Шрифтовая терминология
Статьи на букву "И"

В начало словаря

По первой букве
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И"

Идеограмма

Идеограмма, Логограмма (Ideogram)

Письменный знак, обозначающий целое понятие, то есть слово или корень слова.

Идеографическое письмо

Идеографическое письмо, Идеография (Ideography)

Тип письма, состоящий из идеограмм, знаки которого обозначают целые понятия. Количество знаков в таком письме неограничено, но обычно применяется несколько тысяч и десятков тысяч знаков.

Идеография

Идеографическое письмо, Идеография (Ideography)

Тип письма, состоящий из идеограмм, знаки которого обозначают целые понятия. Количество знаков в таком письме неограничено, но обычно применяется несколько тысяч и десятков тысяч знаков.

Иероглифическое письмо

Иероглифическое письмо (Hieroglyphics)

иероглифическое письмо

Письмо, знаки которого представляют собой идеограммы, то есть обозначают целые понятия (слова) или отдельные слоги, в комбинации с чисто служебными знаками (детерминативами), облегчающими понимание текста. Поэтому подобный тип письма называется словесно-слоговым. Современный пример подобной письменности - китайские иероглифы, но в древности иероглифическое письмо было распространено в Египте, Месопотамии, Древней Америке и др.

Икарус

Икарус (Ikarus)

Название оригинальной компьютерной программы для создания шрифтов, разработанной в 1970-х гг. Петером Каровым (Peter Karow) в фирме URW в Гамбурге. Впервые включала возможность оцифровки шрифтовой формы и возможность ее интерполяции [получение промежуточной формы из двух крайних]. Вначале разработанный для больших графических станций, «Икарус» позже был приспособлен для работы на персональных компьютерах и для генерации форматов TrueType [формат цифровых шрифтов] и PostScript Type 1 [формат цифровых шрифтов].

Имиджсеттер

Фотонаборный автомат, Имиджсеттер (Imagesetter)

Выводное устройство высокого разрешения [размер выводного устройства, обычно выражается кол-вом точек на дюйм (dpi)] (свыше 1000 dpi), обычно использующее лазерную технологию, для вывода текста, иллюстраций и целых полос издания на фотобумагу, пленку или прямо на печатную форму.

Индексы на верхнюю линию

Индексы на верхнюю линию (Superior)

индексы на верхнюю линию

Комплекты букв [алфавитный знак], цифр [знаки, обозначающие числа, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0] и др. знаков уменьшенного размера, которые набираются выше обычных знаков. Применяются в наборе математических и химических формул, дробей, как показатели степени, сноски и т.д.

Индексы на нижнюю линию

Индексы на нижнюю линию (Inferior)

индексы на нижнюю линию

Комплекты букв [алфавитный знак], цифр [знаки, обозначающие числа, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0] и др. знаков уменьшенного размера, которые набираются на линию шрифта [воображаемая линия, на которой располагаются буквы] или под ней. Применяются в наборе математических и химических формул, дробей и т.д.

Инициал

Инициал (Initial cap)

инициал

Укрупненная первая буква начального слова книги, главы, раздела, помещаемая в начале текста книги, главы, части или абзаца. Часто - рисованная, декорированная. По положению относительно текста различают стоящий инициал (Raised cap, Stick-up cap, Elevated cap) и утопленный инициал (Drop cap), а также выходящий на поле. линия шрифта [воображаемая линия, на которой располагаются буквы] стоящего инициала должна быть выровнена по линии шрифта первой строки. Верхняя часть утопленного инициала, как правило, выравнивается по верхней линии первой строки, а его линия шрифта должна соответствовать линии шрифта одной из последующих строк. Следующие после инициала буквы первого слова, нескольких слов или всей строки обычно набираются прописными [заглавные буквы, A B C D …] или капителью [вариант Прописных букв уменьшенного роста и чуть расширенных Пропорций]. В русской рукописной и старопечатной традиции декоративный инициал называется Буквица.

Инициал от лат. initialis - начальный.

Инструкция

Инструкция (Instruction)

При программном описании контура знаков в формате TrueType [формат цифровых шрифтов] - команда низшего уровня, позволяющая модифицировать контур знака или другие данные в зависимости от разрешения [размер выводного устройства, обычно выражается кол-вом точек на дюйм (dpi)] выводного устройства для более качественного отображения шрифта.

См. также хинт [информация, о том как правильно должен отображаться шрифт при выводе] и хинтинг [корректирование шрифта для устранения искажения шрифта при выводе].

Интерлиньяж

Интерлиньяж (Linespace)

интерлиньяж

Межстрочный пробел. Расстояние между линиями шрифта соседних строк. В металлическом наборе [металлические буквы для механического наборного оборудования] определялся размером литер (кеглем [высота шрифта, размер]) соседних строк, поэтому изменение интерлиньяжа (linespacing, leading) было возможно только с помощью добавления пробельного материала (шпона [металлические пластинки разной ширины для увеличения интерлиньяжа]). В цифровом наборе [шрифт, описанный с помощью цифровых данных] возможно как положительное, так и отрицательное изменение интерлиньяжа (его увеличение или уменьшение), которое задается программными средствами.

Интерполяция

Интерполяция (Interpolation)

интерполяция

Математическое получение промежуточных форм от двух крайних версий, например, получение промежуточных Начертаний между Сверхсветлым и Сверхжирным. Поскольку контуры каждого знака в начертании записываются как координаты последовательности точек, с помощью математической формулы можно получить координаты любой промежуточной точки при наличии координат двух крайних точек.

Интерробанг

Интерробанг (Interrobang)

интерробанг

Новый знак препинания [точка, запятая, двоеточие, тире, многоточие и т.д.], соединяющий в одном символе вопросительный и восклицательный знаки. Должен применяться для обозначения риторического восклицания-вопроса, характерного для рекламных текстов («Что?! Как ревизор?!»). Предложен в 1962 г. редактором нью-йоркского журнала Type Talks Мартином Спектером (Martin Speckter), название выбрано читателями журнала. Хотя этот знак включен в стандарт уникод [международный стандарт кодирования знаков], его применение в типографике пока не заметно.

Ионик

Айоник, Ионик (Ionic)

ионик

Название некоторых шрифтов подгруппы кларендон [тип брусковых шрифтов], разработанных в 20-х г.г. ХХ в. главным образом для газетного набора. Иногда подобные гарнитуры называются «удобочитаемые шрифты» [мера комфортабельности при чтении текста, набранного каким-либо шрифтом] (legibility types).

См. также Кларендон в разделе классификация шрифтов.

Итало-французская антиква старого стиля

Гаральды, Итало-французская антиква старого стиля (Garaldes)

итало-французская антиква старого стиля

Собирательное название группы ранних антиквенных шрифтов, основанных на шрифтах венецианского типографа и издателя Альда Мануция (Aldus Manutius, 1447-1515) работы болонского гравера Франческо Гриффо (Francesco Griffo, ок. 1450-1518) и парижского словолитчика Клода Гарамона (Claude Garamond или Garamont, ок. 1490-1561). Название «Гаральды» означает шрифты, близкие к ГАРамону и АЛЬДу. Развитие венецианской антиквы в конце XV-XVI в.в. Название придумано французским исследователем типографики Максимилианом Воксом (Maximilien Vox) в 1954 г. Форма знаков похожа на структуру предшественников и еще основана на дуктальном принципе, но заметно меняется под воздействием типографской практики и теорий построения шрифта Луки Пачоли (Luca Paccioli, ок. 1445-1514) и Жоффруа Тори (Geoffroy Tory, 1480-1533). Шрифты характеризуются небольшим контрастом [отношение толщин вертикальных и гориз. штрихов], пропорциями [отношение ширины знака к его высоте] золотого сечения, разноширинностью знаков, плавным присоединением засечек, наклонными осями овалов. засечки [короткий штрих на торце основного штриха] становятся более длинными и острыми, верхние выносные элементы [элемент буквы выступающий выше верхней линии строчных] обычно заметно выше прописных [заглавные буквы, A B C D …]. Впервые у Альда применяется строчной курсив [наклонное начертание шрифта с рукописной формой строчных букв] с небольшим наклоном как альтернативный текстовой шрифт, но затем курсив рассматривается как дополнительное начертание [вариант рисунка шрифта, входящий в одну гарнитуру] к прямому, он согласовывается по размеру, цвету и форме, в нем появляются наклонные прописные. В курсиве наклон у прописных меньше, чем у строчных. Строчные курсивные знаки имеют разный наклон. Примеры: Bembo, Dante, Adobe Garamond, Stempel Garamond, Granjon, Poliphilus, Sabon.

Итальянские шрифты

Итальянские шрифты (Italian)

итальянские шрифты

Разновидность брусковых шрифтов [шрифты с толстыми прямоугольыми засечками] с обратным контрастом, у которых горизонтальные штрихи толще вертикальных. Появились в первой половине XIX века, но пользовались также большой популярностью в конце XIX - начале ХХ века как акцидентные. Как правило, в этих шрифтах нет наклонных начертаний. Примеры: Figaro, Playbill, Old Town.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная