Шрифтовая терминология
Статьи на букву "T"

В начало словаря

По первой букве
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "T"

Tabular figures

Табличные цифры (Tabular figures)

tabular figures

Также наз. моноширинными. цифры [знаки, обозначающие числа, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0], имеющие одинаковую ширину [расстояние от крайней левой до крайней правой точки] и предназначенные для набора таблиц.

Tail

Хвост буквы (Tail)

tail

Элемент формы знака, не кончающийся засечкой [короткий штрих на торце основного штриха] и обычно свисающий ниже линии шрифта [воображаемая линия, на которой располагаются буквы], например, у прописной латинской Q.

Teardrop

Каплевидный элемент, Капля (Ball terminal, Drop, Lachrymal terminal, Teardrop)

teardrop

Круглое или овальное (каплевидное) окончание штриха [линии, составляющие знак шрифта] в рисунке некоторых знаков шрифта. [упорядоченное множество знаков определенной системы письма]

Terminal

Концевой элемент (Terminal, Finial)

terminal

Окончание штриха [линии, составляющие знак шрифта] без засечки [короткий штрих на торце основного штриха].

Text

Текст (Text)

I

(2-line Long Primer, Paragon) Шрифт, кегль [высота шрифта, размер] которого равен 20 пунктам (\text7,03 мм в системе pica [англо-американская единица размера шрифта]; \text7,52 мм в системе Дидо [европейская единица размера шрифта]).

II

Информация, художественные образы, выраженные с помощью слов. Текстом может называться и произведение в целом, и любая его словесно выраженная часть. Текст различают по роли: основной, вспомогательный, дополнительный; по форме - прозаический и стихотворный.

Text composing

Набор текста (Text composing)

Создание текстовых форм с помощью компьютера, фотонабора, металлического машинного или ручного набора и пр. Последовательный процесс подставления в строку букв, цифр, знаков препинания и др. знаков, включая межсловные пробелы, в соответствии с авторским оригиналом. Набранные строки текста, размещенные одна под другой, образуют полосу набора или колонку текста. Набор текста может быть простой или сложный (табличный, стихотворный, формульный), выключенный или невыключенный (выровненный по обоим краям полосы набора, только по одному или вообще не выровненный), основной или дополнительный. Для набора сплошного текста, как правило, применяются текстовые шрифты.

Text faces

Текстовые шрифты (Text faces, Body faces)

Шрифты, предназначенные для набора текста кеглем [высота шрифта, размер] от 6 до 14-16 пунктов.

Text figures

Минускульные цифры, Цифры старого стиля, «строчные» цифры (Old style figures, Text figures, Non-lining figures)

text figures

Комплект цифр, в большинстве имеющих верхние [элемент буквы выступающий выше верхней линии строчных] и нижние выносные элементы [часть сивола, выступающая ниже базовой линии]. Они предназначены для применения вместе со строчными [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] буквами в обычном тексте, однако часто отсутствуют в стандартном комплекте знаков [включает в себя строчные, прописные знаки алфавита, цифры, знаки препинания и др.]. Обычно включаются в расширенный комплект знаков (экспертный комплект [знаки, не включенные в стандартную кодировку из 256 знаков] шрифта). Минускульные цифры начали употребляться в европейских рукописях с XIII в. и благополучно перекочевали в наборную антикву старого стиля [adobe Caslon и подобные]. Однако в нач. XIХ в. наборные минускульные цифры были заменены равновысокими [цифры высота которых равна высоте прописных букв], поскольку изменилась рукописная традиция. Только в ХХ в. применение минускульных цифр снова стало возможно. Сейчас при проектировании большинства текстовых шрифтов в их комплект включаются минускульные цифры. Особенно это справедливо для антиквы [шрифты с засечками] и гуманистических гротесков [разновидность гротесков], но иногда минускульные цифры разрабатывают и для других видов гротесков [шрифты без засечек].

Textura

Текстура (Textura, Old English)

textura

Хронологически первый вид готического письма [средневековый шрифт] (с XIII в.) и первый наборный шрифт Иоганна Гутенберга (ок. 1394-1468), созданный в сер. XV в. Появился во Франции, применялся также в Англии и Германии. строчные [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] узкие, черные и относительно крупные, с вертикальными основными штрихами [доминирующий вертикальный или наклонный штрих], небольшим количеством кривых и двойным изломом, выносные элементы [верхний и нижний выносные эл-ты Ascender и Descender] короткие. прописные [заглавные буквы, A B C D …] достаточно широкие и сложные по форме, с изломами и криволинейными элементами. Характерны каллиграфические [художественное письмо] ромбовидные завершения вертикальных штрихов строчных и ромбовидные элементы и двойные штрихи прописных. Названа так потому, что равномерно покрывала страницу.

Текстура - от лат. textura - ткань.

Thin space

Тонкая шпация (Thin space)

пробельный элемент [элементы для создания отбивки, пробелов, отступов. На клавиатуре - клавиша пробела - Space], высота которого равна кеглю [высота шрифта, размер], а ширина составляет 1-2 пункта.

Tilde

Тильда (Tilde)

tilde

I

(Tilde) Один из верхних акцентов [надстрочный или подстрочный знак]. Диакритический знак в виде волнистой черты. Применяется над гласными во вьетнамском, португальском, эстонском и др. языках и над согласными в испанском, кечуа, тагалог и др. языках.

II

(ASCII tilde, swung dash) Волнистое тире (\tilde). Применяется в двуязычных переводных словарях для замены заглавного слова в словосочетаниях, а также в математическом наборе как знак подобия.

Titling figures

Маюскульные цифры, Равновысокие цифры, Заголовочные цифры (Lining figures, Titling figures)

titling figures

Цифры, не имеющие верхних и нижних выносных элементов, рост которых приближается к росту прописных знаков. Собственно цифры привычной современной формы. Предназначены для применения вместе с прописными в заголовках и акциденции, однако часто это единственные цифры, включенные в комплект знаков шрифта. Они появились в 1788 г., когда английский словолитчик Ричард Остин (Richard Austin, ок. 1765-1830) сделал шрифт, в котором цифры имели рост, промежуточный между ростом строчных и прописных, но не имели выносных элементов. В XIX в. Стали применять более крупные цифры без выносных и ростом с прописной знак. См. также Минускульные цифры.

Titling type

Титульный шрифт (Titling type)

I

Шрифт крупных кеглей (16 п. и выше), применяемый для набора текста титульного листа, обложек, плакатов, афиш, акцидентных работ. См. крупнокегельный шрифт [шрифт для набора заголовков]

II

Особый вид металлического шрифта [металлические буквы для механического наборного оборудования] для титульного набора, состоящий только из прописных [заглавные буквы, A B C D …], занимающих большую часть кегельной площадки [прямоугольник, в который вписывается изображение знака]. Поэтому рост прописных в таком шрифте больше, чем рост прописных в обычном шрифте того же кегля, где есть еще и строчные [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку].

Titlo

Титло (Titlo)

titlo

В старославянской кириллице: надстрочный знак, указывающий на сокращение написанных под ним слов, а также на обозначение числа буквой (цифирь). В церковно-славянском языке под титлом пишутся сакральные и общеупотребительные слова, такие, как «отец», «сын», «пророк», «рождество», «человек» и др. Существуют также так называемые «словотитла», надстрочные знаки [дополнительные знаки, акценты, расположенные над буквами], состоящие из титла и сокращаемой буквы, или только сокращаемой буквы, которые применяются во избежание разночтений.

Total width

Толщина литеры (Set-width, Total width)

Один из основных размерных показателей (параметров) шрифтового знака. Определяется расстоянием от левого габарита (стенки) кегельной площадки [прямоугольник, в который вписывается изображение знака] до правого габарита. Иначе толщина литеры [буква в металле] определяется расстоянием по горизонтали от крайней левой до крайней правой точки очка литеры [буква в металле], включая левый и правый полуапроши [расстояние от контура знака до ближайшего края кегельной площадки].

Tracking

Трекинг (Tracking)

Пропорциональное изменение всех межсловных [расстояние между словами] и межбуквенных пробелов в слове, строке, абзаце или всем тексте [любая последовательность символов] при неизменном формате набора [стандартная длина строки]. Трекинг может быть как положительный (тогда набор становится более разреженным), так и отрицательный (тогда набор становится более плотным).

Trajan's column

Колонна Траяна (Trajan's Column)

Trajans column

Мраморная колонна, стоящая на форуме Траяна в Риме. Сооружена ок. 114 г. в честь победы императора Траяна над даками. Покрыта по спирали рельефами, изображающими эпизоды войны. Сохранившаяся до наших дней надпись на ее постаменте считается лучшим образцом римского капитального шрифта.

Transitional serif

Переходная антиква, Антиква переходного стиля (Transitional Serif)

transitional serif

Наз. также антиква барокко. Шрифты начала и середины XVIII в, в которых сочетаются черты антиквы старого стиля [один из видов шрифтов с засечками], обусловленные процессом писания широким пером, и элементы антиквы нового стиля [Didot, Bodoni, Walbaum и под.], форма которых определяется только процессом гравировки на металле. Форма переходной антиквы практически не имеет связи с антиквой старого стиля и строится по глиптальному принципу, в соответствии с процессом рисования, а затем гравировки металлических пуансонов. Знаки ее имеют больший контраст [отношение толщин вертикальных и гориз. штрихов], соединительные штрихи [горизонтальная или наклонная линия, соединяющая основные штрихи] и засечки [короткий штрих на торце основного штриха] тоньше, чем в антикве старого стиля. скругления [bracket - скругление между засечкой и основным штрихом] засечек в местах соединения с основными штрихами [доминирующий вертикальный или наклонный штрих] слабо выражены. оси овалов [ось симметрии букв овальной формы] у некоторых знаков вертикальные, у некоторых имеют небольшой наклон. Наклон в курсиве [наклонное начертание шрифта с рукописной формой строчных букв] строчных [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] и прописных [заглавные буквы, A B C D …] знаков становится более одинаковым. Угол наклона знаков в курсиве средний. Примеры: Baskerville, Caledonia, ITC Charter, Fournier.

См. также Переходная антиква в разделе классификация шрифтов.

Trema

Диэрезис (Diaresis, Diaeresis, Trema, Umlaut)

trema

Один из верхних акцентов [надстрочный или подстрочный знак] над гласным в виде двух точек. В немецком языке этот акцент называется умлаут, а во всех остальных диэрезис или трема (по его французскому названию). В русском алфавите этот акцент встречается над буквой «Ё», которая была включена в русский алфавит в конце XVIII в. «Ё» в обязательном порядке применяется в наборе словарей, учебных текстов, малознакомых словах и в тех случаях, когда это влияет на смысл слова (например, для различения всё и все). В остальных случаях «Ё» в наборе не употребляется.

TrueType

ТруТайп (TrueType)

Формат цифровых шрифтов, разработанный компанией Apple в сотрудничестве с Microsoft. Работает в операционных системах, начиная с MacOS System 7 и MS Windows 3.1. Подобно шрифтам PostScript Type 1 [формат цифровых шрифтов] и Type 3, шрифты TrueType хранятся в виде масштабируемых контуров, которые позволяют выводить тексты любого кегля [высота шрифта, размер] как на экране, так и на выводных устройствах любого разрешения [размер выводного устройства, обычно выражается кол-вом точек на дюйм (dpi)]. Для описания контура [граница изображения знака] знаков в формате TrueType применяются квадратичные кривые [математическая кривая второго порядка] (сплайны [математическая кривая, плавно соединяющая отдельные точки] второго порядка).

Смотрите также о формате TrueType в разделе Технология.

Type

Шрифт (Type, Lettering)

1. Графически упорядоченное изображение знаков определенной cистемы письма.

2. Комплект литер [буква в металле], воспроизводящий какой-либо алфавит [упорядоченный список букв языка], а также цифры [знаки, обозначающие числа, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0], знаки препинания [точка, запятая, двоеточие, тире, многоточие и т.д.] и другие символы [условное обозначении величины, буквы, элемента текста], необходимые для набора текста на одном или нескольких языках. Шрифт может быть наборным [шрифт, состоящий из заранее заготовленных типовых знаков, предназначенные для набора текста] и рисованным [надпись, выполненная художником], а также написанным (рукописным [шрифты, имитирующие почерк или калиграфический стиль]). Наборные шрифты различаются по характеру рисунка (см. гарнитура [семейство начертаний шрифта, с общими стилевыми особенностями]), начертанию [вариант рисунка шрифта, входящий в одну гарнитуру], размеру (см. кегль [высота шрифта, размер]) и т.д.

------

От нем. Schrift ← schreiben - писать. Графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка. В узком типографском смысле шрифтом называется комплект типографских литер, предназначенных для набора текста. Группа шрифтов разных видов и кеглей, имеющих одинаковое начертание, единый стиль и оформление, называется гарнитурой.

------

Наборный шрифт (Type, Font)

Шрифт, состоящий из заранее заготовленных типовых знаков (букв [алфавитный знак], других знаков) и предназначенный для набора того или иного текста на определенном языке. Отдельные виды шрифтов функционально делятся на типографские шрифты (для набора печатной продукции), экранные (для видеотерминалов и информационных табло), архитектурные (для вывесок и уличной рекламы), переводные и самоклеющиеся (для оформления витрин и выставок) и т.д. Типографские наборные шрифты в зависимости от применения могут быть Текстовые (до 12 - 14 пунктов [единица измерения шрифта 1 pt \type 0,4 мм.]), акцидентные [шрифты крупнокегельного (акцидентного) набора] или заголовочные [шрифт для набора заголовков] (до 96 пунктов), плакатные (свыше 96 пунктов), в зависимости от способа набора - ручные и машинные (строкоотливные [машинный набор целой строки], буквоотливные [монотип, отлив и сборка отдельных букв], фотонаборные [шрифт с расширенными пропорциями знаков]), в зависимости от материала - металлические [металлические буквы для механического наборного оборудования], деревянные, пластмассовые, в зависимости от способа их хранения - вещественные и невещественные (цифровые [шрифт, описанный с помощью цифровых данных]).

Type alloy

Гарт, Типографский сплав (Type alloy, Type metal)

Гарт от нем. Hartblei - твёрдый свинец

Сплав свинца, сурьмы и олова, используемый для отливки литер [буква в металле] шрифта, пробельных и других элементов металлического набора.

Type designer

Дизайнер шрифта, Художник наборного шрифта (Type designer)

Проектировщик наборного шрифта, человек, который рисует все знаки шрифта и тем самым определяет его художественные, технические и потребительские качества.

Type family

Гарнитура наборного шрифта (Type family)

type family

Обладающее собственным наименованием семейство начертаний шрифта [вариант рисунка шрифта, входящий в одну гарнитуру], имеющих общие стилевые (гарнитурные) особенности и детали рисунка знаков, но отличающихся друг от друга некоторыми характеристиками, как например, насыщенностью [отношение толщины штрихов к высоте знака], пропорциями [отношение ширины знака к его высоте] и углом наклона знаков. Каждая гарнитура характеризуется т.н. гарнитурными признаками. Впервые понятие гарнитуры как семейства шрифтов было введено главным художником американской фирмы American Typefounders (ATF) Моррисом Фуллером Бентоном (Morris Fuller Benton, 1872-1948) в 1898 г.

Type gauge

Типометрическая линейка, Строкомер (Type gauge, Line gauge)

type gauge

Линейка, градуированная с одной стороны (сверху) - на нонпарель, цицеро, полуквадраты и квадраты, и (снизу) на миллиметры и сантиметры; с другой стороны (сверху) - на петит и (снизу) на корпус. Длина типометрической линейки обычно 30 см.. Применялась для расчетов текста при наборе и верстке, при макетировании печатной продукции и др. издательских и полиграфических процессах, в основном в эпоху металлического набора.

Type height

Рост шрифта (Type height, Height-to-paper)

Высота литер [буква в металле] и других печатающих элементов наборной печатной формы металлического набора от основания до печатающей поверхности (очка [отпечаток литеры на бумаге, изображение буквы]) в миллиметрах. В российской практике рост шрифта установлен 25,1012 мм, или 66, 75 пункта Дидо [европейская единица размера шрифта]. Не путать с ростом отдельной буквы (См. высота прописных знаков [высота прописных букв без учета свисаний] и высота строчных знаков [высота строчной буквы]).

Type metal

Гарт, Типографский сплав (Type alloy, Type metal)

Гарт от нем. Hartblei - твёрдый свинец

Сплав свинца, сурьмы и олова, используемый для отливки литер [буква в металле] шрифта, пробельных и других элементов металлического набора.

Typeface

Начертание (Face, Typeface, Style)

typeface

Вариант рисунка наборного шрифта одной гарнитуры [семейство начертаний шрифта, с общими стилевыми особенностями]. Начертания шрифта характеризуются едиными стилевыми особенностями рисунка, определенными пропорциями [отношение ширины знака к его высоте] (узкое, нормальное, широкое и др.), насыщенностью [отношение толщины штрихов к высоте знака] (Светлое, Полужирное, Жирное и др.), постановкой очка [угол наклона знаков относительно линии шрифта], или наклоном знаков (Прямое, Курсивное или Наклонное), декоративной обработкой контура знаков [граница изображения знака] (Контурное, оконтуренное, Оттененное и др.). См. также декоративное начертание шрифта [начертание используемое для декоративных целей].

Typeface classification

Классификация наборных шрифтов (Typeface classification)

Группировка Шрифтов для удобства изучения и обращения в соответствии с их формой, контрастом [отношение толщин вертикальных и гориз. штрихов], наличием засечек [короткий штрих на торце основного штриха], происхождением, назначением и др. факторами. Общепринятая классификация наборных шрифтов отсутствует. Одна из возможных классификаций предусматривает выделение групп шрифтов с засечками (антиквы [шрифты с засечками]), шрифтов без засечек (гротесков [шрифты без засечек]), декоративных [начертание используемое для декоративных целей], рукописных [шрифты, имитирующие почерк или калиграфический стиль], неалфавитных [шрифты с пиктограммами вместо букв]. Каждая из этих групп может быть подразделена на подгруппы в зависимости от шрифтовых форм и др. факторов.

См. раздел классификация на данном сайте.

Typefoundry

Словолитня (Typefoundry)

Словолитня - от старославянского «слово», означающего «буква». Буквально «букволитейное производство». Предприятие по изготовлению шрифтов и других типографских материалов, главным образом металлических. В переносном смысле производителя цифровых шрифтов [шрифт, описанный с помощью цифровых данных] тоже можно назвать «словолитней» или «цифровой словолитней», хотя ничего общего с литейным процессом разработка цифровых шрифтов не имеет.

Typography

Типографика (Typography)

Искусство расположения шрифта и других компонентов набора на площади печатной страницы или в пространстве печатного издания.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная