Словарь терминов архитектуры (1994)
Статьи на букву "К" (часть 2, "КОЛ"-"КУР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р Т Щ Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 2, "КОЛ"-"КУР")

Колонна соломоника

Колонна соломоника - пластичные, витые колонны, возникшие в восточной архитектуре, впервые были употреблены в храме царя Соломона.

Колонна триумфальная

Колонна триумфальная - сооружение мемориального характера, подобно триумфальным аркам, она была предназначена оставить в веках память о знаменательных событиях, победоносных походах. В Риме известны колонны Траяна, Марка Аврелия. В Царском Селе высится Крымская колонна - памятник военной славы России. Она воздвигнута в 1777 году в память завоевания Крыма (автор не установлен). Венчает колонну бронзовая скульптурная группа трофеев - композиция из знамен с полумесяцами, лука, колчана со стрелами и щита (по рис. Г. И. Козлова). На Дворцовой площади установлена мощная дорическая колонна, вытесанная из гигантского гранитного монолита, с бронзовой базой, капителью, барельефами на пьедестале и венчающей скульптурой Александровская колонна (арх. О. Монферран, 1834) установлена в память победоносного завершения войны 1812 года. Это самая высокая в мире триумфальная колонна, общая ее высота 47,5 м. По проекту К. Росси в начале Конногвардейского бульвара установлены в 1846 г. две колонны, увенчанные статуями Победы (ск. Х. Раух).

Колоннада

Колоннада (франц. colonnade) ряд колонн, объединенных горизонтальным перекрытием. Колоннада может составлять часть объема здания, образуя крытое пространство перед входом - портик (Исаакиевский собор) или вдоль наружных стен - периптер (Биржа), колоннада может также примыкать к корпусу в виде галереи из двух или нескольких рядов колонн, обрамляя площадь перед зданием (Казанский собор) или соединяя отдельные части монументального здания (Александровский дворец в Царском Селе). Изредка колоннада является отдельным сооружением (полуротонда - Колоннада Аполлона в Павловске, Львиный фонтан в Петергофе), в сочетании с глухой стеной колоннада образует парадный въезд - пропилеи (Смольный институт), монументальный гранитный фонтан у Пулкова решен в виде открытого портика на четырех колоннах. В интерьерах дворцовых и других сооружений колоннады, состоящие из одного или двух рядов колонн, могут обрамлять или членить парадный зал (зал б. Дворянского собрания - ныне Большой зал Филармонии, Екатерининский зал Таврического дворца). Любопытно отметить вариации в чередовании опор в главном нефе романских базилик различают ямбический строй пилонов и колонн и дактилический.

Колоссальный ордер

В классической архитектуре ОРДЕР широко применялся в композиции здания. Если каждый этаж или ярус обработан своим ордером, то этот ордер носит название МАЛОГО, или ПОЭТАЖНОГО как в римском Колизее. Когда ордер объединяет два или несколько этажей, он называется большим, или колоссальным. Он получил распространение в архитектуре позднего Возрождения. Это наименование является условным, не связанным с абсолютными размерами сооружения, а определяет лишь особенности композиционного решения. Примерами использования большого ордера являются дом № 3 по Гороховой улице (арх. А. В. Кенель, 1913), дом К. И. Розенштейна на Большом пр., 77 (арх. А. Е. Белогруд, К. И. Розенштейн 1913-1915).

Колумбарий

Колумбарий (лат. columbarium; первоначальное значение - голубятня, от columba - голубь) - хранилище урн с прахом после кремации. В Др. Риме сооружались специальные здания с рядами полукруглых ниш, устраивались колумбарии и в катакомбах. Бесконечные ярусы с нишами создавали сходство с голубятней.

Комплювий

Комплювий - сквозное отверстие в крыше атриума жилого древнеримского дома. Комплювий находился над ИМПЛЮВИЕМ - небольшим бассейном для сбора дождевой воды.

Композитный ордер

Композитный ордер (лат. compositio - составление, соединение), или СЛОЖНЫЙ, сформировался в поздний период римской архитектуры. Он является результатом соединения элементов ионического и коринфского ордеров. Основные пропорции те же, что и у коринфского ордера, сходно и построение антаблемента. Излишнюю сложность и нагромождение форм представляет собой капитель, образованная совмещением коринфской и ионической капителей. Композитный ордер носит подчеркнуто декоративный характер. В архитектуре русского классицизма варианты этого ордера нашли отражение в Нарвских триумфальных воротах (арх. В. П. Стасов, 1833) и костеле св. Екатерины (арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди, 1783).

Композиция

Композиция (лат. compositio - составление)

Под архитектурной композицией подразумевают сочетание и взаимосвязь всех элементов сооружения, которые в результате создают целостность и законченность архитектурного произведения. Эстетическая сторона составляет здесь лишь часть общей программы. Задачей архитектурной композиции является приведение к гармоническому единству всех требований функционального, технического, экономического и эстетического порядка.

Конверт

Конверт - см. Бриллиантовый руст.

Конёк

Конёк - горизонтальное ребро, образуемое пересечением двух скатов кровли.

Консоль

Консоль (франц. console) часть конструкции, конец балки, выступающей из плоскости стены, предназначена для восприятия вертикальной нагрузки карниза, балкона. На консоли устанавливают колонны, скульптуры, вазы и т. п. Снизу консоль обычно декорируют волютами. В комнатном убранстве консолью называют неотодвигаемый от стены столик.

Конструктивизм

Конструктивизм - направление в архитектуре, получившее развитие после Первой мировой войны в связи с ростом индустриальной техники, внедрением новых типов зданий и сооружений. Конструктивизм требовал в архитектурных сооружениях выявлять его конструкцию (отсюда его название), требовал функциональной, конструктивной целесообразности, рациональности форм. Поэтому в разных странах это направление получило специфические названия рационализм, функционализм. Для конструктивистских построек характерны обнажение конструкции, предельное упрощение формы, контраст глухих поверхностей стен с большими площадями остекления. Следствием этого явился антихудожественный унылый коробочный стиль. В советской архитектуре конструктивизм занимал господствующее положение в конце 20-х - начале 30-х гг. Его основные черты - функциональная целесообразность, геометрическая четкость объемов, острая динамика композиции, длинные полосы остекления (ленточные окна). Воплощение этих принципов в строительной практике привело к появлению в облике кварталов утомительной монотонности, однообразия. В крайнем своем выражении принципы конструктивизма проявляются в нарочитой деэстетизации приемов, в отвлеченном схематизме, недооценке сложившихся ансамблей, в пренебрежении национальными традициями. Пример тому гостиница "Санкт-Петербург", поставленная на месте, где до нее существовала целая архитектурная среда, связанная с именами Д. Трезини, А. Н. Воронихина, А. Д. Захарова, среди них был снесен и Пироговский корпус.

Контрфорс

Контрфорс - вертикальная опора, расположенная с внешней стороны стены здания и принимающая на себя боковой распор. В архитектуре ГОТИКИ передача распора крестового (НЕРВЮРНОГО) свода на контрфорс осуществлялась при посредстве соединительных арок - АРКБУТАНОВ. Применение контрфорсов позволило строителям готических соборов заменить внутри храма толстые опорные столбы тонкими колоннами и тем самым предельно облегчить всю композицию храмового интерьера, что составляет одну из важнейших особенностей этого стиля. Обычно контрфорс имеет простую форму к основанию стены сечение контрфорса увеличивается по треугольнику или уступами. При малых нагрузках сечение по высоте может оставаться постоянным, и в этом случае контрфорс по своему виду приближается к ПИЛЯСТРЕ.

Контрэскарп

Контрэскарп (франц. centre escarpe от ит. scarpa - откос)

передняя (ближайшая к противнику) отлогость внешнего рва укрепления.

Конха

Конха - полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических частей (АБСИД, НИШ) различных зданий. Созданная в восточной архитектуре эллинистического времени, конха использовалась в римском и византийском зодчестве. Большое распространение получила конха в средневековых культовых сооружениях. Широкое применение конха нашла в произведениях русской архитектуры.

Корабль

Корабль (греч. karabos - крупное судно)

в архитектуре - вытянутая в длину часть помещения (базилики, крестовокупольного храма), разделённого в продольном направлении колоннадами, аркадами или столбами. То же, что Неф.

Кордегардия

Кордегардия (франц. coips de garde)

павильон, отдельное здание; помещение для военного караула. То же, что Гауптвахта.

Кордегария

Кордегария (франц. coips de garde) - павильон, отдельное здание; помещение для военного караула. То же, что Гауптвахта.

Кордон

Кордон (франц. cordon - шнурок) элемент горизонтального членения объёма здания в виде пояса, тяги обобщённого профиля с сильным рельефом. Кордон обычно выполняет роль междуэтажного членения. Кордоном является также горизонтальная тяга в виде вала с полочкой, опоясывающая гранитные набережные Невы.

Коринфский ордер

Коринфский ордер (Коринф - область Греции)

появился в архитектуре античной Греции позднее других ордеров, использовался редко, получил развитие уже в римскую эпоху. Коринфский ордер отличается особым декоративным богатством. Изысканная по своим пропорциям коринфская колонна (высота ее равна 20 модулям) имеет высокую корзинообразную капитель, украшенную двумя рядами аканта, на которой лежит профилированная абака своеобразной в плане формы - квадрат со срезанными углами и вогнутыми сторонами. Углы абаки поддерживают волютообразные завитки стеблей, выступающих из-за листьев. Эти маленькие волюты называются кауликоли (лат. caulis - стебель). Фуст колонны имеет 24 каннелюры, такие же, как в ионическом ордере. Структура архитрава тоже подобна ионическому, но добавляется новый элемент в карнизе - полка с модульонами в виде кронштейнов, поддерживающих слезниковую плиту. В архитектуре русского классицизма коринфский ордер нашёл широкое применение. Это здания Александрийского театра, Казанского, Исаакиевского и Троицкого соборов.

Коробов, Иван Кузьмин

Коробов, Иван Кузьмин (1700-1747)

крупный русский архитектор; был послан Петром I для обучения за границу. В 1727-1740 гг. служил в Адмиралтейском ведомстве. Спроектировал и построил ряд зданий. Наиболее значительным сооружением Коробова было Адмиралтейство, перестроенное им из прежнего здания, заложенного в 1704 г. Сохранив первоначальную планировку, Коробов в 1732 г. приступил к перестройке центрального каменного корпуса и к сооружению ярусной башни, увенчанной позолоченным шпилем, придав центральной части здания торжественный характер. Работы по перестройке Адмиралтейства были закончены в 1738 году. (Впоследствии здание перестроено А. Д. Захаровым в первой четверти XIX в.). Коробов активно работал в Комиссии о Санкт-Петербургском строении. Коробов воспитал ряд выдающихся зодчих, у него учились архитекторы С. И. Чевакинский, А. Ф. Кокоринов, Д. В. Ухтомский и др. Из сохранившихся построек - церковь св. Пантелеймона в Соляном городке.

Косоур

Косоур - наклонная балка, на которую опираются своими концами ступени лестничного марша. В плотничном деле различают способы монтажа ступеней: лестница, образованная накладными ступенями, называлась КОСОУР. Если ступени врезались в плаху на шипах, то они образовывали т.н ТЕТИВУ. В условиях индустриального домостроения лестничный марш отливается целиком из железобетона и носит название КОСОУР.

Костёл

Костёл (польск.) польское название католического храма.

Кошель

Кошель - один из типов северного крестьянского жилого дома с параллельным расположением жилой и хозяйственной частей под одной двускатной несимметричной кровлей.

Краб

Краб (гол. crabbe) декоративная деталь в готике в виде скульптурных стилизованных листьев или цветов, служит украшением щипцов и вимперков. Орнамент кажется вползающим на архитектурную деталь, отсюда и название. Наиболее доступным для обозрения в пределах города зданием, в котором присутствуют мотивы готики и характерная для нее орнаментация, является б. Лютеранская церковь св. Михаила (инж. К.К. Бульмеринг, 1875) на В.О., перекресток Среднего пр. и 3-й линии.

Кракелюр

Кракелюр (франц. craquelure - трещины) - трещины на красочном слое картины, росписи. Иногда наносятся искусственно для имитации под старину.

Красная линия

Красная линия - термин, применяемый в градостроительстве для обозначения границы, отделяющей застроенную территорию от пространства улицы или площади. За красную линию в сторону улицы не должно выходить ни одно строение; это положение является обязательной предпосылкой нормального построения уличной сети и порядка в застройке города. Примеры нарушения этого правила: выходящее к Неве парадное крыльцо Зимнего дворца, тамбур великокняжеского дворца (ныне Дом ученых, Дворцовая наб., 26).

Краснофигурная техника

Краснофигурная техника - приём росписи сосудов в древнегреческой вазописи, при котором фон покрывался черным лаком, а изображения сохраняли цвет глины, обычно красноватый. Детали исполнялись при помощи пера или кисти. Краснофигурный стиль позволял достигать большей правдивости изображения, чем чернофигурный стиль. Возникнув в конце VI в. до н.э., Краснофигурный стиль способствовал преодолению условности и схематизма архаического искусства и переходу к искусству классики.

Краснофигурный стиль

Краснофигурный стиль - приём росписи сосудов в древнегреческой вазописи, при котором фон покрывался черным лаком, а изображения сохраняли цвет глины, обычно красноватый. Детали исполнялись при помощи пера или кисти. Краснофигурный стиль позволял достигать большей правдивости изображения, чем чернофигурный стиль. Возникнув в конце VI в. до н.э., Краснофигурный стиль способствовал преодолению условности и схематизма архаического искусства и переходу к искусству классики.

Красный тёс

Красный тёс - второй, верхний слой деревянной кровли, концы которого обработаны в виде усеченных пик, декоративно украшающих свес кровли.

Кремль

Кремль - центральная укрепленная часть русских феодальных городов, обычно расположенная на высоком месте и обнесённая стенами с башнями. До XIV в. применялся термин ДЕТИНЕЦ, сохранившийся, например, в Новгороде, также ГОРОД, КРЕПОСТЬ. В кремле обычно находились дворец князя, собор, арсенал, склады продовольствия, присутственные места. Стены часто окружались рвом. В башнях и в стенах устраивались бойницы, над стенами - навесные стрельницы. Этимологически КРЕМЛЬ - др.-рус. крепость внутри города; ему родственно КРОМА - кромка, край, граница: КРОМ (кремль во Пскове). Таким образом, исходное КРЕМЛЬ - огороженное место.

Кремник

Кремник - центральная укрепленная часть русских феодальных городов, обычно расположенная на высоком месте и обнесённая стенами с башнями. До XIV в. применялся термин ДЕТИНЕЦ, сохранившийся, например, в Новгороде, также ГОРОД, КРЕПОСТЬ. В кремле обычно находились дворец князя, собор, арсенал, склады продовольствия, присутственные места. Стены часто окружались рвом. В башнях и в стенах устраивались бойницы, над стенами - навесные стрельницы. Этимологически КРЕМЛЬ - др.-рус. крепость внутри города; ему родственно КРОМА - кромка, край, граница: КРОМ (кремль во Пскове). Таким образом, исходное КРЕМЛЬ - огороженное место.

Крепида

Крепида, Крепидома

(греч. krepis - основание, цоколь)

приподнятое основание, на котором обычно возводились древние греческие храмы; имело две - три ступени. То же, что Стереобат.

Крепидома

Крепидома (греч. krepis - основание, цоколь)

приподнятое основание, на котором обычно возводились древние греческие храмы; имело две - три ступени. То же, что Стереобат.

Креповка

Креповка - см. Раскреповка.

Крепостные сооружения

Крепостные сооружения - укрепления, обороняющие город, населённый пункт или определённую территорию. Возникли первоначально в виде простейших ограждений из земли, дерева и камня. Разнообразные типы крепостных сооружений были созданы в условиях феодализма и служили целям обороны замка, города (земляные валы, рвы, крепостные стены с дозорными и боевыми башнями, подъёмными мостами и др.) или обороняли от вражеских нашествий обширные территории страны (Великая Китайская стена, сооружения Засечной черты в Др. Руси и др.). Своеобразные типы крепостных сооружение созданы русским зодчеством в виде кремлей, или детинцев, а также в виде укреплённых монастырей, возводившихся на важных стратегических направлениях. В пограничной полосе Русского государства XIV-XVII вв. сооружались крепостные сооружения из дерева, так называемые остроги. С развитием техники огнестрельного оружия и артиллерии крепостные сооружения утратили оборонное значение, уступив место укреплениям нового типа (крепости). Сохранившиеся крепостные сооружения являются ценными историко-архитектурными памятниками.

Крепость

Статья большая, находится на отдельной странице.

Крест

Крест - символ и предмет культа христианской религии. Истоки почитания креста восходят к глубокой древности, о чём свидетельствуют дошедшие до нас изображения креста на памятниках, относящихся к первобытному обществу. В христианстве крест - символ страданий - страстей Христа. На распятии вверху присутствует табличка с литерами INRI, которые читаются: Iesus Nasareus Rex Iudaeorum - Иисус Назаретский, царь иудейский, а внизу косая перекладина - (suppedaneum) перекладина для ног. Главные типы христианского креста: 1. Греческий равноплечий;

2. Латинский с удлинённым нижним концом;

3. Антонов крест, подобен тому, на котором распинали разбойников одновременно с Христом;

4. Андреевский крест;

5. Петров крест; являет собой крест, на котором по преданию распяли Апостола Петра стремглав, т.е. вниз головой;

6. Вильчатый крест;

7. Лотарингский двойной крест;

8. Крест с ушком - анех - древнеегипетский символ жизни;

9. Папский крест; три его перекладины означают сочетание функций светской власти, церковной и духовной;

10. Константиновский крест, монограмма Христа: Х и Р, первые две буквы имени;

11. Русский православный крест;

12. Многократный крест, имеет на концах по маленькому кресту;

13. Костыльный крест;

14. Якорный крест;

15. Иерусалимский крест, герб святого города;

16. Мальтийский крест,

17. Древовидный крест, древнейший символ древа жизни. Существует разновидность т. н. проросшего, или расцветшего креста с листьями и цветами.

Крестовая кладка

Крестовая кладка - см. Кладка каменная.

Крестово-купольная система

Крестово-купольная система - система перекрытия здания, при которой в центре находится купол, опирающийся посредством ПАРУСОВ на четыре столба, а к подкупольному объему примыкают крестообразно расположенные цилиндрические своды. Крестово-купольная система имеет трехнефный и пятинефный варианты.

Крестовый свод

Крестовый свод - см. СВОДЫ.

Крестоцвет

Крестоцвет - скульптурно-декоративный стилизованный цветок или бутон из камня (чугуна), венчающий в готической архитектуре башни, шпицы, вимперги, фиалы с одной или двумя парами горизонтальных крестообразных лепестков. Другое название - флерон.

Кресты поклонные

Кресты поклонные - резные белокаменные кресты, заделанные в плоскость нижней части стены древнерусских храмов (Новгород), ЗАУПОКОЙНЫЕ кресты заделывались в верхнюю часть стены. Внутри храма на восточной стороне за престолом водружается крест, называемый ЗАПРЕСТОЛЬНЫЙ. НАПРЕСТОЛЬНЫЙ крест употребляется при богослужении и предлагается народу для целования. Наперсный крест - знак сана архиерея, архимандрита. Нательный крест возлагается на грудь каждого, прошедшего обряд крещения.

Крещатая бочка

Крещатая бочка - одна из форм деревянного покрытия четвериковых срубов в виде двух БОЧЕК, соединенных под прямым углом.

-------------------

Крещатая бочка, Бочка

криволинейное покрытие - свод с килевидным завершением. Встречается в церковном и гражданском зодчестве допетровской Руси, чаще в деревянных постройках. Пересечение двух бочек образует крещатую бочку, или так называемое кубовое покрытие.

Крипта

Крипта - подземная галерея, служившая для погребения, в римских катакомбах - помещение, где тайно происходила церковная служба первых христиан и совершались захоронения. В раннем христианстве крипта, находившаяся под алтарем, рассматривалась как вместилище святого гроба. В позднем христианстве это помещение под алтарной частью католического (романского) храма использовалось в качестве склепов для почетного погребения, в ряде случаев крипта служила подземной часовней. В крипте костела св. Екатерины (Невский пр., 32-34) погребен третий главнокомандующий русскими войсками 1812 года французский генерал Жан-Виктор Моро, погиб в битве под Дрезденом осенью 1813 года.

Криптопортик

Криптопортик (лат. крытая галерея) - коридор, обычно подземный, освещенный сверху большими проемами.

Кровать

Кровать - в крепостных сооружениях - деревянный настилгалерея тыновой (внутренней) стороны оборонительной стены.

Кровля

Кровля - верхняя оболочка крыши, состоящая из водонепроницаемого покрытия и основания в виде обрешетки, укладываемой по стропилам крыши. В зависимости от вида водоизоляционного материала различают кровли деревянные (тесовые, гонтовые, дранковые), черепичные и из кровельного железа, в редких случаях - из листовой меди и др. материалов.

Кромлех

Кромлех (бретонск. crom - круг, lech - камень) - самая сложная мегалитическая постройка - круг, составленный из больших (до 6-7 м. высоты) вертикально стоящих камней, иногда перекрытых каменными брусьями. Относятся кромлехи к неолиту и бронзовому веку. Кромлехи встречаются в Сев. Франции, на островах Великобритании, в Закавказье. Наиболее известен кромлех в Стоунхендже в Англии, он состоит из нескольких концентрически расположенных кругов камней, в центре площадки находятся дольмены. К кромлеху примыкают ряды менгиров. Назначение кромлехов спорно. Очевидно лишь, что это ритуальные сооружения. По одной из версий, кромлехи связаны с солнечным культом и служили храмами солнца.

Кронверк

Кронверк (нем. Kronwerk - укрепление на главном направлении) наружное вспомогательное укрепление, возводившееся перед главным валом крепости с целью его усиления; оно состояло из одного БАСТИОНА и двух полубастионов на флангах, что в плане имело вид короны, откуда и название. В Петербурге кронверк начал сооружаться вскоре после закладки Петропавловской крепости, прикрывая её с суши. В 1752 г. обветшавший кронверк был отстроен вновь земляным зданием на каменном фундаменте. Тогда же был углублён и расширен канал вокруг него. Нынешнее здание построено в 1860 г. (арх. П.И. Таманский). Здание использовалось как артиллерийский арсенал. С 1872 г. собрание реликвий боевой славы русской армии получило наименование Артиллерийского музея.

Кронштейн

Кронштейн - деталь или конструкция в виде консоли, прикреплённая к стене; служит опорой для наружных частей здания: балкона, навеса над крыльцом, дождевого козырька.

Круглый дом

Круглый дом - дом с крышей по-круглому; крыша по-круглому - четырёхскатная крыша, не имеющая фронтонов.

Кружала

Кружала - вспомогательные устройства для возведения арочных, сводчатых и купольных конструкций. Назначением кружал является поддержание опалубки, служащей формой для укладки кирпичей, камней, бетона в проектное положение, до затвердевания раствора. Форма, размеры, конструкция кружал разнообразны. Как правило, они изготовляются из дерева.

Крыло

Крыло - или Флигель

боковой корпус сложного в плане здания, часто соединённый крытым переходом с главным корпусом. Крылья располагаются, как правило, симметрично по сторонам главного корпуса, в одну линию с ним или выступая вперёд. В последнем случае пространство между крыльями образует перед фасадом здания т. н. парадный двор курдонер (Михайловский дворец, Русский музей). Если флигели и переходы вкупе с главным зданием образуют округлый двор, он будет называться циркумференция (Екатерининский дворец в Царском Селе).

Крыша

Крыша - верхнее покрытие здания, защищающее его от дождя, ветра, состоит из несущей части - СТРОПИЛ и наружной оболочки - КРОВЛИ. Наклонные поверхности крыши называются скатами. Линии пересечения скатов, образующие внутренние углы, называются ЕНДОВАМИ, а внешние РЕБРАМИ, верхнее горизонтальное ребро называется КОНЬКОМ. Треугольный скат четырехскатной крыши, идущий от конька до карниза называется ВАЛЬМОЙ, а если он не доходит до карниза - ПОЛУВАЛЬМОЙ. По числу скатов и их геометрической форме различают крыши одно скатная, или ПУЛЬТОВАЯ, двухскатная, четырехскатная, многоскатная, коническая, купольная пилообразная, плоская и др. При наличии чердака покрытие называется надчердачным, а при его отсутствии, т. е. при совмещении кровли с чердачным перекрытием, - бесчердачным. Для освещения и проветривания чердаков делаются чердачные, т. н. СЛУХОВЫЕ ОКНА, которые используются в качестве выхода из чердака на крышу. При значительной высоте чердак может быть использован для устройства в нем отапливаемых помещений, называемых чердачными или мансардными этажами. Бесчердачные покрытия делаются главным образом, в промышленных зданиях. Пилообразная крыша позволяет хорошо освещать производственные помещения. Плоские покрытия, крыши-террасы находят применение по преимуществу в южных районах страны.

Крыша под тесом в желоб

Крыша под тесом в желоб - вид крыши, применяемой чаще всего в домах с бревенчатым фронтоном. Тесовая кровля крепится вверху ОХЛУПНЕМ, а внизу упирается в деревянный желоб - водотечник.

Ктитор

Ктитор (греч. ktitor - букв. владетель, учредитель) в древнерусском государстве - лицо, построившее на свои средства православный храм. Нередко заказчик, финансировавший работы, изображался на стене храма. За критором и его наследниками закреплялось право распоряжаться доходами этого храма. Позднее (приблизительно с XVII в.) ктитором стали называть избранного приходом церковного старосту, в обязанности которого входил сбор средств для церкви, забота о ее благоустройстве, ведение отчетности и т. п.

Куб

Кубоватое покрытие

одна из форм деревянного криволинейного покрытия четвериковых или восьмериковых срубов, образуется пересечением двух бочек, квадратное в плане, оно имеет одинаковый для всех фасадов здания силуэт, сходный по очертаниям с луковичной главой.

Кубоватое покрытие

Кубоватое покрытие - одна из форм деревянного криволинейного покрытия четвериковых или восьмериковых срубов, образуется пересечением двух бочек, квадратное в плане, оно имеет одинаковый для всех фасадов здания силуэт, сходный по очертаниям с луковичной главой.

Кунсткамера

Кунсткамера (нем. Kunstkammer - кабинет редкостей) собрание разнообразных редкостей. Впервые появились в Зап. Европе приблизительно в XV в. Возникновение кунсткамер связано с возросшим в эпоху Возрождения интересом к естественным и историческим наукам и быстрым накоплением фактических данных в этих отраслях знания. В кунсткамерах демонстрировались естественнонаучные коллекции археологические находки, инструменты, приборы, вещи, связанные с историческими событиями и лицами, произведения искусств и проч. Несмотря на пестроту экспонатов и примитивность организации, кунсткамеры сыграли положительную роль в распространении научных знаний. Одной из крупнейших в мире была основанная в Петербурге в 1714 г. и открытая в Кикиных палатах для всеобщего обозрения в 1719 г. петровская Кунсткамера. В ней хранились анатомические зоологические и исторические коллекции, собранные во многих районах России по правительственным указам 1704-1718 гг., коллекции приобретенные Петром I в Голландии в 1698 г., и его личные собрания оружия и произведений искусства. После основания Российской Академии наук (1724) Кунсткамера перешла в ее ведение и стала пополняться новыми материалами. В ней было создано 4 отдела а) собственно кунсткамера (искусство и этнография), б) натуркамера (естествознание), в) мюнц-камера (нумизматика), г) кабинет Петра I (исторические материалы). В 1728 г. Кунсткамера была переведена в новое здание, специально построенное (строительство завершено в 1734 г.) для нее на Васильевском острове (арх. Г. Матарнови, С. И. Чевакинский, Г. Киавери, М. Г. Земцов). Научную работу в Кунсткамере вели М. В. Ломоносов, П. С. Паллас, В. М. Севергин и другие крупнейшие русские ученые. К началу XIX в. в Кунсткамере скопилось громадное количество коллекций, требовавших специального изучения. В связи с этим от нее, как от материнского дерева, отпочковались - выделились в самостоятельные научные учреждения Ботанический, Зоологический, Минерологический и другие музеи Академии наук и Мемориальный музей Петра I. Эти музеи существуют и в настоящее время. В здании Кунсткамеры ныне помещается Институт этнографии АН России, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого и Мемориальный музей М. В. Ломоносова.

Купидон

Купидон - см. Амур.

Купол

Купол - сводчатое перекрытие внутреннюю поверхность которого можно рассматривать как тело вращения кривой (дуги окружности, эллипса, параболы и т. д.) вокруг вертикальной оси. Купола возводятся чаще всего на барабане или на четырехугольном основании при помощи специальных сводов (ПАРУСА, ТРОМПЫ). Древнейшими куполами были так называемые ложные - не дающие бокового распора купола, образованные постоянно уменьшающимися венцами каменных брусьев. Куполами также называют многочастные сомкнутые своды. Название "купол" относят и к наружным покрытиям зданий, имеющим подобные формы. Различают купола сферические сфероконические, зонтичные, на парусах.

Купол зонтичный

Купол зонтичный - купол, разделенный на вспарушенные (от слова ПАРУС) секторы и напоминающий форму раскрытого зонта. Имеет в основании цилиндр или многогранник.

Купол ложный

Купол ложный - называется оттого, что не создает бокового распора, присутствует только вертикальная нагрузка. Ложный купол образуется путем горизонтального напуска колец каменной кладки.

Купол на парусах

Купол на парусах - купол, возводящийся на прямоугольном основании при помощи специальных сводов - ПАРУСОВ. Таковым является купол Казанского собора (арх. А. Н. Воронихин). Четыре мощных пилона служат опорой подпружных арок и парусов, поддерживающих барабан и купол. Особенность купола Казанского собора заключается в том, что здесь впервые несущая конструкция выполнена целиком из кованого железа. К этому металлическому каркасу крепятся внутренняя и наружная оболочки.

Купол сферический

Купол сферический - купол в форме части шаровой поверхности, чаще всего полушара, возводимый на БАРАБАНЕ.

Купол сфероконический (шлемовидный)

Купол сфероконический (шлемовидный) - купол, вертикальный разрез которого имеет стрельчатое очертание, например четырехцентровой стрельчатой АРКИ. Возводится на барабане.

Курватура

Курватура (лат. curvatura - изгиб)

незначительное отклонение от геометрической прямолинейности очертаний отдельных частей здания (стилобата, антаблемента). Курватура применялась античными зодчими для смягчения геометрической сухости линий, а также для исправления оптических искажений архитектурных форм при рассмотрении их в ракурсе.

Курдонёр

Курдонёр - парадный двор перед зданием, ограниченный главным корпусом и боковыми флигелями с крытыми переходами. От улицы отделяется сквозной оградой с воротами. Такова чугунная ограда с гербом на воротах (арх. И. Д. Корсини, 1844), за которой парадный двор Шереметевского дворца.

Курица

Курица - элемент безгвоздевой кровли, брус из ствола ели с ответвлением одного из корней, образующим крюк, крепится в слегах и держит поток (водотечник).

Куртина

Куртина (франц. courtine - завеса) средняя часть крепостного бастионного фронта, соединяющая фланки смежных бастионов. Куртина обычно являлась объектом атаки осаждающих, которые стремились проделать в ней брешь для штурма. В конце XVI в. перед куртиной стали возводить особую постройку - равелин, который прикрывал куртину от огня и затруднял атаку. С этого времени атака стала направляться на бастион.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная