемёта «Максим» калибра 7,62 мм; при этом была повышена скорострельность с 600 до 780 выстрелов в 1 мин и уменьшена масса с 20 до 14,5 кг. До середины 30-х гг. был основным оружием советских истребителей.

Пе

Статья большая, находится на отдельной странице.

Педали управления

Педали, перемещающиеся в горизонтальной плоскости:1 — педаль;2 — механизм регулировки педалей;3 — коромысло;4 — качалка;5 — кронштейн;6 — тяга.

Педали, перемещающиеся в горизонтальной плоскости.

педа́ли управле́ния — один из рычагов управления. П. у. предназначены для отклонения руля направления (см. Рули управления) с целью создания сил и моментов для управления движением летательного аппарата по курсу. По принятым в мировой практике правилам при движении правой педали (ноги) вперёд самолёт (планёр) должен поворачивать вправо. По конструкции различают П. у., перемещающиеся в горизонтальной плоскости (используются в основном на лёгких, спортивных самолётах; см. рис.), в вертикальной плоскости (наиболее распространены) и по направляющим (встречаются редко). См. также Штурвальное управление.

Впервые П. у. были установлены на французском самолёте «Ньюпор IV» (1911) для управления перекашиванием (гошированием) крыльев.

О П. у. вертолётом см. в статье Вертолёт.

Пеленг

Пе́ленг (от голл. peiling) — 1) угол между одной из основных плоскостей (обычно плоскость меридиана), принятых за начало отсчёта угловых координат, и направлением на наблюдаемый объект. Отсчитывается от северного направления (например, меридиана) по ходу часовой стрелки.

2) Строй летательных аппаратов.

Пеноматериалы

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Первое российское товарищество воздухоплавания С. С. Щетинин и К°"

Летающая лодка Д. П. Григоровича М‑5 (Россия).

Летающая лодка Д. П. Григоровича М‑5.

«Пе́рвое росси́йское това́рищество воздухопла́вания С. С. Щети́нин и К°», завод Щетинина, — первое специализированное авиастроительное предприятие в России. Основано в июле 1909 в Петербурге (С. С. Щетинин — директор-распорядитель, юрист по образованию, спортсмен-авиатор). Освоение производства самолётов началось в 1910 с постройки бипланов «Россия-А» и монопланов «Россия-Б» (изготовлено по 5 экземпляров каждого), а затем стали выпускаться самолёты французских моделей по заказам Военного ведомства. С приходом на завод Д. П. Григоровича получили развитие работы по гидросамолётам. В 1914 была построена его первая летающая лодка М-1, в 1915 и 1916 созданы широко известные лодки М-5 и М-9 (рис.), которые отличались высоким для своего времени техническим уровнем и были приняты на вооружение. В 1910—1917 было выпущено свыше 1300 самолётов различных типов. Производство лодок Григоровича продолжалось и после национализации завода (он вошёл в состав завода «Красный лётчик»).

Летающая лодка Д. П. Григоровича М‑9 (Россия).

Летающая лодка Д. П. Григоровича М‑9.

Перевозка воздушная

Перево́зка возду́шная — транспортировка пассажиров, багажа, грузов и почты, выполняемая авиатранспортными предприятиями на воздушных судах за установленную плату в соответствии с условиями договора П. в.

Общие вопросы, связанные с международными П. в., регулируются нормами Варшавской конвенции 1929 и Гаагского протокола 1955, а также национальным законодательством. Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) выработала общие условия П. в., с учётом которых во всех странах каждое авиапредприятие самостоятельно разрабатывает правила П. в.

Литература:

Савичев Г. П., Договор воздушной перевозки, М., 1963;

Международное воздушное право, кн. 2, М., 1981;

Садиков О. Н., Правовое регулирование международных перевозок, М., 1981.

Н. Н. Остроумов.

Перевозка чартерная

Перево́зка ча́ртерная — см. Чартер воздушный.

Перевозочные документы

Перево́зочные докуме́нты (билет, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная). При перевозке пассажиров перевозчик обязан выдавать билет установленной формы и багажную квитанцию, которые удостоверяют договор воздушной перевозки и его условия. Утраченный билет не возобновляется, и уплаченные за него деньги не возвращаются. Пассажир обязан хранить билет до окончания перевозки, а в случае возникновения претензии — до её разрешения. За безбилетный проезд с пассажира взыскивается стоимость перевозки и налагается штраф. Билет даёт право на полёт только между аэропортами отправления и назначения и через аэропорты пересадок (остановок) пассажира, которые указаны в билете. Билет с гарантированной датой даёт право на полёт от указанного в нём начального аэропорта или аэропорта обратного вылета только в дату и рейсом, которые в нём указаны; билет с открытой датой — только после внесения в него перевозчиком даты вылета и номера рейса. Багажная квитанция объединена с билетом. В случае провоза багажа сверх установленной нормы бесплатного провоза, а также в случае объявления пассажиром ценности багажа выдаётся отдельная квитанция на оплачиваемый багаж.

Договор воздушной перевозки груза (почты), его условия и принятие груза (почты) к перевозке удостоверяются грузовой (почтовой) накладной. Вместо накладной могут использоваться технические средства, сохраняющие запись информации об условиях заключённого договора перевозки. Тарифы и сборы, взимаемые при перевозке грузов, указываются в грузовой накладной перевозчиком. На каждую грузовую отправку составляется отдельная грузовая накладная.

По одному П. д. могут осуществляться перевозки различными видами транспорта (перевозки в прямом смешанном сообщении).

См. также Варшавская конвенция 1929.

Н. Н. Остроумов.

Переворот

Переворот.

Переворот.

переворо́т — фигура пилотажа: поворот летательного аппарата относительно продольной оси на 180° с последующим движением по нисходящей траектории в вертикальной плоскости и выводом в горизонтальный полёт в направлении, обратном вводу (см. рис.). Выполняется при нормальной перегрузке, значительно превышающей единицу. Область значений высот и скоростей полёта, при которых выполняется ввод в П., ограничена.

Переворот на горке

Переворот на горке.

Переворот на горке.

переворо́т на го́рке — фигура пилотажа: в верхней части горки летательный аппарат поворачивается вокруг продольной оси на 180° с последующим искривлением траектории вниз в вертикальной плоскости и выходом в горизонтальный полёт в направлении, противоположном вводу в горку (см. рис.).

Перегоночная дальность

Перего́ночная да́льность полёта — дальность полёта при отсутствии коммерческой (боевой) нагрузки с запасом топлива, определяемым ограничениями по прочности летательного аппарата, и с минимально необходимым для выполнения задания снаряжением. Для увеличения запаса топлива могут использоваться дополнительные внутренние и подвесные топливные баки.

Перегородки

Перегородки (заштрихованы) на крыле самолёта.

Перегородки на крыле самолёта.

перегоро́дки на крыле летательного аппарата — пластины, установленные вертикально на стреловидном крыле параллельно плоскости симметрии летательного аппарата. Обычно П. устанавливают на верхней поверхности крыла; иногда П. выполняют с охватом носовой части профиля (см. рис.). П. ослабляют неблагоприятные эффекты, связанные с интенсивными поперечными течениями на верхней поверхности стреловидного крыла, направленными в сторону концов крыла. Эти поперечные течения приводят к утолщению пограничного слоя и возникновению срывов потока в концевых сечениях крыла при сравнительно малых углах атаки. Развитие срывного обтекания снижает несущие свойства концевых сечений крыла и ухудшает тем самым продольную устойчивость и поперечную управляемость летательного аппарата (см. Боковая управляемость) с крылом прямой стреловидности при больших углах атаки. Установка П. приводит к увеличению максимального значения коэффициента подъёмной силы (см. Аэродинамические коэффициенты) и критических углов атаки, улучшению продольной статической устойчивости, повышению эффективности элеронов, расположенных в концевых сечениях крыла. Эпюры распределения давления показывают, что в сечениях крыла прямой стреловидности, расположенных по размаху ниже П., несущие свойства существенно возрастают, и хотя в сечениях, расположенных выше П., эти свойства несколько уменьшаются, в целом установка П. создаёт существенный положительный эффект увеличения подъёмной силы крыла при больших углах атаки. На крейсерских режимах полёта наличие П. приводит к некоторому росту аэродинамического сопротивления летательного аппарата.

Перегрузка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Передаточная функция

Статья большая, находится на отдельной странице.

Передаточное отношение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Перекомпенсация

Статья большая, находится на отдельной странице.

Перекрытие несущих винтов

Перекрытие несущих винтов:а — перекрытие;R — радиус несущего винта.

Перекрытие несущих винтов.

перекры́тие несу́щих винто́в — геометрическая характеристика взаимного расположения несущих винтов в горизонтальной плоскости у вертолётов двухвинтовой и многовинтовой схем. Мерой П. н. в. служит коэффициент перекрытия, равный отношению расстояния между центрами втулок несущих винтов к их радиусу (см. рис.). У винтов, ометаемые площади которых только касаются друг друга, коэффициент перекрытия равен 2. При сближении втулок винтов получаются схемы с перекрытием. В практике проектирования коэффициент перекрытия берётся обычно 1,5—1,7. Применение винтов с перекрытием позволяет создать более компактные конструкции вертолётов, обладающие меньшей массой, но при этом увеличивается взаимное влияние винтов, которое уменьшает подъёмную силу (то есть увеличивает потребную мощность).

Перелёт Алексей Дмитриевич

Перелёт Алексей Дмитриевич.

А. Д. Перелёт

Перелёт Алексей Дмитриевич (1914—1953) — советский лётчик-испытатель, майор, Герой Советского Союза (1954, посмертно). Окончил Балашовскую военную авиационную школу (1937). Работал в ОКБ А. Н. Туполева с 1943. Испытывал опытные самолёты Ту-4, Ту-16, Ту-77, Ту-82 и др. Погиб при испытании опытного самолёта, приказав экипажу покинуть его борт. Ленинская премия (1957, посмертно). Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Перелёты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Переноса явления

Перено́са явле́ния — необратимые процессы пространственного переноса какой-либо физической величины (массы, импульса, энергии, электрического заряда и т. д.), происходящие в неоднородных сплошных средах вследствие взаимодействия хаотически движущихся микрочастиц (например, молекул). К П. я. относятся, например, вязкость (внутреннее трение) — перенос импульса, обусловленного градиентом среднемассовой скорости; теплопроводность — перенос энергии вследствие градиента температуры; диффузия — перенос вещества (компонента смеси) при наличии градиентов концентраций. Перенос вещества под действием градиентов общего давления смеси (бародиффузия) и температуры (термодиффузия) и перенос энергии под действием градиентов концентраций компонентов смеси (диффузионный термоэффект) относятся к так называемым перекрёстным процессам, в которых градиент одной физической величины вызывает перенос другой. Перенос физической величины осуществляется в направлении, обратном градиенту соответствующей газодинамической переменной. П. я. изучают кинетика физико-химическая и кинетическая теория газов. В движущихся средах происходи также конвективный перенос.

В аэродинамике изложенные выше традиционные определения П. я. с линейными переносными свойствами среды оправданы при Кнудсена числе Kn≤1. При Knпереноса явления1 П. я. носят более сложный нелокальный и, вообще говоря, нелинейный характер, и определяются не, только перемещением и столкновением молекул и атомов среды между собой, но и взаимодействием их с обтекаемой поверхностью.

В. С. Галкин.

Переносные свойства среды

Статья большая, находится на отдельной странице.

Перепуск воздуха

Перепу́ск во́здуха — управляемый отбор воздуха из проточной части компрессора (преимущественно из средних его ступеней) и выпуск его за пределы проточной части газотурбинного двигателя или возврат в другое место газотурбинного двигателя. Основное назначение П. в. — обеспечение устойчивой работы компрессора на пусковых и переходных режимах, что достигается увеличением расхода воздуха и уменьшением углов атаки в лопатках первых ступеней, расположенных до сечения отбора воздуха. В некоторых схемах газотурбинных двигателей воздух, отбираемый из компрессора, направляется в реактивное сопло и используется для создания тяги.

Перехват воздушного судна-нарушителя

Перехва́т возду́шного су́дна-наруши́теля — одна из форм защиты суверенитета государства и установленного им правопорядка в воздушном пространстве от посягательств со стороны воздушных судов-нарушителей. Перехват осуществляется воздушными судами ПВО с целью опознания воздушного судна-нарушителя, указания его экипажу на нарушение и последующего выведения нарушителя за пределы запретного района или сопровождения на ближайший аэродром посадки. Указания воздушного судна-перехватчика, передаваемые при помощи визуальных сигналов или по радио, обязательны для экипажа воздушного судна-нарушителя и должны выполняться независимо от указаний, которые могут быть получены из других источников, например, от органа обслуживания воздушного движения. В противном случае к воздушному судну-нарушителю могут быть приняты меры принуждения. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) разработала и рекомендовала всем государствам единые визуальные сигналы, а также стандартную фразеологию радиопереговоров для использования гражданскими и военными воздушными судами при перехвате.

В 1984 государства-участники Чикагской конвенции 1944 приняли поправку к конвенции, в которой согласились воздерживаться от применения оружия к находящимся в полёте гражданским воздушным судам в процессе выполнения перехвата, с тем чтобы не подвергать угрозе безопасность воздушного судна и жизнь его пассажиров. Это обязательство не должно истолковываться как изменяющее в какой-либо мере права и обязательства государств, предусмотренные в Уставе ООН в отношении самообороны. Одновременно в поправке подчёркнута обязанность государств принимать меры, запрещающие использование зарегистрированных в нём гражданских воздушных судов для каких-либо целей, несовместимых с целями конвенции.

Перехват воздушной цели

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная