Словарь терминов архитектуры (1994)
Статьи на букву "И"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р Т Щ Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И"

Изба

Изба - русское традиционное крестьянское жилище срубной конструкции. Термин изба происходит от древнеславянского истьба. Истъбою, истопкою в летописи называют отапливаемый жилой сруб, в отличие от КЛЕТИ - неотапливаемого. Древнейшие избы были курные: с печью без дымохода; их называли - рудная, чёрная, т.к. дым выходил либо через открытую во время топки дверь или окно, либо через дымницу в крыше. Дымоход появился в XII в. Окна первоначально были ВОЛОКОВЫМИ (в высоту одного бревна, закрывавшиеся изнутри деревянными задвижками), позднее появились КРАСНЫЕ (или КОСЯЩАТЫЕ) окна с рамой. Для северных и центральных областей Руси характерна высокая изба с ПОДЫЗБИЦЕЙ (подпольем) под двускатной тесовой крышей; в южных областях изба низкая (без подполья) под четырёхскатной соломенной крышей. Избы строились из брёвен, пластин или брусьев длиной 7-9 м. Брёвна соединялись в прямоугольный ВЕНЕЦ и врубались на углах либо В ОБЛО, либо В ЛАПУ. Число венцов определяет высоту избы. Планировка сельского дома была очень устойчивой: под одной крышей возводились собственно ИЗБА - (отапливаемый сруб), КЛЕТЬ (холодная, летняя часть дома) и СЕНИ, их соединявшие. В отапливаемой части дома печь помещалась в правом или левом углу, челом повёрнутая к окнам, к фасаду. Угол за нею, называвшийся КУТЬ, служил местом для спанья (здесь стояла лавка - ОКОННИК). Передний, или КРАСНЫЙ УГОЛ, где стоял стол, находился по диагонали от печи. Место против печи - УПЕЧЬ, предназначалось для стряпни и нередко отделялось занавеской или дощатой перегородкой. Вдоль стен неподвижно укреплялись лавки. Архитектурно-скульптурное убранство русской избы являлось предметом широкого и богатейшего народного творчества - резьбы по дереву. Резьба - выемчатая и прорезная - размещалась по косякам дверей и окон, по карнизам и фронтону (НАЛИЧНИКИ, ПОЛОТЕНЦА, ПОДЗОРЫ, ПРИЧЕЛИНЫ, ВЕТРЕНИЦЫ, ОХЛУПЕНЬ, КУРИЦЫ). Характерна резьба по дереву и для внутреннего убранства избы - столбы, мебель, утварь, прялки и пр.

Известняк

Известняк - осадочная, часто органогенная (раковины, кораллы, скелеты моллюсков) порода, состоящая в основном из углекислого кальция; широко распространён в природе, имеет различную окраску: от белого, серого, жёлтого до коричневого и чёрного. Различают породы известняка: плотные (бут), пористые (ракушечник, туф), рыхлые (мел). Бут - мелкозернистый, плотный, твёрдый - применяется для кладки фундаментов, возведения стен, для тротуарных плит. Известковый туф (травертин) - лёгкий, имеющий ячеистое строение, используется для декоративной отделки фасадов. Наиболее прочные из них употребляются для кладки стен. При строительстве Петербурга известняки использовались широко. Из пудостского известняка возведены колонны Казанского собора, выполнены скульптуры Адмиралтейства, Горного института. Из доломитового известняка (месторождение Парицы) сооружены стены Гатчинского дворца.

Изразцы

Изразцы - облицовочные плитки из обожжённой глины; с лицевой стороны обычно покрыты ГЛАЗУРЬЮ, с обратной стороны имеют вид открытой коробки - РУМПЫ для крепления в кладке. Изразцами часто неточно называют облицовочные плитки без румпы. Впервые плитки появились в странах Древнего Востока. В России применялись как для облицовки фасадов зданий (один из примеров - храм Василия Блаженного), так и во внутреннем убранстве - для облицовки печей и каминов. Кафельная печь была во всяком доме. Печные изразцы бывают прямоугольные (рядовые) - для облицовки ЗЕРКАЛА печи, угловые - для кладки углов, а также фасонные - карнизные, цокольные и др. Глазури для изразцов применяются разных цветов, как непрозрачные (глухие), так и прозрачные (сквозные). В последнем случае часто делается белый или цветной подглазурный слой. Изразец без глазури назывался красным.

Икона

Икона (греч. eikon - изображение, образ) в христианской религии - живописное изображение Христа, Богоматери, Святых, библейских сюжетов; предмет религиозного поклонения. В жилом помещении иконы находились в красном углу. Иконы являются также художественными памятниками своего времени.

Иконопись

Иконопись - вид станковой живописи, имеющей культовое назначение. Иконопись получила особенное развитие в тех странах, где господствующей религией явилось православие, которое не признавало культовых изображений, выполненных в круглой скульптуре. Изображения, создаваемые иконописцами, находились под строгим контролем церкви и должны были соответствовать традиционным образцам. Но содержание икон гораздо шире религиозного сюжета, который на них запечатлен. Например, в изображении святых воинов обычно отражались представления народа о воинской доблести. В русских иконах нередко встречаются исторические темы и портреты. Выдающиеся мастера - Феофан Грек, Даниил Чёрный и гениальный Андрей Рублев создают поизведения, отмеченные подлинной человечностью. С XVI в. в иконопись начинают широко проникать светские реалистические черты, светское понимание темы; распространяются жанровые мотивы, появляются первые признаки объёмной трактовки формы и перспективы.

Иконостас

Иконостас (греч. eikon - образ, подобие, stasis - подставка) в православной церкви - преграда, стена, отделяющая алтарь от остального пространства храма. Представляет собой ряд икон, расположенных в строго установленном порядке. В зависимости от высоты храма иконостас устанавливается до четырёх ярусов. Тип развитого иконостаса сложился в течение XIII-XV вв. В середине нижнего яруса находятся Царские врата, на которых помещаются иконы Благовещения и четырёх Евангелистов. Направо от царских дверей располагаются иконы Спасителя, храмового праздника, налево - икона Божьей Матери. По обе стороны царских дверей за рядами икон следуют боковые двери - северная и южная. На этих дверях изображаются лики ангелов, а именно: на северной - Херувим с пламенным мечом, на южной - Гавриил. Второй ряд иконостаса назначается для икон важнейших христианских праздников (Крещение, Богоявление, Воскресение, Благовещение, Преображение, Успение, Рождество). В третьем ряду помещаются изображения св. Апостолов, между которыми в середине, над царскими дверями, ставится изображение Иисуса Христа. Четвертый ряд назначается для икон св. Пророков, меж которых центральное место занимает икона Божьей Матери с младенцем. На верху иконостаса устанавливается крест. Помимо описанного в церквах делаются отдельные иконостасы в удобных местах: на стенах храмов, около столбов, поддерживающих свод, за клиросами и т.п. Эти отдельные иконостасы называются киотами (греч. kibotos - ковчег: ящик или рама, в которой помещается икона). Деревянный резной иконостас, установленный в Петропавловском соборе (арх. и ск. И.П. Зарудный, 1729) является шедевром русского декоративного искусства. Заслуживает внимания иконостас верхней церкви Никольского Морского собора работы резного дела мастера И.Ф. Канаева: он отличается высоким искусством резьбы и виртуозностью моделировки. К шедеврам русской резьбы относится и пятиярусный иконостас Сампсониевского собора.

Иллюминация

Иллюминация (лат. lumen - свет, illuminatio - освещение) декоративное освещение зданий и улиц по случаю торжества, праздника. В России иллюминация известна со времени Петра I. Ею сопровождались придворные празднества, отмечались военные победы и т.п. Несмотря на примитивность технических средств (свечи, масляные лампы, факелы, смоляные бочки), иллюминация достигала большой пышности и фееричности.

Имплювий

Имплювий - плоский бассейн посреди атриума, куда с крыши стекает вода. См. ДОМ ЖИЛОЙ ДРЕВНЕГО РИМА.

Импост

Импост - или пульвины (лат. - ставить, накладывать) верхняя плита столба или стены, служащая опорой для арки; выступает в виде простой полочки или профилирована в виде карниза. А также - перемычка над оконным или дверным проемом, служащая опорой для арки.

Инкрустация

Инкрустация (лат. in-crusto - покрывать слоем, облицовывать) вид декоративно-прикладного искусства, при котором предмет украшается врезанными в него изображениями иного материала или цвета, чем сам предмет. Существует инкрустация по камню, например мраморные столешницы, набранные из цветных поделочных камней; инкрустация по дереву - интарсия, инкрустация по металлу - таушировка.

Инсоляция

Инсоляция (лат. sol - солнце) применительно к архитектуре - степень освещённости сооружений и внутренних помещений солнечным светом.

Инсула

Инсула (лат. insula - остров; отдельно стоящее здание) многоэтажный и многоквартирный дом для средних слоев населения древнего Рима, уже в I в. н.э. достигавшего 1 млн. чел. Во II-III вв. н.э. оно было ещё больше. В городе насчитывалось 46.602 коммунальных дома - инсулы. В условиях дороговизны земельных участков в Риме домовладельцы, сдававшие жильё внаём, старались строить как можно выше. Достигая высоты 21,90 м, дома имели 4-5 этажей. В каждый этаж с улицы вела своя каменная лестница; окна и балконы были обращены на улицу. В первом этаже размещались мастерские и лавки (таберны). Состоятельные люди снимали целый этаж. Бедняки ютились на верхних этажах, поднимаясь на двести ступеней до своей комнаты, и входили в неё согнувшись, так низки были потолки в этих небольших, плохо освещённых помещениях с общим коридором. Спекуляция такими домами была распространённым явлением. Домовладельцы сдавали инсулы арендаторам, а те по частям передавали помещения более мелким съёмщикам, что приводило к невероятной дороговизне квартир в Риме.

Инталия

Инталия (ит. intaglio - резьба) резной камень с углублённым изображением, обычно выполняется из одноцветного камня, используется главным образом как печать. Инталии и камеи являются разновидностями гемм. Золотая гостиная Эрмитажа представляет обозрению богатейшее собрание резных камней.

Интарсия

Интарсия (ит. intarsio - инкрустация) вид декоративно-прикладного искусства, при котором изображение выполняется врезанными в дерево пластинками дерева других цветов, иногда с добавлением иных материалов (кости, перламутра и др.) Одна из разновидностей ИНКРУСТАЦИИ - ИНТАРСИЯ в XVII в. вытесняется более быстрой техникой наклейки на простое дерево фигурной фанеры из цветных древесных пород - "наборное дерево", МАРКЕТРИ.

Интерколумний

Интерколумний (лат. intercolumnium, inter - между, columnae - колонна) - расстояние между двумя соседними колоннами, исчисляемое от оси до оси.

Интерьер

Интерьер - архитектурное внутреннее пространство здания. Задачей архитектуры на всем протяжении ее развития было создать внутри здания в каждом помещении художественно-архитектурную среду, которая соответствовала бы его практическому назначению.

Инцерт

Инцерт (лат. inserto - вдвигать) - облицовка бетона камнями неправильной формы.

Ионик

Ионик (ионики)

или Овоид (лат. ovum - яйцо)

античный орнаментальный мотив, состоящий из ряда яйцеобразных форм, чередующихся с обращенными острием вниз стрельчатыми листьями. Ионики широко применяются на КАПИТЕЛЯХ и КАРНИЗАХ ионического и коринфского ордеров.

Ионический ордер

Ионический ордер - сформировался в Древней Греции в ионических колониях на побережье Малой Азии. Отличался изящными пропорциями с ощутимыми признаками восточного влияния. Характерная особенность ионического ордера - капитель, образованная двумя обращенными вниз спиралевидными завитками - волютами. Стройный каннелированный фуст суживается кверху. База состоит из двух валов, разделенных выкружкой, и нижнего плинта. Архитрав состоит из трех выступающих одна над другой полок (фасций). Фриз обычно гладкий, иногда покрытый скульптурным орнаментом или надписями. Полоса зубчиков отделяет фриз от карниза. Развитие карниза идет за счет поддерживающей части сочетание каблучка, зубчиков и четвертного вала позволяет дать слезниковой плите значительный вынос. Ионический архитектурный ордер более строен по пропорциям, чем дорический. В более позднюю эпоху эллинизма тенденция к большей декоративности усиливается. В архитектуре русского классицизма примером использования ионического ордера являются здания Академии наук (арх. Дж. Кваренги, 1789) и Публичной библиотеки (арх. Е. Т. Соколов, 1801).

Итальянская (римская) черепица

Итальянская (римская) черепица - см. Черепица.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная