Энциклопедия "Авиация" (1998)
Статьи на букву "В" (часть 2, "ВИН"-"ВОЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 2, "ВИН"-"ВОЛ")

Винтовентилятор

Винтовентиля́тор — см. в статье Воздушный винт.

Винтовой самолёт

Винтово́й самолёт — дозвуковой самолёт, на котором в качестве источника тяги используется воздушный винт. Для привода винта применяются поршневые или газотурбинные двигатели. В. с. могут быть как с тянущими, так и с толкающими винтами. В связи с возможностью изготовления относительно тонких и лёгких лопастей винтов из композиционных материалов в 1980-х гг. были развёрнуты экспериментальные и проектные работы по созданию самолётов, использующих в качестве движителя многолопастные высоконагруженные винты — винтовентиляторы, позволяющие получать необходимую тягу с сохранением высокого коэффициент полезного действия при полёте со скоростью, соответствующей Маха числу полёта М = 0,7—0,8.

Винтокрыл

Статья большая, находится на отдельной странице.

Винтокрылый летательный аппарат

Винтокрылые летательные аппараты:а — автожир;б — вертолёт;в — винтокрыл;г — преобразуемый аппарат.

Винтокрылые летательные аппараты.

винтокры́лый лета́тельный аппара́т — летательный аппарат, у которого подъёмная сила создаётся одним или несколькими несущими винтами (иногда, кроме того, крылом), а пропульсивная сила — несущими винтами и специальными движителями (воздушными винтами или реактивными двигателями). К В. л. а. относятся автожиры, вертолёты, винтокрылы и преобразуемые аппараты (см. рис.). Главное достоинство В. л. а. — способность выполнять вертикальный взлёт и посадку, при этом В. л. а. с приводом мощности на несущий винт могут неподвижно висеть в воздухе. При отказе двигателей В. л. а., как правило, могут совершать посадку на режиме авторотации.

До начала XX в. работы над В. л. а. и самолётами шли параллельно. Вслед за полётами самолёта братьев Райт (1903) совершил первый взлёт вертолёт (Л. и Ж. Бреге и Ш. Рише, 1907). В 1923 был создан автожир (Х. Сиерва, который конструктивно значительно проще вертолёта. Опыт, накопленный при строительстве автожиров, позволил приступить в 30-х гг. к созданию работоспособных вертолётов.

Срыв потока и вредное влияние сжимаемости на лопастях несущего винта ограничивают скорость вертолёта, поэтому начиная с 50-х гг. предпринимаются многочисленные попытки создания В. л. а., новых типов, обладающих большей скоростью и дальностью полёта.

Первыми В. л. а. нового типа были комбинированные вертолёты-винтокрылы, не нашедшие широкого применения из-за малой весовой отдачи. Более перспективными оказались преобразуемые аппараты (конвертопланы). Созданы экспериментальные варианты таких машин, а в 80-х гг. начата разработка серийных образцов. Выполнены также проектные проработки некоторых других типов В. л. а. (с останавливающимся в полёте винтом-крылом, с убирающимся винтом и др.). К особому типу В. л. а. относятся летающие платформы строившиеся в 50—60-х гг.

Литература:

Ружицкий Е. И., Безаэродромная авиация, М., 1959.

О. П. Бахов.

Винтомоторная установка

Винтомото́рная устано́вка (ВМУ) летательного аппарата — установка, создающая тягу, под воздействием которой винтовой летательный аппарат движется в требуемом направлении. ВМУ включает двигатель, воздушный винт, а также все узлы, агрегаты и системы, необходимые для её эффективной и надёжной работы.

Вираж

Вираж.

Вираж.

вира́ж [франц. virage, от virer — поворачивать(ся)] — фигура пилотажа: разворот летательного аппарата на 360° в горизонтальной плоскости по траектории с постоянным или переменным радиусом кривизны (см. рис.). Различают В. установившийся (с постоянной скоростью) и неустановившийся. Установившийся В. с постоянным креном без скольжения называется правильным, правильный В. при максимальной тяге силовой установки — предельным, В. с наименьшим радиусом разворота и с торможением — форсированным, В. с креном до 45° — мелким, с креном более 45° — глубоким.

Вихревая дорожка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вихревая пелена

Схема процесса возникновения вихревой пелены:1 — треугольное крыло;2 — присоединённые вихри;3 — линии тока, по которым движутся свободные вихри;стрелками указано направление вращения свободных вихрей в плоскости, перпендикулярной плоскости вихревой пелены (плоскость рисунка).

Схема процесса возникновения вихревой пелены.

вихрева́я пелена́ — предельное состояние слоя вихрей, когда его толщина стремится к нулю таким образом, что циркуляция скорости по контуру элементарной площадки, ортогональной направлению распространения вихрей, стремится к некоторому постоянному значению Г. Из сказанного следует, что В. п. есть поверхность тангенциального разрыва. Физически образование В. п. связано с проявлением сил вязкости.

С понятием В. п. часто приходится иметь дело в различных задачах: динамики идеальной жидкости. Например, в крыла теории само крыло конечного размаха заменяется системой вихрей присоединённых, которые обеспечивают необходимую циркуляцию скорости вокруг профиля в сечении крыла. Поскольку циркуляция скорости по размаху крыла меняется, то с каждого элемента размаха крыла Δz сходит вихрь свободный интенсивности ΔΓ и располагается за крылом вдоль линии тока (см. рис.). В случае непрерывного изменения циркуляции образуется непрерывная свободная вихревая поверхность — В. п.

Вихревое течение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вихрей генераторы

Генераторы вихрей.

Генераторы вихрей.

ви́хрей генера́торы — устройства на обтекаемой поверхности летательного аппарата для затягивания или предотвращения отрыва турбулентного пограничного слоя (ПС) без затрат энергии (см. Отрыв пограничного слоя). В. г. интенсифицируют обмен количеством движения между внешними и внутренними областями ПС, вследствие чего профиль скорости вблизи стенки становится более наполненным и ПС оказывается способным преодолеть более сильный положительный градиент давления.

Известны различные конфигурации В. г. (см. рис.): ряды плоских пластинок, устанавливаемых перпендикулярно к поверхности под некоторым углом к направлению потока (а, б), ряды клиньев (в), куполов (г), «плугов» (д) и др. В. г. обычно располагаются в предотрывной области ПС, их высота несколько превышает толщину ПС; иногда используются 2 ряда В. г. Продольные вихри, сходящие с В. г., при распространении вниз по потоку способствуют передаче кинетической энергии замедленному потоку у поверхности. В ряде случаев наиболее эффективны В. г., создающие систему продольных вихрей противоположного вращения.

Установка В. г. на крыльях приводит к увеличению максимального значения коэффициента подъёмной силы, расширению диапазона линейной зависимости коэффициента подъёмной силы от угла атаки, уменьшению сопротивления аэродинамического при больших значениях коэффициента подъёмной силы, хотя на крейсерском режиме сопротивление несколько возрастает. Установка В. г. в диффузорообразных каналах с отрывным течением приводит к уменьшению потерь полного давления и степени неравномерности потока и выходном сечении. Использование оптимальной системы В. г. позволяет существенно уменьшить длину диффузора по сравнению с обычным диффузором (см. также статью Турбулизатор).

Литература:

Гадецкий В. М., Серебрийский Я. М., Фомин В. М., Исследование влияния генераторов вихрей на отрыв турбулентного пограничного слоя, «Ученые записки ЦАГИ», 1972, т. 3, № 4;

Чжен П., Управление отрывом потока, пер. с англ., М., 1979.

А. С. Гиневский.

Вихрь присоединённый

Вихрь присоединённый — вихрь, положение которого фиксировано относительно обтекаемого тела. При теоретических расчётах подъёмной силы и аэродинамического сопротивления крыла, тяги воздушного винта и сопротивления его вращению крыло (лопасть винта) заменяется одним В. п. (схема несущей нити, см. Крыла теория) либо непрерывным присоединенным вихревым слоем или совокупностью дискретных В. п. (схема несущей поверхности).

Для случая стационарного обтекания тел посредством В. п. моделируется разрыв скоростей, возникающий на поверхности тела между внешними и внутренними областями, а у тонкой несущей поверхности — между верхней и нижней сторонами. В. п. вызывают местные аэродинамические нагрузки на поверхности тела, причём как при установившемся, так и при неустановившемся обтекании перепад давлений пропорционален интенсивности слоя В. п. и определяется по теореме Н. Е. Жуковского «в малом». Чтобы выполнялись все уравнения гидродинамики и поле скоростей было потенциальным, В. п. вместе с вихрями свободными, должны образовывать замкнутые системы.

Понятие «В. п.» было введено Жуковским в 1904. При разработке теории гребного винта оно позволило ему вскрыть механизм образования тяги винта, вращающегося в идеальной среде, и использовать для расчётов его характеристик математический аппарат, хорошо развитый для анализа течений идеальной жидкости.

Вихрь свободный

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вихря разрушение

Разрушение вихрей в воде (две полоски краски располагаются вдоль осей интенсивных вихрей, сходящих с кромок треугольного крыла):1 — крыло;2 — подкрученная жидкость в набегающем потоке;3 — вихрь;4 — точка разрушения вихря;5 — область возвратного течения.

Разрушение вихрей в воде.

ви́хря разруше́ние — наблюдается в вихревых течениях, обусловленных срывом потока с передней кромки тонких крыльев при больших углах атаки (см. рис.), а также в закрученных потоках в соплах, диффузорах и камерах сгорания. В. р. происходит внезапно при некоторых значениях определяющих параметров — градиента давления вдоль оси вихря и интенсивности закрутки на внешней границе вихря. При обтекании крыльев В. р. приводит к резкому уменьшению подъёмной силы с ростом угла атаки, что связано с прекращением подсасывающего действия вихрей, создающих разрежение на верхней стороне поверхности крыла. Теоретические исследования ведутся в рамках моделей идеальной жидкости и на основании численных решений полных Навье—Стокса уравнений. Явление В. р. чрезвычайно чувствительно к внешним возмущениям, поэтому проведение измерений с помощью датчиков вблизи места разрушения может полностью изменить характер течения. В экспериментах по изучению В. р. используют лазерно-доплеровские измерители скорости, что позволяет обойти эти трудности.

ВК

Статья большая, находится на отдельной странице.

Владелец воздушного судна

Владе́лец возду́шного су́дна — см. Эксплуатант воздушного судна.

Влажность воздуха

Вла́жность во́здуха — содержание в воздухе водяного пара. В. в. — одна из наиболее существенных характеристик погоды и климата. Характеризуется рядом величин: абсолютной В. в. — отношением массы водяного пара к объёму воздуха (г/м2); упругостью, или парциальным давлением водяного пара (гПа); относительной В. в. — отношением фактической плотности водяного пара, содержащегося в воздухе, к максимально возможной при данной температуре (%); точкой росы — температурой, до которой необходимо охладить воздух при данных В. в. и давлении, чтобы наступило состояние насыщения его водяным паром; дефицитом точки росы — разностью между температурой воздуха и точкой росы. В. в. учитывается, например, при прогнозировании состояния взлётно-посадочной полосы при околонулевых температурах воздуха, обледенения, облачности, гроз.

Внестапельная сборка

Внеста́пельная сбо́рка — сборка летательного аппарата или его агрегатов, отсеков, секций и узлов без применения стационарной сборочной оснастки. В. с. является продолжением стапельной сборки. Для установки деталей и подсборок на В. с. используются базовые поверхности деталей. В. с. широко применяется для установки подвижных частей (створки, двери, крышки люков, рули, шасси и др.) на агрегаты летательного аппарата, а также для стыковки крыла, киля и стабилизатора с фюзеляжем. На В. с. для выполнения соединений применяют: стационарное и переносное оборудование — сверлильные машины, клепальные прессы, сверлильно-клепальные автоматы, сварочные машины и автоматы, установки для склеивания и др.; переносную оснастку — струбцины, ручные тиски, пружинные фиксаторы и др. для закрепления деталей, шаблоны для разметки и сверления отверстий, кондукторы для разделки отверстий; вспомогательную оснастку — поддерживающие приспособления, помосты, стремянки и др. В. с. позволяет уменьшить количество стационарной сборочной оснастки на стапелях и создать наилучшие условия для доступа в рабочую зону сборки и монтажа бортового оборудования.

М. Е. Уланов.

Внешнетраекторные измерения

Статья большая, находится на отдельной странице.

Внутренняя компенсация

Вну́тренняя компенса́ция — см. в статье Аэродинамическая компенсация.

Вогнутость профиля

Во́гнутость про́филя — то же, что кривизна профиля.

Водопьянов Михаил Васильевич

М. В. Водопьянов.

М. В. Водопьянов.

Водопья́нов Михаил Васильевич (1899—1980) — советский лётчик, генерал-майор авиации (1943), один из первых Героев Советского Союза; (1934). В Советской Армии с 1918. Участник Гражданской и Великой Отечественной войн. Окончил летную школу «Добролёт» (1928), Московскую летно-техническую школу (1929). Летал на самолётах по трассам Москва — Иркутск, Москва — Ленинград, первым открыл воздушную линию на о. Сахалин. В 1934 участвовал в спасении экспедиции парохода «Челюскин», в 1937 — в воздушной экспедиции на Северный полюс (возглавлял летный отряд и флагманский самолёт). Во время Великой Отечественной войны командир авиационной дивизии. Депутат Верховного Совета СССР в 1937—46. Награжден 4 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями.

Сочинения:

Друзья в небе, 2 изд., М., 1971;

Небо начинается с земли, М., 1979;

Повесть о первых героях, 2 изд., М., 1980.

Литература:

Герои огненных лет, М., 1984.

Водород

Водоро́д, H2 — газ без цвета, запаха и вкуса. Молярная масса 2,0157 кг/кмоль, температура плавления 13,95 K, температура кипения 71,07 кг/м3, низшая теплота сгорания 114 460 кДж/кг, газовая постоянная 4,124 Дж/(кг·K), стехиометрический коэффициент 34,25 кг воздуха/кг водорода, температура самовоспламенения 510°C, концентрационные пределы распространения пламени в воздухе 4—75% В. по объему; способен к детонационному горению со скоростью 1800—1900 м/с. При 1000°C В. проникает через любые металлы, хорошо растворяется в титане, никеле, платине и других металлах, плохо растворяется в воде. Для промышленного получения В. используются в основном природный газ, коксовый газ, газы нефтепереработки, отходы нефтехимического производства. В. рассматривается как перспективный энергоноситель, способный заменить топлива, получаемые из нефти, угля, сланцев, и. т. д., в энергетике, на транспорте, а также в авиации.

Широкое внедрение В. в качестве топлива возможно при развитии атомно-водородной энергетики и требует решения ряда сложных технических проблем (безопасность, конструкционные материалы, теплоизоляция и. т. д.). В 1988 в СССР начались летные испытания экспериментального самолёта Ту-155, способного использовать жидкий водород и другие криогенные топлива.

И. Ф. Дубровкин.

Военно-воздушная академия

Вое́нно-возду́шная акаде́мия имени Ю. А. Гагарина — высшее военно-учебное заведение, осуществляющее подготовку командных кадров для военно-воздушных сил; научный центр по разработке проблем оперативного искусства и тактики военно-воздушных сил, тактики родов авиации. Находится в поселке Монино Московской области. Создана 29 марта 1940 на базе командного, оперативного и штурманского факультетов и курсов усовершенствования начальствующего состава Военно-воздушной академии Рабоче-крестьянской Красной Армии (см. Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского). До 1946 называлась Военной академией командного и штурманского состава военно-воздушных сил Красной Армии. В 1968 академии присвоено имя Ю. А. Гагарина. Многие выпускники академии за боевые отличия в годы Великой Отечественной войны удостоены звания Героя Советского Союза. Среди выпускников академии трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб, видные военачальники В. А. Алексенко, А. Е. Боровых, Л. И. Беда, И. Д. Гайдаенко, А. Н. Ефимов, А. Л. Кадомцев, А. Н. Катрич, космонавты, заслуженные военные лётчики СССР, заслуженные военные штурманы СССР и др. В составе академии (1990): 2 основных факультета по трём командно-штабным, одной штабной и одной штурманской специальностям; факультет заочного обучения; факультет переподготовки и повышения квалификации офицерского состава, адъюнктура, 26 кафедр, учебные лаборатории и кабинеты. При академии имеется музей, где экспонируется авиационная техника — от бипланов 1-й мировой войны до современных сверхзвуковых летательных аппаратов, различные авиационные двигатели, образцы авиационного вооружения и оборудования. Академия награждена орденами Красного Знамени (1945), Кутузова 1-й степени (1968), иностранными орденами.

Б. Ф. Корольков.

Военно-воздушная инженерная академия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Военно-воздушные силы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Военно-транспортный летательный аппарат

Статья большая, находится на отдельной странице.

Воздействие на окружающую среду

Возде́йствие на окружа́ющую среду́ летательных аппаратов — проявляется в виде шума летательных аппаратов и эмиссии вредных веществ с выпускными газами двигателей. Наибольший шум на местности летательные аппараты производят вблизи аэропортов при выполнении взлётно-посадочных операций (см. Шума источники, Шум двигателя, Нормы шума). Значительный шум на местности может создавать вспомогательная силовая установка летательного аппарата при ее работе в наземных условиях. Доля авиации в общем загрязнении атмосферы мала, однако, например, в зоне аэропорта, она может быть значительной. Загрязняющими веществами являются отработавшие газы двигателей, содержащие в небольших концентрациях оксиды углерода, серы и азота, несгоревшие углеводороды, сажу и др. Снижение эмиссии вредных веществ достигается совершенствованием камеры сгорания и других узлов двигателя. Уменьшение загрязнения воздуха обеспечивается также улучшением методов эксплуатации летательных аппаратов. Нормирование воздействия авиации на окружающую среду в рамках международной организации гражданской авиации (ИКАО) осуществляется в соответствии с Приложением 16 «Охрана окружающей среды» (1981) к Чикагской конвенции 1944 о международной ГА. В СССР аналогичные требования к уровням воздействия авиации на окружающую среду были сформулированы в Государственных и отраслевых стандартах, а также в Нормах лётной годности авиационной техники.

Воздух

Во́здух — естественная смесь газов, составляющих атмосферу Земли. Основные (по объёму) компоненты В. (%): азот 78,08, кислород 20,95, аргон 0,93, углекислый газ 0,03. Содержание в В. азота, кислорода и инертных газов практически постоянно, причём постоянная концентрация кислорода поддерживается растительным миром Земли. Газовый состав атмосферы до высоты 100—110 км мало меняется. Кислород поглощает ультрафиолетовую радиацию и диссоциирует на атомы, которые, соединяясь с кислородом, образуют озон. У земной поверхности озон содержится в незначительном количестве. Его содержание увеличивается в стратосфере. Содержание воды в В. у земной поверхности непостоянно и может меняться от 2·10‑4% по объёму (в полярных районах) до 3% (у экватора). В В. присутствуют примеси антропогенного и космического происхождения, а также атмосферный аэрозоль — твёрдые и жидкие частицы, взвешенные в атмосфере, размеры которых превышают размеры молекул. К твёрдой составной части аэрозоля относятся продукты выветривания почвы, дробления минералов, индустриальной пыли и др. Взаимодействуя с частицами жидкости и растворяясь в их скоплениях, комплексы твёрдого и жидкого аэрозоля служат основой образования капельных и ледяных облаков, осадков, а также формирования смога. Искусственный В. (точнее — искусственная атмосфера, смеси газов, пригодные для дыхания) применяется в высотной авиации.

От физических свойств В. зависят аэродинамические и аэростатические силы, действующие на летательный аппарат в атмосфере, характеристики воздушно-реактивного двигателя. В расчётах значения физических параметров В. берут из данных по международной стандартной атмосфере, где в качестве исходных для среднего уровня моря приняты значения температуры 288,15 К (15°С), давления 101 325 Па, плотности 1,225 кг/м3, молярной массы 28,96 кг/кмоль, показателя адиабаты 1,4, удельной газовой постоянной 287 Дж·кг‑1·К‑1 удельной теплоёмкости при постоянном давлении 10·103 Дж·кг‑1·К‑1, скорости звука 340 м/с; стандартизованы и некоторые другие физические параметры воздуха.

С. С. Гайгеров.

Воздухозаборник

Статья большая, находится на отдельной странице.

Воздухоплавание

Воздухопла́вание — 1) перемещение в воздухе воздухоплавательных аппаратов (ВА), использующих либо только аэростатическую подъёмную силу (свободные аэростаты, радиозонды и т. п.), либо совместно аэростатические и аэродинамические подъёмные силы (привязные аэростаты, дирижабли, гибридные летательные аппараты);

2) организация, (служба), применяющая для полётов ВА. До начала 20-х гг. XX в. термин «В.» обозначал передвижение по воздуху вообще.

Свободные аэростаты служат для выполнения научных исследований, регулярных метеорологических зондирований, разведывательных, военных, спортивных, развлекательных и других целей. Привязные аэростаты используются для проведения научных исследований, подъёма антенн, локаторов, ретрансляторов, наблюдения и разведки, заграждения от налётов авиации, подготовки парашютистов, обзора и других целей. Дирижабли могут применяться для транспортных перевозок, ведения дальней и ближней разведок, экспедиционных полётов, поисков подводных лодок, затонувших судов, мин, косяков рыб, спасательных работ, туристических полётов и др.

В зависимости от назначения, высотности и системы управления каждый из основных типов ВА включает аппараты с различными конструктивными особенностями и летно-техническими характеристиками. ВА могут быть как с экипажем, так и без экипажа (пилотируемые или беспилотные). В качестве подъёмного газа, обеспечивающего аэростатическую подъёмную силу, обычно используются водород, гелий, светильный газ или нагретый воздух.

Применяющееся иногда определение ВА как «летательного аппарата легче воздуха» неточно, так как любой ВА может быть и легче, и тяжелее воздуха в его объёме и иметь вес, равный весу этого воздуха, что зависит от аэростатической сбалансированности ВА.

Р. В. Пятышев.

Воздушная линия

Возду́шная ли́ния — то же, что авиалиния.

Воздушная обстановка

Возду́шная обстано́вка — одновременное взаимное расположение по вертикали и горизонтали летательных аппаратов в определенном районе воздушного пространства. Различные районы воздушного пространства имеют неодинаковую сложность В. о., характеризующуюся числом летательных аппаратов, находящихся одновременно в данном районе, числом пересекающихся воздушных трасс, участков воздушных трасс с переменным профилем полёта, размерами воздушного пространства и его структурой. Поэтому воздушное движение должно быть хорошо организовано и контролироваться службой управления воздушным движением.

Воздушная скорость

Возду́шная ско́рость — см. в статье Скорость.

Воздушная трасса

Возду́шная тра́сса — участок в воздушном пространстве, предназначенный для полётов летательных аппаратов, обеспеченный трассовыми аэродромами и оборудованный средствами радионавигации, контроля и управления воздушным движением. В. т., пролегающие внутри территории государства, относятся к внутренним, а вне территории — к международным. Для каждой В. т. указываются эшелоны (см. Эшелонирование), выделенные для полётов, и ширина (см. Воздушный коридор).

Воздушное право

Статья большая, находится на отдельной странице.

Воздушное пространство

Возду́шное простра́нство — пространство, простирающееся вверх над поверхностью Земли. В воздушном праве различают государственное (национальное) В. п. и В. п. над открытым морем. Государственное В. п. расположено над сухопутной и водной территориями государства, включая его территориальные воды. Оно входит в состав государственной территории и находится под полным и исключительным суверенитетом данного государства. Принцип суверенитета государства над В. п. получил юридическое закрепление в Парижской конвенции 1919 о воздушных передвижениях и в Чикагской конвенции 1944. В. п. над открытым морем расположено над морями и океанами за пределами территориальных вод государств и открыто для полётов летательных аппаратов всех стран. Принцип свободы полетов над открытым морем предполагает, что каждое государство должно разумно учитывать заинтересованность других государств в свободе полётов, соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права.

Для организации полётов, обслуживания воздушного движения, а также обеспечения других видов деятельности, связанной с использованием В. п. (пуски ракет, стрельбы и др.), в нём определяются следующие структурные элементы: районы полётной информации (например, районы, где имеется управление воздушным движением), районы аэродромов, воздушные трассы, коридоры входа и выхода летательных аппаратов, зоны ожидания и т. д. Над объектами, имеющими важное государственное значение, устанавливаются запретные зоны, зоны ограничения полётов. В интересах организации полётов и обслуживания воздушного движения В. п. делится, кроме того, на верхнее и нижнее, граница между которыми обычно проходит на уровне 6000 м. Районы и зоны, в которых обеспечивается диспетчерское обслуживание воздушного движения, в документах Международной организации гражданской авиации признаются контролируемым В. п. В неконтролируемом В. п. организуются только полётно-информационное обслуживание и аварийное оповещение.

А. И. Котов.

Воздушное сообщение

Возду́шное сообще́ние — в широком смысле любые установленные полёты воздушных судов между пунктами земной поверхности. В узком, нормативном значении — перевозка пассажиров, багажа, грузов и почты по установленным воздушным линиям в соответствии с объявленным расписанием. Международное В. с. осуществляется на основании международных договоров или специальных разрешений на выполнение разовых полётов. Наиболее распространённой формой регулирования международного В. с. являются межправительственные соглашения о В. с. В этих соглашениях содержатся перечни авиалиний, предоставляемых коммерческих прав — «свобод воздуха», национальных авиапредприятий, назначенных для выполнения полётов, и т. д. Тарифы, частота движения, а иногда объёмы перевозок по таким воздушным линиям подлежат утверждению ведомствами гражданской авиации договаривающихся сторон. См. Соглашения о воздушном сообщении, Коммерческие соглашения.

Воздушное судно

Статья большая, находится на отдельной странице.

Воздушное судно, терпящее бедствие

Статья большая, находится на отдельной странице.

Воздушное судно-нарушитель

Возду́шное су́дно-наруши́тель — воздушное судно, пересекающее государственную границу без разрешения компетентных органов соответствующего государства или совершающее иные нарушения правил полётов через государственную границу и порядка использования воздушного пространства.

Разрешение компетентных органов на пересечение государственной границы (так называемое техническое разрешение) обычно выдаётся для каждого рейса, независимо от права на полёт, предусмотренного актами национального законодательства, международными договорами или разрешениями на совершение разовых полётов. При нарушении, совершённом в пределах государственной территории, В. с.-н. принуждается к посадке, если оно не подчиняется требованиям органов, контролирующих полёты.

В. с.-н., получившее распоряжение о посадке, должно произвести посадку в указанном ему месте. После посадки и выяснения причин нарушения разрешение на дальнейший полёт даётся компетентными органами (ведомством авиации, пограничными войсками, министерством иностранных дел, органами управления воздушным движением).

Нарушение использования воздушного пространства может выражаться в полёте воздушного судна на не установленной высоте (эшелоне), в несанкционированном изменении курса, во входе в запретную зону и т. п. Органы, контролирующие полёты, должны по каналам связи потребовать от воздушного судна прекратить нарушение. Невыполнение воздушным судном указания о посадке после того, как использованы все установленные меры предупреждения и требования о посадке, порождает юридический факт, дающий основание для принуждения к посадке и пресечения нарушения (см. Перехват воздушного судна-нарушителя).

Ю. Н. Малеев.

Воздушно-космический самолёт

Возду́шно-косми́ческий самолёт (ВКС) — летательный аппарат для полёта в атмосфере (на основе аэродинамических принципов) и в космическом пространстве. Концепция ВКС была впервые сформулирована Ф. А. Цандером (1924). ВКС объединяет ряд компонентов и систем самолёта, ракеты-носителя и космического аппарата и рассчитывается на достижение орбитальных высот и скоростей, полёт в космическом пространстве, маневрирование на орбите или с погружением в атмосферу, спуск в атмосфере с маневрированием для горизонтальной («самолётной») посадки в заданном районе. ВКС могут классифицироваться по следующим признакам: особенности аэродинамической схемы (например крылом или несущим корпусом), наличие или отсутствие компонентов одноразовой: использования (внешние топливные баки, ускорители), тип старта (горизонтальный на собственном шасси или с помощью аэродинамической тележки, вертикальный с использованием разгонных блоков ракет-носителей или ускорителей с ракетным двигателем твёрдого топлива, воздушный с самолёта-носителя), тип силовой установки, вид горючего и окислителя, тип теплозащитной системы (активная или пассивная) и др. В состав силовой установки ВКС могут входить жидкостный ракетный двигатель, ракетный двигатель твёрдого топлива и воздушно-реактивный двигатель. ВКС с горизонтальным взлётом и посадкой на обычные взлётно-посадочные полосы могут обеспечивать по сравнению с другими летательными аппаратами повышенную оперативную гибкость и меньшие эксплуатационные расходы. Потенциальный спектр заданий для ВКС очень широк: транспортные операции по доставке экипажей и грузов на орбитальные станции и возвращение космонавтов и грузов на Землю, инспекция и ремонт искусственных спутников Земли, выполнение комплексных космических программ, пассажирские перевозки и т. д. К ВКС можно отнести советский орбитальный корабль «Буран», орбитальную ступень американского. космического корабля «Спейс шаттл».

Ю. Я. Шилов.

Воздушно-реактивный двигатель

Статья большая, находится на отдельной странице.

Воздушный бой

Возду́шный бой — вооружённое противоборство в воздухе одиночных самолётов (вертолётов) или групп летательных аппаратов (подразделений, частей), сочетающих огонь бортового оружия и манёвр для уничтожения противника или отражения его атак. В. б. — один из основных способов боевых действий истребительной авиации в борьбе за господство в воздухе. В современных условиях выполнение боевых задач всеми родами авиации, как правило, связано с ведением В. б. В зависимости от условий проведения В. б. различаются: по составу участвующих сил (одиночные и групповые); по высотам, на которых они ведутся (на малых, средних и больших высотах, в стратосфере); по времени суток (дневные и ночные); по условиям погоды (в простых или сложных метеоусловиях); по типам целей. В. б. начинается после обнаружения противника и заканчивается его уничтожением или прекращением В. б. по команде командира (например, при ограниченном запасе топлива, при повреждении самолёта или ранении члена экипажа). В. б. истребителей включает режимы обнаружения цели, распознавании цели, сближения, атаки цели и выхода из атаки. В процессе обнаружения и распознавания государственной принадлежности воздушной цели лётчик использует прицельно-навигационную систему истребителя либо получает необходимую информацию о цели по каналам связи от командного пункта наведения. Самолёты других родов авиации (бомбардировщики, разведчики и др.) ведут В. б. вынужденно, применяя оборонительное маневрирование в сочетании с огнём бортового оборонительного оружия и постановкой помех информационным средствам атакующего самолёта.

Б. С. Левин.

Воздушный винт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Воздушный кодекс СССР

Возду́шный ко́декс СССР — единый законодательный акт, содержащий нормы права, регулировавшие деятельность авиации и порядок использования воздушного пространства СССР для полётов воздушных судов. Введён в действие с 1 января 1984.

Воздушный кодекс закрепляет полный и исключительный суверенитет государства над воздушным пространством. Его действие распространяется на всю гражданскую авиацию в пределах страны и на все её гражданские воздушные суда во время их нахождения за её пределами, если законы страны пребывания воздушного судна не требуют иного.

В. к. определяет цели использования гражданской авиации: перевозка пассажиров, багажа, грузов и почты; выполнение авиационных работ в отдельных отраслях народного хозяйства; оказание медицинской помощи населению и проведение санитарных мероприятий; проведение экспериментальных и научно-исследовательских работ, учебных, культурно-просветительных и спортивных мероприятий; проведение поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ и оказание помощи в случае стихийных бедствий. В. к. определяет понятие гражданского воздушного судна и его правовое положение, регулирует вопросы, связанные с экипажем гражданского судна, уделяя особое внимание правам командира воздушного судна, регламентирует порядок создания гражданских аэродромов и аэропортов (их регистрация, допуск к эксплуатации и др.).

Нормы В. к. о полётах воздушных судов содержат правила подготовки и допуска воздушного судна к полёту, организации воздушного движения, оборудования воздушных трасс и местных воздушных линий и допуска их к эксплуатации и др., а также регулируют вопросы, связанные с видами деятельности, представляющей угрозу безопасности полётов (о воздушных судах-нарушителях, о поиске и оказании помощи воздушным судам и др.), о расследовании авиационных происшествий, об ответственности за вред, причинённый третьим лицам на поверхности и при столкновении в воздухе.

В. к. определяет основные условия воздушной перевозки авиапассажиров, багажа, грузов и почты, ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, а также за утрату, недостачу или повреждение багажа и груза или за просрочку их доставки; порядок и сроки предъявления претензий и исков и др.; предусматривает особые правила международных воздушных перевозок. Специальная глава В. к. посвящена договору чартера воздушного.

В. к. регулирует вопросы административной ответственности за нарушение правил безопасности полётов воздушных судов, поведения на воздушном судне, определяет правила, направленные на обеспечение сохранности грузов и др., виды правонарушений и санкции за них (в основном в виде штрафов), порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях.

В. С. Грязнов.

Воздушный коридор

Возду́шный коридо́р — ограниченная по ширине (иногда и по высоте) полоса воздушного пространства для полёта летательных аппаратов. В. к. устанавливается в районах с особым режимом полётов (для пересечения государственной границы, обеспечения безопасности полётов в зонах аэродромов, аэроузлов с высокой интенсивностью полётов и т. п.). В. к. может быть с односторонним или двусторонним движением; различают В. к. входные, выходные и обходные. В. к. оборудуется радиотехническими и другими средствами навигации, контроля и управления воздушным движением. Ширина В. к. зависит от местных условий, высоты полёта и типа летательных аппаратов и обычно составляет 5—20 км (в обе стороны от оси В. к.).

Воздушный порыв

Возду́шный поры́в — см. в статье Атмосферное возмущение.

Воздушный путь

Возду́шный путь — расстояние, пройденное летательным аппаратом относительно воздуха. В. п. может определяться бортовыми вычислителями интегрированием по времени воздушной скорости.

"Воздушный транспорт"

«Возду́шный тра́нспорт». Издаётся с 1 января 1978, выходила три раза в неделю (с 1990 — раз в неделю). Газета освещает проблемы гражданской авиации, связанные с воздушными перевозками пассажиров и грузов, освоения новой техники, подготовки лётных кадров, строительства аэропортов. Газета помогает в решении социальных и правовых задач, ведёт разделы, посвящённые истории воздухоплавания, опыту зарубежных авиакомпаний.

-----------------------------------

Возду́шный тра́нспорт — один из видов транспорта; осуществляет перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты с помощью авиационной техники. В. т. представляет собой относительно самостоятельную часть транспортной системы мира, включающей также железнодорожный, автомобильный, морской, речной и трубопроводный транспорт. Важное место В. т. занимает в перевозке пассажиров на дальние расстояния и в труднодоступные районы. В. т. состоит из сети авиапредприятий транспортных (с парком воздушных судов), аэропортов (с системой аэропортовых сооружений и средствами механизации, навигации, связи и управления воздушным движением), а также учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров, техническое обслуживание и ремонт авиационной техники.

К концу 1990 В. т. СССР обслуживал около 4000 городов и населённых пунктов. Воздушные магистрали шли от Москвы и других центров страны (столиц союзных республик, Ленинграда, Новосибирска, Свердловска, Красноярска, Иркутска, Омска, Хабаровска и др.) во всех направлениях, образуя сеть связанных между собой союзных авиалиний. Кроме того, в СССР действовало более 2 тыс. местных авиалиний. См. Гражданская авиация СССР. В 1989 в СССР В. т. было перевезено 132 млн. пассажиров, 3,3 млн. т грузов. В зарубежных странах В. т. представлен государственными, смешанными государственно-частными, а также частными транспортными авиапредприятиями (авиакомпаниями). В 1989 транспортные авиапредприятия 162 стран — участниц Международная организация гражданской авиации перевезли 1099 млн. пассажиров, 18 млн. т грузов. Объём пассажирских перевозок составил 1778 млрд. пасс.-км, грузовых — 57,41 млрд. т-км, почтовых — 5,07 млрд. т-км, всех перевозок — 223,48 млрд. т-км.

Возмущений теория

Возмуще́ний тео́рия — приближенная теория какого-либо явления, построенная в предположении малости некоторого параметра (набора параметров), характеризующего отклонение рассматриваемого явления от известного исходного состояния. В задачах аэро- и гидродинамики роль малого параметра может играть относительная толщина τ обтекаемого тела, величина, обратная Рейнольдса числу, Маха число M или величина, обратная этому числу, разность |М-1| и т. п.

Различают две разновидности В. т. — теорию регулярных возмущений и теорию сингулярных возмущений. В случае регулярных возмущений предположение о малости того или иного параметра справедливо во всей области, где наблюдается исследуемое явление. Наиболее известной в гидродинамике теорией такого типа является линеаризованная теория невязкого обтекания тонкого заострённого тела сверхзвуковым потоком газа. Если предположить, что толщина тела, а вместе с ней и угол атаки уменьшаются до нуля, то обтекаемое тело переходит в пластинку и перестаёт возмущать набегающий поток. На этом основании заключают, что значение скорости среды в любой точке пространства в главном (так называемом нулевом) приближении совпадает со скоростью набегающего потока, а всё влияние обтекаемого тела на поток сводится к малому возмущению этого потока, пропорциональному τ. С математической точки зрения возмущения потока выражаются разложениями искомых функций течения по малому параметру τ (правильное описание искомой функции может быть получено с помощью одного — двух членов разложения, если параметр τ достаточно мал).

Процедура определения главных членов разложений состоит в том, что эти разложения подставляют в Эйлера уравнения и в них отбрасывают малые члены (например, пропорциональные τ2).

В случае сингулярных возмущений исходные предположения В. т. нарушаются в некоторых областях, где наблюдается исследуемое явление. Примером теории таких возмущений является теория пограничного слоя. Здесь для описания всего поля течения одновременно требуется построить две системы разложений: одну для внешнего поля течения, другую для тонкого пограничного слоя.

В. т. является важным инструментом исследования аэродинамических проблем, связанных с движением летательного аппарата при всех скоростях полёта. С её помощью были разработаны основные методы анализа прикладных задач.

Литература:

Ван Дайк М., Методы возмущений в механике жидкости, пер. с англ., М., 1967;

Коул Дж., Методы возмущений в прикладной математике, пер. с англ., М., 1972.

А. И. Рубан.

Возмущённое движение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Волк Игорь Петрович

Волк Игорь Петрович.

И. П. Волк

Волк Игорь Петрович (р. 1937) — советский лётчик-испытатель, заслуженный лётчик-испытатель СССР (1983), лётчик-космонавт СССР (1984), Герой Советского Союза (1984). Окончил Кировоградское военное авиационное училище лётчиков (1956), Школу лётчиков-испытателей (1965), Московский авиационный институт (1969). С 1965 на испытательной работе в Летно-исследовательском институте. Проводил государственные испытания самолётов марок Ил, Як, МиГ, Ту, Су. Исследовал электродистанционные системы управления летательными аппаратами. Не прекращая летной работы, прошёл курс подготовки к космическим полётам и 17—29 июля 1984 совместно с В. А. Джанибековым и С. Е. Савицкой совершил полёт на космическом корабле «Союз Т-12» и орбитальной станции «Салют-7». Выполнил первый полёт на самолёте-аналоге орбитального корабля «Буран» и проводил испытания этого летательного аппарата. Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалями.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная