Словарь терминов архитектуры (1994)
Статьи на букву "Л"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р Т Щ Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л"

Лабиринт

Лабиринт (лат. labyrinthos) название дворцового комплекса фараона Аменемхета III (Др. Египет, XIX в до н. э.) со множеством сложно соединенных дворов и комнат. Оно стало определением здания или части парка со специально запутанным планом, затрудняющим ориентировку.

Лабрадор

Лабрадор (от п-ва Лабрадор в Канаде, где найдены первые образцы) минерал из группы полевых шпатов с твердостью 6 по 10-балльной шкале, бесцветный, белый или серый, часто с красивой игрой радужных цветов, главным образом голубовато- и зеленовато-синих. В качестве породообразующего минерала входит в состав других пород. Сочетание габбро с 60% Лабрадора образует минерал лабрадорит, широко используемый в архитектуре. Его поверхность синевато- серая или черная с иризирующими глазками (греч. iris - радуга). В Петербурге применен для декорирования межоконных простенков здания компании Зингер (арх. П. Ю. Сюзор, 1904) - ныне Дом книги. Лабрадоритом облицованы и колонны дома №54 по Садовой ул. (арх. Е.А. Левинсон и И. И. Фомин, 1930). Промышленные месторождения - на Украине.

Лавра

Лавра (греч. lavra - многолюдный монастырь) - название крупных и важных по своему положению мужских монастырей. В Русской православной церкви имелось четыре монастыря, возведенных в степень лавры Киево-Печерский (с 1688), Троице-Сергиев (с 1744), Александре-Невский (с 1797) и Почаевский Успенский (с 1833). Александро-Невский монастырь был основан в 1713 г. в память исторической победы над шведами в 1240 г., одержанной прославленным русским полководцем Древней Руси. Проект монастыря составил Д. Трезини, строительство вели Т. Швертфегер, П.-А. Трезини, М. Д. Расторгуев, завершившие единый комплекс сооружений в стиле барокко. В старейшем здании лавры - Благовещенской церкви (арх. Д. Трезини, 1725) могила великого полководца А. В. Суворова. Композиционным ядром ансамбля является Троицкий собор - значительное сооружение раннего классицизма (арх. И. Е. Старов, 1790). На территории б. Александро-Невской лавры находятся духовная акдемия, семинария и резиденция митрополита. Южнее р. Монастырки расположены некрополи - Лазаревское и Тихвинское кладбища.

Лавровый венец

Лавровый венец - у древних греков и римлян - символ победы, триумфа, славы. Лавровым венком украшались лица, одержавшие победу в различных состязаниях и соревнованиях (метатели диска, бегуны, поэты, ораторы, музыканты). Традиция сохранилась до нашего времени. Победитель - лауреат (лат. laureatus) - увенчанный лавровым венком. Лавровый венок - часто встречающийся элемент архитектурного декора.

Лавровый венок

Лавровый венок - у древних греков и римлян - символ победы, триумфа, славы. Лавровым венком украшались лица, одержавшие победу в различных состязаниях и соревнованиях (метатели диска, бегуны, поэты, ораторы, музыканты). Традиция сохранилась до нашего времени. Победитель - лауреат (лат. laureatus) - увенчанный лавровым венком. Лавровый венок - часто встречающийся элемент архитектурного декора.

Лавы

Лавы - легкие мостки через речки. Чаще всего это пешеходные мостики. Устраиваются на столбах, кольях.

Лаги

Лаги - горизонтально положенные бревна или брусья.

Лазурит

Лазурит (лат. lapis - камень; араб. azul - небо, синева) минерал ярко-синего цвета, по химическому составу алюмосиликат с содержанием серы. Встречается в виде мелкокристаллических плотных масс, пятнистых по окраске. Преобладают синие, фиолетовые, голубые, зеленоватые тона. Твердость 5-6 единиц по 10-балльной шкале. Основные месторождения в Афганистане, Прибайкалье, на Памире. В виде тонких полированных пластин применяется для облицовки колонн, каминов, столешниц, при создании мозаичных произведений. Измельченный лазурит - материал для приготовления вечной ультрамариновой краски. Две центральные колонны иконостаса Исаакиевского собора облицованы бадахшанским лазуритом (Афганистан). В Мраморном зале одноименного дворца - лазуритовые панно и вертикальные вставки между пилястрами. Лионская гостиная Екатерининского дворца в Царском Селе декорирована лазуритом в нижнем ярусе стен. Лазуритовая комната имеется в Петергофском дворце. В Эрмитаже хранится редкая ваза из монолитного блока лазурита.

Лаконик

Лаконик (лат. laconicum), или судаториум (лат. sudatorium) - парильня в римских термах, отделение с большим, но мелким бассейном (лабрум) для омовения.

Ламбрекен

Ламбрекен (франц. lambrequin) поперечный подвес из тяжелой ткани со складками, воланами украшает верхнюю часть окна, дверного проема, портала театральной сцены. Ламбрекеном называют и деревянное резное украшение того же назначения.

Ландшафтная архитектура

Ландшафтная архитектура - см. Архитектура ландшафтная.

Лантерна

Лантерна (Латерна)

(франц. lanterne - фонарь) - башенка на куполе, световой фонарик, служащий завершением купола.

Ланцетовидное окно

Ланцетовидное окно (лат. lancea - копье, пика) окно, заканчивающееся узкой, высокой ломаной аркой, характерно для готического архитектурного стиля.

Лапа

Лапа - способ соединения (рубки) бревен в углах без остатка, концы бревен не выходят за пределы наружной плоскости стены.

Латерна

Латерна (франц. lanterne - фонарь) - башенка на куполе, световой фонарик, служащий завершением купола.

Леблон

Жан-Батист Александр (1669 - 1719) - французский архитектор, в 1716 г. по приглашению Петра I приехал в Россию, где работал до конца жизни. Будучи назначен генерал-архитектором, Леблон в 1717 г. разработал проект планировки Петербурга, предусматривавший создание центра столицы на Васильевском острове, со строго прямоугольной сеткой улиц и каналов, прямоугольными площадями и эллиптическим поясом укреплений. Талантливый и широко задуманный план Леблона, носивший характер идеального города и не учитывающий природных особенностей Петербурга и традиций градостроительства, не был осуществлён. Леблон участвовал в строительстве Петергофа (перестройка Большого дворца, отделка Монплезира), дворцово-паркового ансамбля Стрельны, Летнего сада в Петербурге, нередко сотрудничая с самим Петром I.

Лекальный кирпич

Лекальный кирпич - разновидность кирпича, применяемого для декоративной отделки углов, арок, карнизов и т.п.; изготовляют его по особым рисункам, - вытесывают по лекалу. Среди каменщиков такие кирпичи называют штучным набором.

Лектор или эмпоры

Лектор или эмпоры - аркадная галерея над боковым нефом в романской церкви, хоры - места для женщин.

Лемех

Лемех - старинный кровельный материал в русском зодчестве, деревянная черепица для покрытия куполов, бочек, кокошников, луковичных головок православных храмов; изготовлялась из осиновых дощечек, концы которых заострялись в виде ступенчатого клина (городчатый) либо имели округлое завершение или треугольное, - остюда и название лемех, т.к. они напоминали лемех плуга. Покрытие лемехом очень сложно, ибо дощечки не выпиливались, а вытесывались в соответствии с кривизной очередного слоя. Отсюда высокие требования к качеству древесины.

Лестница

Лестница - конструктивный элемент здания, соединяющий этажи. Лестницы располагаются в огражденных несгораемыми стенами помещениях - лестничных клетках. По назначению лестницы подразделяются на главные (парадные), служебные, вспомогательные, пожарные и пр. Основными элементами лестниц являются наклонные МАРШИ и лестничные площадки - этажные (лежащие в плоскости пола этажа) и промежуточные (междуэтажные). По конфигурации в плане различают лестницы прямые, ломаные, криволинейные, винтовые. По числу маршей в пределах одного этажа лестницы делятся на одномаршевые и многомаршевые.

Лещадная плита

Лещадная плита (Лещадь)

тонкие каменные плиты, применявшиеся для верхнего настила пола, иногда для перекрытия отдельных частей здания.

Лещадь

Лещадь - тонкие каменные плиты, применявшиеся для верхнего настила пола, иногда для перекрытия отдельных частей здания.

Лидваль

Федор Иванович (1870-1945) крупный петербургский архитектор, мастер северного МОДЕРНА и НЕОКЛАССИЦИЗМА. Первое направление преобладало в начальном периоде творчества: дом Лидваля на Каменноостровском пр., 1-3, дом Н. Мельцера на Большой Конюшенной, 19. Второе направление представлено в архитектуре здания Азовско-Донского коммерческого банка на Большой Морской, 3-5, дома М. П. Толстого на наб. Фонтанки, 52-54, в интерьерах Европейской гостиницы. Представляют интерес здания б. Второго общества взаимного кредита (Садовая, 34), гостиницы Астория на Исаакиевской площади. В своих созданиях Лидваль искусно применял полихромию, сочетание различных материалов, разной фактуры поверхности. Созданное им органично вошло в соответствующую городскую среду.

Ликторский пучок

Ликторский пучок (лат. lictor)

Ликтор - почетный страж, сопровождавший высших должностных лиц древнеримской республики. В качестве атрибута власти он имел на плече связку прутьев розог, в которую вкладывался боевой топорик. Триумфально оформленная арка Адмиралтейства имеет на боковых пилонах рельефное изображение дикторских пучков. Стойки перильного ограждения моста Пестеля (проект А. Пшеницкого, 1908, арх. Л. И. Ильин, 1914) исполнены также в виде дикторских пучков. См. также ФАСЦИЯ.

Лицевая урна

Лицевая урна - см. Урна погребальная.

Лицо арки

Лицо арки - внутренняя поверхность арки, обычно декорируется КЕССОНАМИ, см., например, арку Главного штаба.

Личина

Личина - см. Маскарон.

Лобовая доска

Лобовая доска - закрывает переход бревен стены к доскам фронтона избы, обычно украшается резьбой.

Логейон

Логейон (греч. logeion - место для речей, от logos - слово) в театре Др. Греции эллинистического периода (IV-II вв. до н. э.) - верхний помост (то же, что Проскений), на котором играли актеры.

Лоджия

Лоджия (ит. loggia) помещение, образовавшееся благодаря заглублению части фасадной стены внутрь здания. Поскольку в нем отсутствует наружная стена, лоджия может быть отграничена от внешнего пространства колоннами, аркадой, балюстрадой, перилами. Лоджии бывают открытыми и с двух сторон, если они расположены на углу здания. Устройство лоджий получило распространение в итальянской архитектуре Возрождения. Лоджия служит связующим звеном между интерьером и наружным пространством. Широкую известность получили лоджии Ватиканского дворца, расписанные Рафаэлем и его учениками (1519). Фрески, расположенные на сводах, изображают библейские сюжеты (т. н. библия Рафаэля), столбы, арки, стенные панели покрыты декоративными композициями, составленными из растительного орнамента с фигурами зверей, масками и т. п. (т. н. гротески). Копии этих росписей выполненные в XVIII в. находятся в Эрмитаже, в специально выстроенной галерее Лоджии Рафаэля. Другой, более доступный обозрению пример - лоджия на здании Ассигнационного банка (ныне Финансово-экономический институт) на Б. Садовой ул. или на фасаде Александрийского театра.

Ложки

Ложки - то же, что Каннелюры. Ложки бывают и обратные, в виде выпуклых тяг, что встречается в колоннах Египта, а также в резьбе по дереву.

Ложный свод

Ложный свод - см. Своды.

Ложок

Ложок - см. Каннелюры.

Лопатка

Лопатка - вертикальный плоский и узкий выступ на стене, напоминающий пилястру, но в отличие от нее не имеющий базы и капители. Лопатка является или конструктивным утолщением стены, или имеет декоративный характер, расчленяя плоскость стены и выделяя основные части фасада. Система лопаток представлена на главном фасаде бывш. Александровского института (арх. Ю. М. Фельтен, 1775) на ул. Смольного.

Лоток

Лоток - часть цилиндрической поверхности свода, имеющая форму треугольника или языка. Образуется при пересечении (чаще всего перпендикулярном) двух равных КОРОБОВЫХ сводов.

Лучковый фронтон

Лучковый фронтон - фронтон сегментовидной формы, напоминающий по своим очертаниям натянутый лук.

Львов

Николай Александрович (1751-1803) - видный деятель русской культуры, член Российской академии и почетный член петербургской Академии художеств. Многообразное архитектурное творчество Львова оказало влияние на формирование русского классицизма. Из работ его в Петербурге известны Невские ворота Петропавловской крепости (1782), дом поэта Г. Р. Державина на Фонтанке, Троицкая церковь (Кулич и Пасха) в Невском районе. Задачи градостроительства Львов решает, возводя здание Почтамта (1789), охватившее единым архитектурным комплексом значительное пространство городской территории. Львов строил городские и загородные жилые дома и много небольших церквей, работал и в области садово-паркового строительства, мастерски объединяя архитектуру с окружающим пейзажем. В парке Гатчины сохранился построенный им Приоратский дворец. Примечательно, что стены Приората возведены земляным строением путем набивки земли между щитами, через каждые 5-6 см. слой земли заливался известью. Землебитные работы были закончены через три месяца после начала строительства, осенью 1798 г. До сего дня здание сохранило все свои основные конструкции.

Люкарна

Люкарна (франц. lucarne от лат. lux - свет) - оконный проем круглой или многоугольной формы в чердачном помещении или купольном перекрытии, зачастую имеет декоративное значение, украшается наличником, лепным обрамлением. Люкарны освещают межкупольное пространство Казанского собора. Встречается название круглого окна - бычий глаз или воловье око.

Люнет

Люнет (франц. lunette от лат. luna - луна) в фортификации - открытое с тыла долговременное оборонительное сооружение, состоящее из одного-двух фронтальных валов - фасов и боковых валов для прикрытия флангов - фланков. Люнеты применялись с XVII до нач. XX вв.

Люнетта

Люнет

(франц. lunette от лат. luna - луна)

небольшой арочный проем, ограниченный снизу горизонталью. Расположенный в сводах, в куполе, над окном или дверью, люнет служит для освещения внутреннего пространства и для обогащения архитектурных форм здания.

Люстр

Люстр (франц. lustre - глянец, блеск) тончайшая прозрачная пленка, наносимая на глазурованную поверхность керамических изделий (фарфоровых, фаянсовых и др.) и придающая ей после обжига своеобразный металлический радужный блеск. В состав люстра входят золото, серебро, медь, платина, свинец или др. металлы. Люстр может быть бесцветным или окрашенным в различные тона золотистый, бронзовый, зеленоватый, синеватый, красно-фиолетовый (рубиновый) и др.

Люстра

Люстра (франц. lustre - блеск) подвесной осветительный прибор на несколько источников света (свечей, ламп) для общего освещения закрытых помещений. В России люстры известны с XI в. - паникадила. В XVI-XVII вв. люстры делались из меди, серебра, в XVIII в. появляются люстры из бронзы, украшенные хрусталем. Формы и убранство люстр, являющихся значительным элементом оформления интерьеров, отражают господствующие в архитектуре и декоративном искусстве стили. В люстрах, выполненных в стиле барокко, преобладают изогнутые линии металлических и стеклянных деталей. Для русского классицизма XVIII века типичны люстры с симметричным расположением рожков и кронштейнов по кольцу или вокруг центрального стержня в виде балясины из цветного стекла с убором из легких хрустальных гирлянд. Для классицизма XIX века характерны бронзовые чеканные люстры без хрусталя, как например, люстра Елагинского дворца (по проекту К. Росси). По рисункам русских зодчих М. Ф. Казакова, А. Н. Воронихина, К. И. Росси создано много простых, строгих по форме люстр, хорошо сочетающихся с архитектурой здания. Шедевром декоративного искусства являются люстры б. Дворянского собрания (Большой зал Филармонии).

Ляпис-лазурь

Ляпис-лазурь (лат. lapis - камень; араб. azul - небо, синева) минерал ярко-синего цвета, по химическому составу алюмосиликат с содержанием серы. Встречается в виде мелкокристаллических плотных масс, пятнистых по окраске. Преобладают синие, фиолетовые, голубые, зеленоватые тона. Твердость 5-6 единиц по 10-балльной шкале. Основные месторождения в Афганистане, Прибайкалье, на Памире. В виде тонких полированных пластин применяется для облицовки колонн, каминов, столешниц, при создании мозаичных произведений. Измельченный лазурит - материал для приготовления вечной ультрамариновой краски. Две центральные колонны иконостаса Исаакиевского собора облицованы бадахшанским лазуритом (Афганистан). В Мраморном зале одноименного дворца - лазуритовые панно и вертикальные вставки между пилястрами. Лионская гостиная Екатерининского дворца в Царском Селе декорирована лазуритом в нижнем ярусе стен. Лазуритовая комната имеется в Петергофском дворце. В Эрмитаже хранится редкая ваза из монолитного блока лазурита.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная