Энциклопедия "Авиация" (1998)
Статьи на букву "А" (часть 3, "АМЕ"-"АТМ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 3, "АМЕ"-"АТМ")

Амет-хан Султан

Амет-хан Султан.

С. Амет-хан

Аме́т-хан Султан (1920—1971) — советский лётчик, подполковник, заслуженный лётчик-испытатель СССР (1961), дважды Герой Советского Союза (1943, 1945). В Советской Армии с 1939. Окончил военную авиационную школу (1940). Участник Великой Отечественной войны. В ходе войны был лётчиком-истребителем, командиром звена, командиром эскадрильи, помощником командира истребительного авиаполка. Совершил 603 боевых вылета, сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника. После войны лётчик-испытатель. Испытал свыше 100 типов самолётов. Погиб при испытании самолёта. Государственная премия СССР (1953). Награждён 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени., Красной Звезды, «Знак Почёта», медалями. Бронзовый бюст в г. Алупка (Крым), памятник в г. Каспийск (Дагестан).

Литература:

Бутаев В., Амет-хан Султан, М., 1990.

Амортизация шасси

Статья большая, находится на отдельной странице.

Амундсен Руаль

Амундсен Руаль.

Р. Амундсен

А́мундсен Руаль (Amundsen) (1872—1928) — норвежский полярный путешественник и исследователь. В 1890—92 учился в университете в г. Кристиания (ныне Осло). Начиная с 1903 совершил ряд экспедиций, получивших широкую известность, В процессе проведения экспедиций А. пришёл к выводу о необходимости использования авиации для исследования Арктики. С этой целью А. (с 1922) изыскивал средства для полёта на самолёте от Аляски через Северный полюс в Европу. Учитывая ограниченные возможности использования для длительных полярных полётов имевшихся в то время самолётов, А. организовал полярную экспедицию на итальянском полужёстком дирижабле N-1 («Норвегия»). А. и Л. Элсуорт (американский промышленник) руководили первым трансарктическим перелетом; командиром дирижабля стал его конструктор У. Нобиле. 11 мая 1926 дирижабль вылетел из Шпицбергена, 12 мая достиг Северного полюса, а 14 мая — Аляски, где снизился и был разобран. Перелёт протяжённостью 5300 км продолжался 71 ч. А. погиб в 1928 во время попытки разыскать и оказать помощь итальянской экспедиции Нобиле, когда дирижабль «Италия» потерпел катастрофу в Арктике. Гидросамолёт «Латам», на котором вылетел А., бесследно исчез со всем экипажем.

Литература:

Дьяконов М., Амундсен М., 1937;

Трешников А. Ф., Амундсен, Л., 1972.

Амфибия

Амфи́бия (от греч. amphíbios — ведущий двойной образ жизни) — гидросамолёт, оборудованный сухопутным шасси и способный базироваться как на водной поверхности, так и на сухопутных аэродромах. Наиболее распространены А.-лодки. Взлёт с воды, посадка на воду и полёт выполняются с убранным сухопутным шасси. Шасси убирается в борта лодки или в участок центроплана, прилегающий к лодке. Поперечная остойчивость А. обеспечивается подкрыльными поддерживающими поплавками. Гидродинамические и мореходные характеристики А.-лодки близки к характеристикам летающих лодок. Стойки шасси А. имеют большую длину, чем стойки сухопутных самолётов.

Амфибийные качества самолётов-А. существенно расширяют их эксплуатационные возможности, но при этом снижаются лётные качества. По своим техническим характеристикам А. уступают сухопутным самолётам из-за наличия лодки (вместо обычного фюзеляжа), более высокого веса конструкции и худшей обтекаемости. А.-лодки менее выгодны в весовом отношении по сравнению с летающей лодкой из-за дополнительного веса конструкции шасси и механизмов их уборки. О советских самолётах-А. см. в статьях Ш-2, Бе.

А. И. Тихонов.

Ан

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Анатра"

Разведчик «Анатра‑Д» А. А. Анатра (Россия).

Разведчик «Анатра‑Д».

«Ана́тра» — марка самолётов, строившихся на заводе, принадлежавшем А. А. Анатре (одесский банкир и предприниматель, выходец из Италии). Завод в Одессе основан в 1913, в 1917 вступило в строй его отделение в Симферополе. В 1913—17 выпускались по лицензиям самолёты французских моделей, а с 1915 начали создаваться самолёты собственной разработки, получившие название «А.». Наиболее распространённым из них (около 240 экземпляров) был двухместный разведывательный самолёт «А.-Д» (первый полёт в 1915, см. рис.), применявшийся в 1-й мировой и Гражданской войнах. Он строился в нескольких вариантах с двигателями мощностью от 73;5 до 118 кВт, оснащался задней шкворневой пулемётной установкой и мог брать 25—30 кг бомб. Максимальная скорость 132—153 км/ч, потолок 4000—4400 м.

Ангар

Анга́р (франц. hangar) — сооружение для технического обслуживания и ремонта летательных аппаратов. Первые в СССР металлические А. пролетом 36—45 м (современные А. — до 100 м и более) построены в конце 20-х гг. Различают А. туннельные и тупиковые, капитальные, сборно-разборные и пневмокаркасные, одно-, двух- и многосекционные. Могут иметь пристройки для производственных, административных и бытовых помещений. Естественное освещение осуществляется зенитными фонарями (площадь до 25% площади А.). А. имеют автоматические ворота с поступательным или складывающимся (гармоникообразным) перемещением полотнищ (скорость от 0,1 до 0,5 м/с); оборудуются кран-балками (грузоподъёмностью до 40 т), доками с многоярусными платформами, стремянками и т. д. За рубежом применяются подвижные площадки, подвешенные к фермам перекрытий.

Андреев Евгений Николаевич

Андреев Евгений Николаевич.

Е. Н. Андреев

Андре́ев Евгений Николаевич (р. 1926) — советский парашютист, полковник, заслуженный мастер спорта СССР (1963), заслуженный парашютист-испытатель СССР (1985), Герой Советского Союза (1962). Окончил Воздушно-десантное училище в Алма-Ате (1955). В 1947—86 испытатель парашютов и катапультных установок в научно-исследовательском институте военно-воздушных сил. Испытал свыше 200 парашютных систем, участвовал в испытании средств аварийного покидания летательного аппарата, скафандров. Прыгал с летательных аппаратов свыше 50 типов (самолёты, планёры, аэростаты). Совершил около 4800 прыжков с парашютом, в том числе 8 рекордных. Единственный парашютист, который выполнил прыжок с высоты около 25,5 км (1962), Награжден орденами Ленина, Красной Звезды, медалями.

Андрианов Василий Иванович

Андрианов Василий Иванович.

В. И. Андрианов

Андриа́нов Василий Иванович (р. 1920) — советский лётчик, генерал-майор авиации (1971), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Окончил Пермскую военную авиационную школу лётчиков (1943), Военно-воздушную академию (1950; ныне им. Ю. А. Гагарина), Военную академию Генштаба Вооруженных Сил СССР (1961). Участник Великой Отечественной войны. В ходе войны был лётчиком-штурмовиком, командиром звена, командиром эскадрильи штурмового авиаполка. Совершил 177 боевых вылетов. После войны на преподавательской работе. Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечеств, войны 1-й степени, орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, Славы 3-й степени, медалями. Бронзовый бюст в поселке Сонково Тверской области.

Анемометр

Анемо́метр (от греч. ánemos — ветер и metréō — измеряю) — см. в статье Метеорологические приборы и оборудование.

Анеморумбометр

Анеморумбо́метр [от греч. ánemos — ветер, слова «румб» (от греч. rhómbos — юла, волчок, круговое движение, ромб) и metréō — измеряю] — см. в статье Метеорологические приборы и оборудование.

Анзани Александр

Анзани́ Александр (Anzani) (1877—1956) — французский конструктор авиадвигателей. По национальности итальянец. Известный вело- и автогонщик А. проектировал и выпускал двигатели собственной конструкции (в том числе авиационные воздушные охлаждения радиальной схемы), применявшиеся в ряде стран. Самолёт Л. Блерио, перелетевший через пролив Ла-Манш в 1909, был оснащён одним из первых поршневых двигателей воздушного охлаждения (трёхцилиндровым, мощностью 18,4 кВт) конструкции А. Организовал производство своих двигателей и в Великобритании. Французская фирма «Анзани мотёр д’авиасьон» (Anzani Moteurs d’Aviation), выпускавшая ряд моделей поршневых двигателей мощностью до 550 кВт, в конце 1920-х гг. поглощена авиационной фирмой «Потез».

Аноксия

Анокси́я (от греч. an- — отрицательная приставка и новолат. oxygenium — кислород) — кислородное голодание, отсутствие кислорода в организме, отдельных органах, тканях или крови (аноксемия). А. наступает, в частности, при длительном нахождении человека в условиях значительного понижения давления воздуха (например, в условиях полёта). Полная А. приводит к смерти. Как синоним А. иногда используется термин гипоксия (при определенной степени А.).

Анопов Борис Андрианович

Анопов Борис Андрианович.

Б. А. Анопов

Ано́пов Борис Андрианович (1915—1986) — советский лётчик, заслуженный пилот СССР (1963), Герой Социалистического Труда (1963). После окончания Батайского авиационного училища ГВФ (1939) на лётной работе в Московском управлении ГВФ (пилот, командир отряда, заместитель командира Быковской авиагруппы по лётной части). Участник Великой Отечественной войны. В 1954—76 работал в Государственном научно-исследовательском институте гражданской авиации лётчиком-испытателем, командир лётно-испытательной части, заместитель начальника института по лётной службе. Провёл государственные испытания самолётов Ил-62, Ту-154 и вертолёта Ми-2, на котором в 1963 установил мировой рекорд скорости полёта. Освоил более 30 типов самолётов и вертолётов. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, 2 орденами «Знак Почёта», медалями.

Анохин Сергей Николаевич

Анохин Сергей Николаевич.

С. Н. Анохин

Ано́хин Сергей Николаевич (1910—1986) — советский лётчик-испытатель, полковник, заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959), заслуженный мастер спорта СССР (1950), Герой Советского Союза (1953). Участник Великой Отечественной войны. Окончил Высшую лётно-планёрную школу в Коктебеле (1930), Центральную лётную школу им. Осоавиахима (1932). Работал в летно-исследовательском институте. Проводил испытания самолётов на перевёрнутый штопор; взлёта МиГ-19 с катапульты; самолёта на флаттер (в одном из полётов самолёт разрушился). Выполнял полёты на достижение сверхзвуковой скорости при пикировании на МиГ-15, искусственной невесомости на Ту-104, на штопор тяжёлых самолётов. Испытывал в полёте беспилотные летательные аппараты (самолёты-снаряды), планёр «Крылья танка». Инструктор-методист по подготовке космонавтов. Государственная премия СССР (1953). Награждён 3 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, 3 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.

"Ансетт"

Логотип авиакомпании «Ансетт».

Логотип авиакомпании

«А́нсетт» (Ansett Airlines) — авиакомпания Австралии. Осуществляет внутренние перевозки. Основана в 1936. В 1989 перевезла 4,33 млн. пассажиров, пассажирооборот 4,55 млрд. пассажиро-километров. Авиационный парк — 46 самолётов.

АНТ

АНТ — марка самолётов, созданных опытным КБ А. Н. Туполева до 1942. См. Ту.

"Антей"

«Анте́й» — название транспортного самолёта Ан-22.

Антенна

Анте́нна (от лат. antenna — рея) самолётная — устройство для излучения или (и) приёма радиоволн. Число А. различного назначения на борту современного самолёта достигает 50 и более. Устанавливаются А., работающие в средневолновом, коротковолновом, метровом, дециметровом диапазонах радиоволн. С 50-х гг. в бортовых радиотехнических системах стал широко использоваться СВЧ диапазон. В этом диапазоне проще обеспечить формирование узких диаграмм направленности с шириной луча в единицы и доли градуса и коэффициент усиления, достигающим десятков тысяч. Это позволило использовать бортовые СВЧ А. в прицельных, навигационных и метеорологических радиолокаторах, в радионавигационных системах, в пеленгационных радиотехнических системах прицеливания и обнаружения облучения самолёта со стороны наземных и бортовых радиолокационных станций противника, в системах постановки радиопомех и для других целей.

По конструкции различают СВЧ А.: простейшие рупорные и штыревые неподвижные, зеркальные с механическим сканированием луча, фазированные антенные решётки с электронным сканированием луча, сканирующие и неподвижные линзовые, щелевые и др.

Конструкции А. дальней радиосвязи в коротковолновом диапазоне, применяемые на самолётах в 70—80-е гг., основаны на возбуждении киля, который излучает энергию аналогично вертикальному вибратору. Широко используются в этом диапазоне так называемые А. верхнего питания, работающие на основе возбуждения изолированной части киля. С 80-х гг. на самолётах устанавливаются А. с возбудителями пазового и шлейфового типов; применяются также магнитоводно-щелевые возбудители.

Для самолётных радиостанций метрового и дециметрового диапазонов широко используются вертикальные вибраторы штыревого типа, устанавливаемые на поверхности фюзеляжа. Но они создают дополнительное аэродинамическое сопротивление. Поэтому с 70—80-х гг. на некоторых отечественных самолётах стали применяться невыступающие плоскоёмкостные А. Для средств навигации и посадки (диапазон 660—1100 МГц) широко используются вибраторные антенны с вертикальной поляризацией. На самолётах 80-х гг. наряду с такими А. стали применяться невыступающие кольцевые щелевые А.

С целью снижения массы, аэродинамического сопротивления и т. п. осуществляется комплексирование А. (например, в одной конструкции объединяются несколько А. различных диапазонов радиоволн).

В. Я. Чесноков. Н. Г. Круглов.

Антидемпфирование

Статья большая, находится на отдельной странице.

Антипов Юрий Александрович

Антипов Юрий Александрович.

Ю. А. Антипов

Анти́пов Юрий Александрович (р. 1915) — советский лётчик-испытатель, полковник, заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959), Герой Советского Союза (1957). Окончил Московскую планёрную школу (1932), лётную школу при авиационном заводе № 1 им. Авиахима (1933), Академические курсы при Военной академии командного и штурманского состава (1943; ныне Военно-воздушная академия им. Ю. А. Гагарина). Работал в научно-исследовательском институте военно-воздушных сил. Участник Великой Отечественной войны. Совершил свыше 180 боевых вылетов, сбил 7 самолётов противника. Проводил государственные испытания истребителей (МиГ, Ла, Су, Як), в том числе Як-3, МиГ-9, МиГ-15, перехватчика И-320. Летал на самолётах и вертолётах 203 типов. Награждён 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды, медалями.

Антисимметричное крыло

Самолёт с антисимметричным крылом.

Самолёт с антисимметричным крылом.

антисимметри́чное крыло́ — целиком поворотное крыло с центральным расположением шарнира и вертикальной осью поворота. При повороте такое крыло будет антисимметричным относительно плоскости симметрии самолёта (см. рис.), отсюда его название. При малых скоростях полёта А. к. устанавливается под нулевым углом поворота для получения максимальных несущих свойств. По мере увеличения скорости полёта крыло поворачивается и устанавливается в соответствующее заданному крейсерскому режиму оптимальное положение (оптимальный угол стреловидности) для обеспечения максимального значения аэродинамического качества (Kmax) на этом режиме. Ряд особенностей компоновки летательных аппаратов с А. к. обусловлен её несимметрией. При околозвуковых скоростях полёта (Маха число полёта M = 0,9—1,1) компоновка с А. к. имеет более благоприятное распределение площадей поперечных сечений по длине фюзеляжа и, следовательно, меньшее волновое сопротивление (см. Площадей правило), чем компоновка с симметричным крылом прямой или обратной стреловидности. В отличие от освоенных компоновок с симметричным крылом изменяемой стреловидности (см. Самолёт с крылом изменяемой в полёте стреловидности) для компоновки с А. к. изменение угла поворота практически не влияет на положение фокуса аэродинамического, и поэтому для такой компоновки не требуется наличия развитого неподвижного центроплана. В результате А. к. при одинаковом размахе может иметь большее удлинение и, следовательно, большее значение Kmax и лучшие несущие свойства. Симметричное отклонение закрылков на А. к. может быть использовано для создания приращения подъёмной силы практически без изменения момента тангажа. В то же время отклонение элеронов может приводить к заметным приращениям момента тангажа. Кроме того, передняя консоль реального упругого крыла имеет большую нагрузку, чем задняя; хвостовое оперение оказывается расположенным в несимметричном поле скоростей из-за скосов потока за А. к. Основным же недостатком А. к. является возможность дивергенции передней консоли крыла, как и у крыла обратной стреловидности.

В США в начале 80-х гг. проходил лётные испытания экспериментальный самолёт с А. к.

Л. Е. Васильев.

Антициклон

Антицикло́н (от греч. anti- — против и циклон) — область а атмосфере, характеризующаяся высоким атмосферным давлением. Давление максимально в центре А. и убывает к периферии. Изобарические поверхности (поверхности равного давления) в А. обращены выпуклостью вверх. Линии равного давления (изобары) замкнуты и имеют примерно овальную форму.

А. развиваются в тропосфере и наряду с циклонами являются частями общей атмосферной циркуляции. В начале развития А. подвижен — движется с запада на восток со скоростью 30—40 км/ч, смещаясь к низким широтам; по мере развития (его размеры в поперечнике могут достигать 1—2 и более тысяч километров) становится малоподвижным. В Северном полушарии, где движущийся воздух отклоняется от направления барического градиента вправо (под действием вращения Земли), движение воздуха в системе А. происходит по часовой стрелке, в Южном полушарии — против. В нижнем приземном слое атмосферы толщиной в среднем около 1000 м (так называемом слое трения) угол отклонения ветра от направления барического градиента меньше прямого, поэтому линии тока имеют форму спиралей, расходящихся от центра А. (выше слоя трения линии тока приблизительно совпадают с изобарами). Возникающее растекание воздуха из нижней части А. сопровождается его втеканием в верхнюю часть А. и обусловливает медленное адиабатическое опускание воздуха из верхней части А. в нижнюю. При этом воздух адиабатно нагревается и его относительная влажность снижается. Поэтому температура тропосферы в А. повышена (только над самой поверхностью суши зимой она может быть очень низкой), облачность мала, осадки, как правило, отсутствуют. По мере развития А. и повышения в нем температуры растёт и высота А.: замкнутые изобары обнаруживаются на всё более высоких уровнях в тропосфере и в нижней стратосфере. Летом на высотах 15—50 км возникают и развиваются обширные стратосферные А. с центром над полюсом.

С. С. Гайгеров.

Антонов Олег Константинович

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Антуанетт"

Моноплан «Антуанетт» IV (Франция).

Моноплан «Антуанетт» IV.

«Антуане́тт» (Antoinette) — обозначение самолётов и авиационных двигателей, созданных одним из французских пионеров авиации Л. Левавассёром (Levavasseur). Одним из первых удачных самолётов монопланной схемы был «Антуанетт» IV.

Аппарат на воздушной подушке

Аппара́т на возду́шной поду́шке — транспортное средство для движения по суше, воде, специальным путям, использующее воздушную подушку (см. Шасси на воздушной подушке) как средство создания подъёмной силы для отрыва аппарата от опорной поверхности или разгрузки его наземного движителя. Воздушная подушка уменьшает сопротивление движению или давление аппарату на грунт и, как следствие, повышает его скорость, проходимость, грузоподъёмность. По характеру передвижения различают А. на в. п. самоходные и несамоходные (буксируемые); по положению относительно опорной поверхности — без контакта с ней (амфибийные суда и наземные машины), с контактом (скеговые суда, а также наземные машины с частичной разгрузкой наземного движителя) и бесконтактно-рельсовые (поезда на воздушной подушке). Самоходные бесконтактные А. на в. п. относятся к классу летательных аппаратов и снабжаются необходимыми устройствами для стабилизации движения и управления полётом. В качестве движителей в самоходных бесконтактных аппаратах используются воздушные винты и газотурбинные двигатели, в самоходных контактных — гребные винты, водомёты, шнеки, колёса, гусеницы, а в самоходных бесконтактно-рельсовых — газотурбинные двигатели и линейные электрические двигатели. Максимальная скорость движения самоходных контактных А. на в. п. 45—75 км/ч, бесконтактных — 100—150 км/ч, бесконтактно-рельсовых — до 150 км/ч. Бесконтактные А. на в. п. используют для перевозки пассажиров и грузов, военных целей (патрулирование, десантирование живой силы и техники и т. п.), выполнения транспортно-технологических операций при освоении природных богатств в условиях бездорожья (геологоразведочные работы, строительство магистральных газо- и нефтепроводов, монтаж буровых установок), перевозки крупногабаритных тяжёлых (до 100 т и более) грузов, распыления на полях минеральных удобрений и средств химической защиты растений.

К. П. Вашкевич.

Аппарат с несущим корпусом

Экспериментальный аппарат с несущим корпусом Мартин Мариетта X‑24B (США).

Экспериментальный аппарат с несущим корпусом Мартин Мариетта X‑24B.

аппара́т с несу́щим ко́рпусом — летательный аппарат, у которого аэродинамическая подъемная сила в основном создаётся его корпусом (крыло отсутствует или занимает небольшую часть от площади летательного аппарата в плане). Рассматривалось применение летательных аппаратов такой схемы в качестве возвращаемой орбитальной ступени космического корабля многоразового использования. В этой роли А. с н. к. занимают по своим характеристикам промежуточное положение между баллистическими и крылатыми летательными аппаратами. Уровень аэродинамического качества позволяет им в определенных пределах маневрировать в атмосфере (в том числе в боковом направлении) без затрат топлива и производить посадку в заданном районе. Для исследования проблем заключительных этапов полёта орбитальной ступени в атмосфере в СССР и США был построен ряд экспериментальных беспилотных и пилотируемых А. с н. к. Беспилотные А. с н. к. предназначались для исследования проблем входа в атмосферу на больших (гиперзвуковых) скоростях, запускались на большие высоты с помощью ракет, на заключительном этапе спуска приземлялись на парашютах. Пилотируемые А. с н. к., например Мартин Мариетта Х-24В (США; см. рис.), сбрасывались с самолёта-носителя, могли дополнительно разгоняться и набрать высоту с помощью жидкостного ракетного двигателя и совершать планирующий спуск и горизонтальную посадку с выключенным двигателем, при этом оценивались устойчивость и управляемость летательного аппарата и их посадочные характеристики.

Ар-2

Бомбардировщик Ар‑2.

Бомбардировщик Ар‑2.

Ар-2 — бомбардировщик конструкции А. А. Архангельского, дальнейшее развитие скоростного бомбардировщика СБ. Были установлены более мощные двигатели (М-105Р мощностью по 809 кВт), уменьшены размеры крыла и оперения, улучшена форма мотогондол, вместо лобовых радиаторов системы охлаждения двигателей применены крыльевые и т. д. Скорость возросла примерно на 60 км/ч и достигла 480 км/ч. Вооружение — 3 пулемёта ШКАС (один верхний и один нижний у стрелка-радиста и один у штурмана); бомбовая нагрузка до 600 кг (при наружный подвеске до 1500 кг). Установка аэродинамических тормозных решёток под крылом позволила применять Ар-2 и в качестве пикирующего бомбардировщика. В 1940—41 самолёт строился серийно (выпущено около 200 машин) и использовался в начале Великой Отечественной войны.

"Арадо"

Реактивный бомбардировщик Ar.234.

Реактивный бомбардировщик Ar.234.

«Ара́до» (Arado Flugzeugwerke GmbH) — самолётостроительная фирма Германии. Образована в 1925. Выпускала учебные, спортивные, транспортные самолёты, гидросамолёты, истребители. С приходом фашистов к власти фирма расширяется и резко увеличивает производство. Выпускаются истребитель-биплан Ar.68 (1934), стандартный учебный самолёт военно-воздушных сил Германии Ar.96 (1939, до 1945 построено 11 546), многоцелевой корабельный гидросамолёт Ar.196 (1938 выпущено 430), военно-транспортный самолёт Ar.232 (1942), реактивный бомбардировщик Ar.234 (1943, построено 214, см. рис.). В 1945 фирма прекратила существование.

Аренда воздушного судна

Аре́нда возду́шного су́дна — договор, по которому одна сторона (арендодатель) обязуется предоставить другой стороне (арендатору) воздушное судно (с экипажем или без него) в её полное распоряжение во временное пользование за определенную плату. Заключается обычно между авиапредприятиями. Договор А. в. с. предусматривает цели использования воздушного судна, ответственность арендатора за порчу или утрату воздушного судна, происшедшие по его вине, его обязанность производить текущий ремонт воздушного судна. Договор предусматривает обычно предоставление определенных услуг, связанных с эксплуатацией арендованного воздушного судна, права и обязанности экипажа и др. Предоставление арендатором воздушного судна в субаренду допускается только с согласия арендодателя. По истечении срока договора арендатор должен возвратить воздушное судно в том состоянии, в каком он его получил, с учётом нормального износа. Арендодатель обязан застраховать воздушное судно (см. Страхование воздушное).

В некоторых государствах существуют авиапредприятия, специализирующиеся на заключении и исполнении договоров А. в. с. с предоставлением всего комплекса или отдельных видов наземного обслуживания.

Арести кубок

Аре́сти ку́бок — переходящий приз, учреждённый Международной авиационной федерацией (ФАИ) в 1960 по предложению почётного президента Международной комиссии ФАИ по высшему пилотажу испанского лётчика Х. Арести (Aresti), именем которого и назван кубок. А. к. изготовлен из золота, серебра, бриллиантов, инкрустирован золотыми медалями и эмблемами национальных аэроклубов. Вручается на чемпионате мира по высшему пилотажу на поршневых самолётах (проводится один раз в два года) лётчику, набравшему наибольшее число очков по сумме четырёх упражнений по программе чемпионата мира. Впервые А. к. был вручён в 1970 в Великобритании абсолютному чемпиону мира И. Н. Егорову (СССР). В 1972 кубок завоевал Ч. Хиллард (Hillard, США), в 1974 чемпионат не проводился, в 1976 — В. С. Лецко (СССР), в 1978 — И. Тучек (Tuček, Чехословакия), в 1980 — Л. Лауденслейгер (Loudenslager, США), в 1982 — В. В. Смолин (СССР), в 1984 и 1986 — П. Ирмус (Irmus, Чехословакия), в 1988 — Г. Хейг (Haigh, США), в 1990 — К. Бесьер (Bessiere, Франция). В соответствии с утверждённым положением А. к. является национальным достоянием Испании.

Аржаников Николай Сергеевич

Аржаников Николай Сергеевич.

Н. С. Аржаников

Аржа́ников Николай Сергеевич (1905—1982) — советский учёный в области аэродинамики, профессор (1935), заслуженный деятель науки РСФСР (1955). Окончил Московский государственный университет (1926). В 1929—31 работал в Центральном аэрогидродинамическом институте, в 1939—40 первый заместитель начальника Центрального аэрогидродинамического института. В 1930—82 — в Московском авиационном институте, где был деканом самолётостроительного факультета, заместитель директора по учебно-научной работе, заведующим многими кафедрами. В 1943—46 в Народном комиссариате авиационной промышленности СССР, затем (до 1956) начальник Главного управления Министерства высшего и среднего специального образования СССР. Награждён орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов, «Знак Почёта», медалями.

Арктическая воздушная экспедиция

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Армстронг Уитуорт"

«А́рмстронг Уи́туорт» (Sir W. O. Armstrong, Whitworth Aircraft, Ltd) — самолётостроительная фирма Великобритании. Образована в 1921 как дочерняя компания крупного кораблестроительного концерна «Армстронг, Уитуорт энд компани» (Sir W. G. Armstrong, Whitworth and Co., Ltd). В 1935 стала дочерней компанией концерна «Хокер Сидли», в 1961 после объединения с фирмой «Глостер» стала называться «Уитуорт Глостер эркрафт» (Whitworth Gloster Aircraft, Ltd). Утратила статус компании и своё название при реорганизации концерна в 1963. К наиболее известным самолётам фирмы относятся истребитель-биплан «Сискин» (первый полёт в 1922, построено свыше 400), разведчик-биплан «Атлас» (1925), тяжёлый бомбардировщик «Уитли» (1936, построено свыше 1800), бомбардировщик и транспортный самолёт «Албемарл» (1943), реактивный палубный истребитель «Си хоук» (1947, конструкция фирмы «Хокер»), пассажирские самолёты «Аталанта» (1932), «Энсайн» (1938), «Аполлон» (1949), реактивные ночные истребители «Метеор» Mk.11 — Mk.14 (1950—53, построено 575 на основе исходного самолёта фирмы «Глостер»), пассажирский грузовой и военно-транспортный самолёт «Аргоси» (1959).

Арретир

Аррети́р [нем. Arretier(ung), от франц. arrêter — останавливать, фиксировать] — устройство для закрепления чувствительного элемента различных приборов в нерабочем положении. Применяется обычно для предохранения чувствительного элемента от повреждений при транспортировке и монтаже. В авиационных гироскопических приборах (гировертикалях, курсовых и инерциальных системах и др.) А. применяется также для фиксации рамок карданового подвеса в заданном положении с целью ускорения выхода гироблока в исходное положение.

Арсеньевское авиационное производственное объединение

Арсе́ньевское авиацио́нное произво́дственное объедине́ние им. Н. И. Сазыкина — берёт начало от образованного в 1936 в посёлке Семёновка (ныне г. Арсеньев Приморского края) авиаремонтного завода № 116 Дальневосточной воздушной армии. В 1941—45 завод построил 2935 самолётов УТ-2. В дальнейшем завод, получивший название «Прогресс», выпускал самолёты Як-18, Як-50, Як-55, Ан-14, планёр А-15, аэросани «Север-2» и Ка-30, вертолёт Ми-24. В 1979 на основе завода образовано производственное объединение. Носит имя Николая Ивановича Сазыкина — директора завода в 1959—76. Предприятие (объединение) награждено орденами Октябрьской Революции (1986), Трудового Красного Знамени (1977).

Архангельский Александр Александрович

Архангельский Александр Александрович.

А. А. Архангельский

Арха́нгельский Александр Александрович (1892—1978) — советский авиаконструктор, доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1947), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1947). Окончил Московское высшее техническое училище (1918). Учёбу совмещал с работой в аэродинамической лаборатории училища и воздухоплавательном кружке, руководимом Н. Е. Жуковским. В 1918—36 работал в Центральном аэрогидродинамическом институте. Вместе с Б. С. Стечкиным спроектировал и построил несколько аэросаней «АРБЕС». После организации в Центральном аэрогидродинамическом институте самолётостроительного КБ А. Н. Туполева (см. Авиационный научно-технический комплекс им. А. Н. Туполева), куда вошёл отдел А., он участвовал в проектировании всех самолётов марки АНТ. В 1932 назначен руководителем бригады скоростных самолётов. Ведущий конструктор первого советского фронтового бомбардировщика АНТ-40, или СБ (рис.), ставшего этапным для советской авиации, и его пассажирского варианта ПС-35. С 1936 руководитель КБ и ответственный за серийную постройку СБ, главный конструктор самолётов Ар-2 (рис.) и «Б». В 1941 коллектив А. снова влился в КБ А. Н. Туполева. С 1947 А. — первый заместитель главного конструктора. Премия им. Н. Е. Жуковского (1962). Ленинская премия (1957), Государственная премия СССР (1941, 1949, 1952). Награждён 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Литература:

Лазарев Л. Л., Коснувшись неба, М., 1983.

Бомбардировщик СБ А. Н. Туполева.

Бомбардировщик СБ.

Бомбардировщик Ар‑2.

Бомбардировщик Ар‑2.

Архимеда закон

Архиме́да зако́н — на всякое тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной жидкости. В несколько иной формулировке впервые был установлен древнегреческим учёным Архимедом в III в. до н. э. Доказывается на основе уравнений гидростатики, представляющих собой Эйлера уравнения для покоящейся несжимаемой жидкости при наличии однородного поля массовых сил. Если ось z декартовой системы координат направить против действия массовых сил, то распределение гидродинамического давления p в жидкости подчиняется закону:

р = р-ρgz,

где g — ускорение свободного падения, ρ — плотность, р0 — давление на свободной поверхности (z = 0). Главный вектор P сил гидродинамических давлений, приложенных к твёрдой поверхности S тела объемом τ, вычисляется по формуле:

P = ‑∫snpdS = ‑∫τgradpdτ,

где n — вектор внешней нормали к S. После подстановки в эту формулу выражения для р и интегрирования приходим к результату: Px = Py = 0, Pz = ρgτ (Рx, Ру, Pz — проекции вектора P на оси x, y, z выбранной системы координат). Следовательно, А. з. можно переформулировать так: силы гидродинамических давлений жидкости на замкнутую поверхность погружённого в неё твёрдого тела приводятся к одной, равнодействующей, равной весу вытесненного объёма жидкости, направленной вертикально вверх и приложенной в центре тяжести вытесненного объёма. А. з. остается в силе и для тела, частично погружённого в жидкость, и обобщается на случай погружения тела в жидкость, состоящую из нескольких слоев разной плотности. А. з. справедлив и для газов (см. Аэростатика). Он широко используется для анализа разнообразных прикладных задач.

Архимеда число

Архиме́да число́ — безразмерный параметр, равный произведению ускорения свободного падения g, куба характерного линейного размера L и разности плотностей ∆ ς, делённому на плотность ς и квадрат кинематической вязкости υ основной движущейся среды:

Ar = gL3∆ ρ/(ρυ2).

Характеризует собой соотношение между архимедовой силой, обусловленной различием плотностей в отдельных областях рассматриваемой системы, и вязкими силами в основном потоке. Используется в качестве параметра подобия при анализе задач по воздухоплаванию; при движении летательного аппарата тяжелее воздуха не учитывается.

Арцеулов Константин Константинович

Арцеулов Константин Константинович.

К. К. Арцеулов

Арцеу́лов Константин Константинович (1891—1980) — советский лётчик-испытатель, один из основателей советского планеризма; художник. Окончил лётную школу Первого российского товарищества воздухоплавании (1911). Участник 1-й мировой войны. Первым в России выполнил на самолёте «Ньюпор-21» преднамеренный штопор (1916). В 1923 испытывал первый советский истребитель И-1 конструкции Н. Н. Поликарпова. В 1923 получил диплом пилота-парителя № 1. Создал 5 планёров собственной конструкции. Участник первых полётов на аэрофотосъёмку и ледовую разведку (конец 20-х — начало 30-х гг.). В 40-х гг. отошёл от лётной работы и занимался графикой и живописью. Член Союза художников СССР.

Литература:

Галлай М. Л., Жизнь Арцеулова, М., 1985.

Аспирационный психрометр

Аспирацио́нный психро́метр — см. в статье Метеорологические приборы и оборудование.

Ассоциация авиации и космонавтики Франции

Ассоциа́ция авиа́ции и космона́втики Фра́нции (Association Аéronautique et Astronautique de France). Основана в 1927 в результате слияния Ассоциации французских инженеров и техников в области авиации и космонавтики (Association Française des Ingénieurs et Techniciens de l’Aéronautique et de l’Espace), существовавшей с 1945, и французского астронавтического общества (Societé Française d’Astronautique), основанного в 1955. Имеет технические секции по аэродинамике, материаловедению, силовым установкам, летательным аппаратам авиации общего назначения и др. Организует проведение международных симпозиумов, ежегодных научных чтений памяти Л. Блерио и О. Лилиенталя, коллоквиумов по аэродинамике и авиационной акустике и т. д. Издаёт ежемесячный научно-технический журнал «L’Aéronautique et l’Astronautique».

Астахов Фёдор Алексеевич

Астахов Фёдор Алексеевич.

Ф. А. Астахов

Аста́хов Фёдор Алексеевич (1892—1966) — советский военачальник, маршал авиации (1944). В Советской Армии с 1918. В Гражданскую войну начальник авиации армии, начальник военно-воздушных сил Сибири. Окончил Севастопольскую школу военных лётчиков (1916), курсы высшего комсостава Рабоче-крестьянской Красной Армии (1923), курсы усовершенствования высшего комсостава (1929). Участник Великой Отечественной войны. В годы войны был командующим военно-воздушными силами фронта (до 1942), начальник Главного управления ГВФ (с 1942), одновременно заместитель командующего военно-воздушными силами Рабоче-крестьянской Красной Армии (1942—43), заместитель командующего авиацией дальнего действия (1943—44). После войны (до 1947) начальник Главного управления ГВФ. Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

Астронавигационные системы

Астронавигацио́нные систе́мы — предназначаются для определения в полёте координат местоположения и курса летательного аппарата с помощью астрономических измерений. Могут быть ручными, полуавтоматическими и автоматическими. К А. с., работающим на принципе оптической пеленгации светил или радиопеленгации Солнца, относятся астроинерциальные системы (АИС), комплексные автономные астронавигационные системы (АНС), астрокомпасы (АК), полуавтоматические и ручные секстанты. В качестве астродатчиков в АИС, АНС и АК используются автоматические оптические астропеленгаторы и радиоастропеленгаторы. Координаты местоположения и курс летательного аппарата определяются по измеренным угловым координатам светил в одной из навигационных систем координат. АИС конструктивно выполняется в виде единой системы, состоящей из системы гиростабилизации и астропеленгатора. АИС обеспечивает также определение и выдачу потребителям углов крена и тангажа, в также составляющих вектора путевой скорости. Для демпфирования колебаний вертикали в АИС может быть предусмотрена коррекция от доплеровского измерителя скорости и угла сноса. Стабилизация платформы, на которой в А. с. установлен астропеленгатор, осуществляется с помощью гировертикалей, гироинерциальных систем и курсовертикалей. Для определения углов наведения астропеленгатора в вычислитель АНС поступают от автономных систем или от электронно-вычислительных машин навигационного комплекса координаты летательного аппарата, или же они вычисляются по данным датчиков скорости и курса. Затем эти координаты и курс корректируются по данным астроизмерений. В некоторых АНС наряду с оптическими применяются радиоастропеленгаторы, работающие по радиоизлучению Солнца и обеспечивающие измерение курсового угла. В астрокомпасах, предназначенных для измерения курсового угла светила, для стабилизации углов наведения используются маятниковая вертикаль или данные об углах крена и тангажа от любой гировертикали. Курс определяется как разность между вычисленным азимутом светила и курсовым углом. Погрешности А. с. составляют по координатам 3—15 км, по курсу 3—30' и не зависят от продолжительности полёта. Поэтому А. с. используют на летательных аппаратах, предназначенных для дальних или длительных полётов.

Е. Г. Харин.

Астронавигация

Астронавига́ция (от греч. ástron — звезда и навигация) летательных аппаратов — раздел навигации летательного аппарата, рассматривающий принципы построения астронавигационных систем и методы их использования для навигации летательных аппаратов, а также совокупность операций по определению в полёте положения летательного аппарата относительно земной поверхности с помощью астрономических средств и методов. Достоинства А. — автономность работы и независимость погрешностей астронавигационных систем от продолжительности полёта, Недостаток — зависимость от метеоусловий.

Атака цели

Ата́ка це́ли — этап боевой операции самолёта (группы самолётов), состоящий из действий, направленных непосредственно на поражение цели. В общем случае включает боевое маневрирование для выхода в зону возможных пусков оружия, слежение за целью информационными средствами для измерения её текущих координат, пуск оружия, управление полётом оружия на траектории или его информационную поддержку. Начинается атака, как правило, с момента окончания режима распознавания цели бортовыми информационными средствами (см. Прицельно-навигационная система), если самолёт при этом оказался в зоне возможных атак. В противном случае её начало должно быть отнесено к моменту входа в эту зону. При использовании оружия, запускаемого без информационного контакта с целью, атака может начинаться с подготовительных операций в заранее выбранной точке маршрута. После атаки может вновь осуществляться поиск целей или самолёты могут перестраиваться для возвращения на базу.

Состав действий во время атаки существенно определяется типом атакуемой цели (воздушной, наземной, надводной и т. д.) и особенностями применяемого оружия. Например, при использовании ракет с полуактивными головками самонаведения или ракет с командным наведением атака может завершиться лишь после окончания наведения ракеты. При этом самолёт вынужден маневрировать таким образом, чтобы не сорвать наведение. Применение ракет с активными головками самонаведения позволяет прекратить атаку сразу после пуска ракеты. Атака является наиболее напряжённым этапом боевой операции как с точки зрения функциональной загрузки экипажа, так и по числу одновременно функционирующих бортовых систем и в наибольшей степени определяет успех всей боевой операции.

А. С. Исаев.

Атмосфера

Статья большая, находится на отдельной странице.

Атмосферная турбулентность

Статья большая, находится на отдельной странице.

Атмосферная циркуляция

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная