Энциклопедия "Авиация" (1998)
Статьи на букву "Ф"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф"

Фабр Анри

Фабр Анри.

А. Фабр

Фабр Анри (Fabre) (1882—1984) — французский инженер, создатель первого в мире летавшего гидросамолёта. Родился в семье судовладельца, окончил Высшую школу в Марселе. С 1905 проводил аэрогидродинамические эксперименты, изучал обтекание погруженных в воду поверхностей и поплавков, испытывал автомобиль с воздушным винтом. В 1909 построил свой первый гидросамолёт, который не смог взлететь. На втором поплавковом самолёте с ПД мощностью 37 кВт (см. рис.) Ф. совершил 28 марта 1910 успешный полёт на 500 м. В 1911 модифицировал биплан Г. Вуазена в первый самолёт-амфибию. В дальнейшем проектировал и выпускал поплавки для гидросамолётов.

Гидросамолёт А. Фабра (Франция).

Гидросамолёт А. Фабра.

Фаворский Олег Николаевич

Фаворский Олег Николаевич.

О. Н. Фаворский

Фаво́рский Олег Николаевич (р. 1929) — советский учёный и конструктор в области авиационного моторостроения, академик АН СССР (1990; член-корреспондент 1981). Окончил МАИ (1951). С 1951 работал в ЦИАМ (в 1971—73 заместитель начальник института). С 1969 одновременно профессор Московского физико-технического института. В 1973—87 генеральный директор Московского НПО «Союз», затем заместитель начальник ЦИАМ. Основные труды в области создания теории двухвальных ТРД, установок для непосредственного преобразования тепловой энергии в электрическую и др. Под руководством Ф. созданы двигатели для ряда самолётов (А. С. Яковлева и др.). Председатель Комиссии АН СССР по газовым турбинам (с 1984). Ленинская премия (1987). Награждён орденом «Знак Почёта», медалями.

Фазированная антенная решётка

Фази́рованная анте́нная решётка (ФАР), фазированная решётка, — направленная антенна с управляемыми фазами или разностями фаз (фазовыми сдвигами) волн, излучаемых (или принятых) её элементами (излучателями). Управление фазами (фазирование) позволяет формировать необходимую диаграмму направленности ФАР (например, остронаправленную — луч); изменять направление луча неподвижной ФАР и осуществлять быстрое, в ряде случаев практически безынерционное, сканирование — качание луча; управлять в определённых пределах формой диаграммы направленности — изменять ширину луча, интенсивность (уровни) боковых лепестков и т. п. ФАР, содержащие большое число управляемых элементов (более 103), входят в состав различных авиационных и космических радиоустройств, зенитных комплексов. ФАР применяется в бортовой РЛС на летательных аппаратах различных типов, в первую очередь на истребителях-перехватчиках. Различают пассивную и активную ФАР. В пассивных ФАР используются общие для всех элементов антенны приёмник и передатчик. В активной ФАР каждый элемент является передающим или приёмно-передающим модулем. Основным элементом ФАР являются электронно-управляемые фазовращатели, формирующие диаграмму направленности антенны. Быстрая перестройка диаграммы направленности позволяет решать боевые задачи по сопровождению многих целей как с разделением по времени (последовательно), так и без него (многолучевые системы). При электронном управлении диаграммой направленности достаточно просто реализуется «гибкая» временная диаграмма работы бортовой РЛС, позволяющая оптимизировать время обслуживания отдельных объектов в зависимости от степени важности решаемых задач. ФАР обладают высокой надёжностью. Выход из строя сравнительно большого числа элементов (например, 10%) незначительно снижает коэффициент усиления антенны (на 1 дБ). В 80-х гг. нашли применение плоские ФАР, предельные углы отклонения луча в которых имеют существенные ограничения (до 70°). Это связано с падением коэффициента усиления на краях диаграммы направленности, а следовательно, с уменьшением дальности действия на краях зоны обзора. В то же время современные летательные аппараты требуют, как правило, больших зон обзора, что приводит к необходимости использования нескольких антенных решёток. Основным недостатком ФАР, ограничивающим их применение на летательных аппаратах, является большая масса, превосходящая в 2 раза массу зеркальных антенн.

И. Б. Тарханов.

ФАИ

ФАИ — см. Международная авиационная федерация.

Фалалеев Фёдор Яковлевич

Фалалеев Фёдор Яковлевич.

Ф. Я. Фалалеев

Фалале́ев Фёдор Яковлевич (1899—1955) — советский военачальник, маршал авиации (1944). В Советской Армии с 1919. Окончил курсы «Выстрел» (1928), Качинскую военную школу лётчиков (1933), Военно-воздушную академию РККА имени профессора Н. Е. Жуковского (1934; ныне ВВИА). Участник Гражданской и Великой Отечественной войн. В ходе Великой Отечественной войны командующий ВВС армии, фронта и Юго-Западного направления; начальник штаба — заместитель командующего ВВС Советской Армии (1942—43, 45—46). Как представитель Ставки Верховного Главнокомандования координировал действия воздушных армий при освобождении Донбасса, Южной Украины, Крыма, Белоруссии и Прибалтики. В 1946—50 начальник Военно-воздушной академии (ныне имени Ю. А. Гагарина). Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 1-й степени, орденами Кутузова 1-й степени, Суворова 2-й степени, Красной Звезды, «Знак Почёта».

Сочинения:

В строю крылатых, 2 изд., Ижевск, 1968.

Фалеристика авиационная

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Фарман"

Разведчик Фарман F.20 (Франция).

Рис. 1. Разведчик Фарман F.20.

«Фарма́н» (Avions H. et M. Farman) — самолётостроительная фирма Франции. Образована в 1912 в результате слияния фирм братьев М. и А. Фарман. В 1936 национализирована. В годы 1-й мировой войны выпускала разведывательные самолёты M.F.7, M.F.11, F.20 (рис. 1), бомбардировщики F.40, F.46, F.50 и др. После войны на основе F.50 создала пассажирский самолёт «Голиаф» (рис. 2), выпускала пассажирские самолёты F.70 и F.73, бомбардировщики F.130, пассажирские самолёты F.121 с четырьмя ПД, бомбардировщики и торпедоносцы на базе модели F.160, пассажирские самолёты серии F.190. В 30-е гг. фирма строила тяжёлые бомбардировщики с четырьмя ПД, на их основе создала ряд гражданских самолётов, производила также лёгкие спортивные и туристские самолёты F.200, F.230, F.355 и др. После 2-й мировой войны была образована частная фирма «Сосьете дез’юзин Фарман» (Sociéte des Usines Farman), выпускавшая до начала 60-х гг. тренировочные самолёты «Монитор».

Пассажирский самолёт Фарман «Голиаф» (Франция).

Рис. 2. Пассажирский самолёт Фарман «Голиаф».

Фарман Анри

Фарман Анри.

А. Фарман

Фарма́н Анри (Farman) (1874—1958) — французский лётчик, авиаконструктор и промышленник. Сын английского журналиста, Ф. до 1937 сохранял английское гражданство. Учился в школе изящных искусств, начал карьеру художника, затем стал вело- и автогонщиком, был владельцем крупнейшего гаража в Париже. В 1904 совершил полёт на дирижабле, учился летать на планёрах. Совершил ряд рекордных полётов на модифицированном биплане Г. Вуазена, в том числе в 1908 по замкнутому маршруту в 1 км за 1 мин 28 с и перелёт Буйи—Реймс — 27 км за 20 мин. В1908 основал авиационную фирму, в 1909 организовал лётную школу, где обучались и русские лётчики. Создал первый в мире самолёт с эффективными элеронами «Фарман III» (рис.). В 1912 объединил свою фирму с фирмой брата Мориса Фармана (1877—1964). В 1-ю мировую войну применялись разведчики фирмы «Фарман», тяжёлый бомбардировщик F.50 с двумя ПД, послуживший основой для пассажирского самолёта «Голиаф» на 12 мест (с 1919 эксплуатировался на первых авиалиниях Европы и установил ряд рекордов высоты и дальности с грузами до 5 т). В 20—30-е гг. фирма выпускала пассажирские и спортивные самолёты, бомбардировщики. В 1936 фирма «Фарман» была национализирована, и Ф. отошёл от дел.

Биплан «Фарман III» (Франция).

Биплан «Фарман III».

Фау-1

Самолёт-снаряд ФАУ‑1 (Германия).

Самолёт-снаряд ФАУ‑1.

Фау-1 (V-1) — самолёт-снаряд (по современной терминологии — крылатая ракета), применявшийся Германией во 2-й мировой войне против Великобритании. Разработан фирмой «Физелер» (Fieseler; другие обозначения Fi-103 или FZG-76). Свободнонесущий моноплан (рис.) с ПуВРД AS 014 фирмы «Аргус» с тягой 3285 Н и боевой частью массой 850 кг. Дальность полета от 240 до 370 (у последней модификации) км, максимальная скорость 550 км/ч. Начало боевого применения — июнь 1944.

Фаулера закрылок

Фа́улера закры́лок [по имени английского изобретателя Х. Фаулера (H. Fowler)] — один из видов выдвижных щелевых закрылков, характеризующийся меньшей толщиной профиля закрылка и максимальным выдвижением по хорде к задней кромке крыла. У неотклонённого Ф. з. щель отсутствует; для отклонённого положения щель профилируется таким образом, чтобы обеспечить оптимальные условия работы закрылка при взлёте (малые углы отклонения δз) и посадке (большие δз). Хорда Ф. з. равна от 25 до 40% хорды крыла. В крайнем выдвинутом положении носок Ф. з. расположен под задней кромкой крыла. В результате этого увеличение площади крыла равняется площади Ф. з. Эффективность Ф. з. (см. Эффективность органов управления) выше эффективности поворотных щелевых и выдвижных щелевых закрылков, но ниже эффективности обычных выдвижных двухщелевых закрылков, в особенности при больших углах отклонения (δз≥30°). Конструктивные трудности выполнения Ф. з. и умеренные углы отклонения, при которых сохраняется безотрывное обтекание (δз≤30—35°), ограничивают их применение на летательных аппаратах. См. рис. при ст. Механизация крыла.

"Федерал Экспресс"

Логотип авиакомпании «Федерал Экспресс».

Логотип авиакомпании

«Фе́дерал Экспре́сс» (FedEx, Federal Express) — авиакомпания США; крупнейшая в мире среди авиакомпаний, специализирующихся на грузовых перевозках. Осуществляет перевозки в страны Западной Европы, Южной Америки, Азии, Африки и в Австралию. Основана в 1971. В 1989 объём перевозок составил 6,32 млрд. т-км. Авиационный парк — 311 самолётов.

Федерация авиационного спорта СССР

Федера́ция авиацио́нного спо́рта СССР (ФАС СССР) — общественная организация, объединявшая всесоюзные федерации авиамодельного спорта, вертолётного спорта, дельтапланёрного спорта, самолётного спорта, парашютного спорта, планёрного спорта, федерации союзных республик по авиационному спорту, авиационно-спортивные комитеты ведомств и федерации областных (краевых) комитетов ДОСААФ РСФСР. ФАС СССР руководила деятельностью этих организаций, координировала и направляла работу по развитию и пропаганде достижений авиационных видов спорта. ФАС СССР была создана 25 декабря 1959 при ЦК ДОСААФ СССР и работала под его непосредственным руководством. При ФАС СССР были образованы научно-технический комитет, комитет авиационно-космического образования, комитет авиационной медицины, а также авиационно-спортивная комиссия. ФАС СССР — член Международной авиационной федерации (ФАИ) с 1960.

А. И. Загорский.

Фёдоров Владимир Павлович

Фёдоров Владимир Павлович.

В. П. Фёдоров

Фёдоров Владимир Павлович (1915—1943) — советский лётчик-испытатель. Окончил Московскую и Коктебельскую планёрные школы (1933). Работал в ЛИИ. Провёл испытания первого советского ракетопланёра С. П. Королёва РП-318-1 с ЖРД (1940), поршневых истребителей П. О. Сухого, ряда экспериментальных планёров и др. Во время Великой Отечественной войны выполнял ответственные выборочные испытания серийных самолётов на предельных режимах. Погиб в одном из таких полётов. Награждён орденом Красного Знамени (посмертно).

Фёдоров Евгений Петрович

Фёдоров Евгений Петрович.

Е. П. Фёдоров

Фёдоров Евгений Петрович (р. 1911) — советский лётчик, генерал-майор авиации (1957), дважды Герой Советского Союза (1940, 1945). В Советской Армии с 1930. Окончил Военно-теоретическую школу лётчиков в Ленинграде (1932), военную школу лётчиков в Оренбурге (1933), Военно-воздушную академию (1948; ныне имени Ю. А. Гагарина). Участник советско-финляндской и Великой Отечественной войн. В ходе войны был командиром эскадрильи, заместителем командира бомбардировочной авиадивизии дальнего действия. Совершил 178 боевых вылетов. После войны на командных должностях в высших военно-учебных заведениях и войсках. Награждён 3 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями. Бронзовый бюст в Санкт-Петербурге.

Литература:

Хахалин Л., Хозяин ночного неба, в кн.: Книга о Героях, в. 2, М., 1963.

Фёдоров Иван Евграфович

Фёдоров Иван Евграфович.

И. Е. Фёдоров

Фёдоров Иван Евграфович (р. 1914) — советский лётчик-испытатель, полковник, Герой Советского Союза (1948). Окончил Ворошиловградскую военную школу пилотов (1932), Липецкие высшие курсы усовершенствования командиров полков — бригад (1939), курсы лётчиков-испытателей МАП (1949). Служил в частях ВВС в различных должностях. Участвовал в войне в Испании, в боях на р. Халхин-Гол, в советско-финляндской и Великой Отечественной войнах. В 1942—44 командир авиадивизии. Уничтожил лично 49 и в группе 47 самолётов противника. Работал лётчиком-испытателем в авиационной промышленности (1945—54). В ОКБ С. А. Лавочкина выполнял первые вылеты и проводил испытания опытных реактивных самолётов: Ла-150М, Ла-152, Ла-154, Ла-156, Ла-160, Ла-15 и Ла-176. Одним из первых в стране (28 декабря 1948) на самолёте Ла-176 достиг скорости полёта, равной скорости звука. Летал на 297 типах самолётов. Награждён орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 6 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями.

Федосеенко Павел Фёдорович

Федосеенко Павел Фёдорович.

П. Ф. Федосеенко

Федосе́енко Павел Фёдорович (1898—1934) — советский воздухоплаватель. Участник 1-й мировой и Гражданской войн. С 1918 в Красной Армии. Окончил курсы военных воздухоплавателей (1919); командовал звеном, затем отрядом привязных аэростатов наблюдения. За бои под Каховкой и Перекопом был награждён боевым оружием и золотыми часами. Окончил курсы военных аэронавтов в Петрограде (1921), Высшую военную воздухоплавательную школу в Ленинграде (1925), Военно-воздушную академию РККА имени профессора Н. Е. Жуковского (1932; ныне ВВИА). В 1922—25 совершил ряд полётов на свободных аэростатах. 17 июля 1925 совместно с профессором А. А. Фридманом совершил на свободном аэростате подъём на высоту 7400 м. В 1933 на свободном аэростате объёмом 600 м3 установил мировой рекорд продолжительности полёта, пробыв в воздухе 43 ч 7 мин. В 1932—33 руководил постройкой стратостата «Осоавиахим». Был его командиром. 30 января 1934 вместе с И. Д. Усыскиным и А. Б. Васенко совершил полёт на стратостате «Осоавиахим-1», достигшем высоты 22 км. При спуске оболочка стратостата разрушилась, экипаж погиб. Награждён орденами Ленина (посмертно), Красного Знамени. Урна с прахом в Кремлёвской стене.

Литература:

Абрамов А., У Кремлевской стены, 5 изд., М., 1983.

Федосов Евгений Александрович

Федосов Евгений Александрович.

Е. А. Федосов

Федо́сов Евгений Александрович (р. 1929) — советский учёный в области процессов управления, академик АН СССР (1984; член-корреспондент 1979), Герой Социалистического Труда (1983). Окончил МВТУ (1952). С 1970 начальник Государственного НИИ автоматических систем и одновременно заведующий кафедрой Московского физико-технического института. Руководил Научным советом АН СССР по проблемам управления движением и навигации, был председателем секции «Авиационная и космическая кибернетика» Научного совета АН СССР по комплексной проблеме «Кибернетика». Труды по анализу, синтезу, методологии моделирования и автоматизации проектирования сложных многоуровневых систем управления. Ленинская премия (1976). Награждён 2 орденами Ленина, орденом «Знак Почёта», медалями.

Сочинения:

Динамика непрерывных линейных систем с детерминированными и случайными параметрами, М., 1971;

Проектирование систем наведения, М., 1975;

Методы моделирования и моделирующие комплексы в эргономических исследованиях сложных авиационных систем, в кн.: Авиационная эргономика, в. 1, Киев, 1975 (все совм. с др.).

Федотов Александр Васильевич

Федотов Александр Васильевич.

А. В. Федотов

Федо́тов Александр Васильевич (1932—1984) — советский лётчик-испытатель, генерал-майор авиации (1983), Герой Советского Союза (1966), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1969), мастер спорта международного класса (1976). В Советской Армии с 1950. Окончил лётное училище (1953), Школу лётчиков-испытателей (1958), МАИ (1965). Работал в ОКБ имени А. И. Микояна. Провёл испытания ряда опытных сверхзвуковых самолётов, в том числе МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25. Установил 18 мировых рекордов, в том числе 3 абсолютных. Золотая авиационная медаль, 3 медали де Лаво (ФАИ). Ленинская премия (1981). Погиб при испытании опытного самолёта. Награждён 2 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, медалями. Его именем названа Школа лётчиков-испытателей.

Федрови Павел Яковлевич

Федрови Павел Яковлевич.

П. Я. Федрови

Федрови́ Павел Яковлевич (1902—1984) — советский лётчик-испытатель, генерал-майор авиации (1943). В Советской Армии с 1918. Участник Гражданской, советско-финляндской и Великой Отечественной войн. Окончил Московскую военную школу лётчиков (1924), Военно-воздушную академию РККА имени профессора Н. Е. Жуковского (1934; ныне ВВИА). В 1934—40 лётчик-испытатель опытных истребителей Як. Провёл заводские испытания истребителей Як-1, Як-7, Як-9 и Як-3. Летал на самолётах около 300 типов. Награждён 3 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

"Фейри"

«Фе́йри» (Fairey Aviation Co., Ltd) — авиационная фирма Великобритании. Основана в 1915. До конца 50-х гг. была крупным поставщиком военных самолётов, главным образом палубных. После 1945 начала разработку винтокрылых летательных аппаратов собственной конструкции. В 1959 преобразована в концерн с авиастроительным сектором, который в 1960 вошел в состав фирмы «Уэстленд». Ряд дочерних компаний современного промышленного концерна «Ф.» (Fairey Holdings Group) выпускает авиационное гидрооборудование и компоненты систем управления. Фирмой «Ф.» были созданы палубные истребители «Флайкэтчер» (первый полёт в 1922),«Фулмар» (1940), «Файрфлай» (1941), торпедоносцы-разведчики «Албакор» (1938), «Барракуда» (1940; построено более 2,5 тыс.), «Сордфиш» (1934), лёгкий бомбардировщик наземного базирования «Батл» (1936, построено более 2,4 тыс.) и др. После 2-й мировой войны серийно выпускала палубный самолёт ПЛО и дальнего радиолокационного обнаружения «Ганнет» (1949), создала экспериментальные самолёты с треугольным крылом FD.1 (1951) и FD.2 (1954; в 1956 на нём установлен мировой рекорд скорости полёта 1821 км/ч), винтокрылы «Джайродайн» (1947) и «Ротодайн» (1957), вертолёт «Ультралайт» (1955).

Фенестрон

Фенестрон.

Фенестрон

фенестро́н (от лат. fenestra — окно) — балансировочное (см. Балансировка) и рулевое устройство вертолёта с одним несущим винтом; представляет собой винт (вентилятор), установленный в тоннеле в киле вертолёта (см. рис.). Получил широкое применение на лёгких вертолётах [Аэроспасьяль SA360—SA366 (Франция) и др.] в 70—80-х гг. Ф. эффективен, если глубина h тоннеля составляет не менее 0,8 радиуса R винта Ф., плоскость винта расположена на расстоянии около 0,25h от плоскости входа, расширение тоннеля после плоскости винта умеренное и протекание воздуха безотрывное. Отношение тяги Tв винта к полной тяге T устройства Tв/T = F/(2F), где F — ометаемая винтом площадь, F — площадь поперечного сечения свободной струи после выхода из тоннеля. Относительный (вентиляторный) кпд определяется формулой η0 = T3/2/[2N(ρF)1/2], где ρ — плотность воздуха, N — расходуемая мощность. Кпд Ф. (достигнут η0 = 0,86) значительно выше, чем кпд открытого рулевого винта ввиду отсутствия сжатия струи (F > F) и бо́льшей скорости протекания. Кроме того, потери энергии меньше ввиду бо́льшего отношения F/F. Поэтому радиус винта Ф. меньше в 2,2 раза радиуса равноценного (по тяге и мощности) открытого рулевого винта. В скоростном полёте без угла скольжения β винт Ф. работает почти в условиях работы на месте. При скольжении изменение тяги Ф. пропорционально β2, вследствие чего необходим киль для обеспечения статической путевой устойчивости.

Недостатками Ф. являются значительное увеличение толщины и массы киля, высокочастотный шум, нелинейности в характеристиках путевого манёвра.

А. М. Лепилкин.

"Ферайнигте флюгтехнише верке"

«Фера́йнигте флю́гтехнише ве́рке» (Vereinigte Flugtechnische Werke GmbH, VFW) — самолётостроительная фирма ФРГ. Образована в 1963 в результате слияния фирм «Фокке-Вульф» и «Везер-флюгцойгбау» (Weser-Flugzeubau GmbH), в 1964 присоединила фирму «Эрнст Хейнкель флюгцойгбау» (см. «Хейнкель»), в 1974 — фирму «Рейнфлюгцойгбау» (Rhein-Flugzeugbau GmbH, RFB). В 1969 объединилась с нидерландской фирмой «Фоккер», став западногерманским филиалом «VFW-Фоккер» фирмы «Центральгезельшафт VFW-Фоккер» (Zentralgesellschaft VFW-Fokker GmbH), в 1980 вышла из этого объединения и слилась с фирмой «Мессершмитт-Бёльков-Блом». В середине 70-х гг. была крупнейшей авиакосмической фирмой ФРГ. В составе консорциума «Трансаль» выпускала военно-транспортный самолёт С-160 (первый полёт в 1963), участвовала в программе создания боевого самолёта «Панавиа» «Торнадо», в лицензионном производстве вертолёта фирмы «Сикорский» СН-53С, вела производство реактивного пассажирского самолёта VFW-614 (1971), тренировочных, спортивных и туристских самолётов, осуществляла обслуживание и ремонт гражданских и военных самолётов. Построила ряд экспериментальных летательных аппаратов, в том числе боевой СВВП VAK 191B (1971), самолёт-экраноплан X113Am (1970).

Ферри Антонио

Фе́рри Антонио (Ferri) (1912—1978) — итальянский учёный в области сверхзвуковой аэродинамики. Окончил Римский университет (1934). В середине 30-х гг. создал первую в мире сверхзвуковую аэродинамическую трубу (Гуидония, Италия) и экспериментально исследовал аэродинамические характеристики крыльев при переходе через звуковой барьер. Во время 2-й мировой войны принимал участие в итальянском движении сопротивления. С 1944 в США. Сочетал фундаментальные теоретические и экспериментальные исследования с прикладными; им выполнены работы принципиального значения по методам аэродинамического расчёта при сверхзвуковых скоростях полёта, сверхзвуковым воздухозаборникам, сверхзвуковому горению, звуковому удару, теплообмену при гиперзвуковых скоростях. Внёс значительный вклад в развитие аэродинамических установок и методики аэродинамического эксперимента. Член Национальной академии инженерных наук (США), АН в Турине (Италия), Международной академии астронавтики.

Сочинения в русском переводе:

Аэродинамика сверхзвуковых течений, М., 1953.

"ФИАТ"

Истребитель ФИАТ G.55 (Италия).

Истребитель G.55.

«ФИА́Т» (Societá per Azioni Fabbrica Italiana di Automobili Torino, FIAT) — промышленный концерн Италии с развитым авиационным отделением. Основан в 1898, является пионером итальянского авиастроения: первый авиационный завод построен в 1907, с 1908 — серийное производство авиадвигателей, с 1914 — выпуск самолётов, использовавшихся в 1-ю мировую войну. В 1925 концерн присоединил авиационную фирму «Ансальдо» (Ansaldo), выпускавшую самолёты с 1916. В 20—30-х гг. и в годы 2-й мировой войны выпускал истребители, бомбардировщики, учебно-тренировочные и транспортные самолёты, авиадвигатели. После войны концерн возобновил производство самолётов (по лицензиям и собственной конструкции) и авиадвигателей (главным образом по лицензиям). В 1969 самолётостроительное отделение концерна вошло в состав фирмы «Аэриталия», а двигателестроительное отделение в 1976 было преобразовано в филиал «ФИАТ авиационе» (FIAT Aviazione) в составе концерна. Среди известных самолётов концерна истребители-бипланы C.R.20 (первый полёт в 1926), C.R.32 (1933), C.R.42 (1938, выпущено 1781), истребитель-моноплан G.55 (1942, см. рис.), гидросамолёт-торпедоносец и разведчик R.S.14 (1938), военно-транспортный и пассажирские самолёты серии G.12 с тремя ПД (1940). После 1945 созданы тренировочные самолёты G.46 с ПД (1947), G.80 (1951, первый итальянский самолёт с ТРД) и его серийный вариант G.82 (1956). По лицензии выпускались американские истребители Норт Американ F-86 и Локхид F-104. В 1956 для НАТО создан реактивный истребитель-бомбардировщик G.91 (построено 756, в том числе по лицензии в ФРГ, см. рис.). В 80-х гг. концерн продолжал производство ГТД (по лицензиям или международным программам).

В. В. Беляев.

Истребитель-бомбардировщик G.91Y.

Истребитель-бомбардировщик G.91Y.

Фигура пилотажа

Фигу́ра пилота́жа — движение летательного аппарата, при котором либо его траектория имеет определённую геометрическую форму (например, горка), либо летательный аппарат вращается вокруг центра масс определённым образом (например, бочка), либо одновременно то и др. (например, штопор). Число Ф. п., используемых в спортивных соревнованиях, весьма значительно (десятки тыс.), наиболее часто применяемые перечислены в ст. Высший пилотаж, Пилотаж, Сложный пилотаж.

Филателия авиационная

Статья большая, находится на отдельной странице.

Филин Александр Иванович

Филин Александр Иванович.

А. И. Филин

Фи́лин Александр Иванович (1903—1942) — советский лётчик-испытатель, генерал-майор авиации (1940). В Красной Армии с 1921. Окончил Петроградскую военно-теоретическую школу авиации (1922), Борисоглебскую школу военных лётчиков (1925), Военно-воздушную академию РККА имени профессора Н. Е. Жуковского (1930; ныне ВВИА). В 1930—41 работал в НИИ ВВС (с 1937 начальник института). Летал на самолётах многих типов, проводил сложные лётные испытания, в том числе первых самолётов с убирающимся шасси, первые испытания на штопор истребителей; создал инструкцию по выводу из штопора самолётов И-5, И-15. Один из создателей методики лётных испытаний. Совершил перелёты Минеральные Воды—Москва (совместно с А. Ф. Ковальковым, 1929), по замкнутому маршруту (совместно с М. М. Громовым, 1934). Награждён 2 орденами Ленина, орденом Красной Звезды, медалью.

"Филиппин Эрлайнс"

Логотип авиакомпании «Филиппин Эрлайнс».

Логотип авиакомпании

«Фи́липпин Э́рлайнс» (PAL, Philippine Airlines) — авиакомпания Филиппин. Осуществляет перевозки внутри страны и в страны Западной Европы, Азии, Ближнего и Дальнего Востока, а также в США, Канаду и Австралию. Основана в 1941. В 1989 перевезла 5,7 млн. пассажиров, пассажирооборот 10,71 млрд. п.-км. Авиационный парк — 41 самолёт.

"Финнэр"

Логотип авиакомпании «Финнэр».

Логотип авиакомпании

«Фи́ннэр» (Finnair) — национальная авиакомпания Финляндии. Осуществляет перевозки в страны Европы, Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока, а также в США. Основана в 1923, одна из старейших в мире. До 1968 называлась «Аэро». В 1989 перевезла 5,7 млн. пассажиров, пассажирооборот 9,4 млрд. п.-км. Авиационный парк — 48, самолётов.

Флаперон

Флаперо́н [англ. flaperon, от flap — закрылок и (ail)eron — элерон] — аэродинамический орган управления, выполняющий функции элерона и (или) закрылка. Располагаются в корневых частях крыла и используются, например, в активных системах управления. Конструкция Ф. подобна конструкции крыла.

Флаттер

Статья большая, находится на отдельной странице.

Флисский Михаил Романович

Флисский Михаил Романович.

М. Р. Флисский

Фли́сский Михаил Романович (1904—1966) — советский конструктор авиационных двигателей. Окончил Московский механический институт имени М. В. Ломоносова (1930). С 1930 на Московском авиамоторном заводе имени М. В. Фрунзе, в 1944—53 и 1962—66 главный конструктор этого перебазированного в Куйбышев завода. Участвовал совместно с А. А. Микулиным в создании двигателей АМ-34, АМ-38, АМ-38Ф, АМ-42. В 1953-62 в ОКБ Н. Д. Кузнецова. Создал модифицированный двигатель НК-12МА. Государственная премия СССР (1942, 1946). Награждён 4 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями.

Флоров Илья Флорентьевич

Флоров Илья Флорентьевич.

И. Ф. Флоров

Фло́ров Илья Флорентьевич (1908—1983) — советский авиаконструктор, доктор технических наук (1970). После окончания Новочеркасского авиационного института (1931) работал инженером-конструктором, заместитель начальник, начальник ОКБ. Участвовал в создании ряда модификаций истребителя И-16. Совместно с А. А. Боровковым спроектировал первый советский двухместный учебно-тренировочный истребитель УТИ-1, затем УТИ-2, ‑3 и ‑4, впоследствии манёвренный истребитель-биплан И-207. С 1941 в ОКБ В. Ф. Болховитинова (начальник отдела, заместитель главного конструктора), где принимал участие в создании первого советский реактивного истребителя. С 1944 начальник самолётного сектора НИИ, где под его руководством спроектирован и построен экспериментальный самолёт с ЖРД. С 1948 в ЦИАМ, где разработал теоретические основы методов оценки эффективности применения двигателей на летательных аппаратах различного назначения. Награждён орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Трудового Красного Знамени, медалями.

Флюгирование винта

Флюги́рование винта́ — поворот (во время полёта самолёта) лопастей воздушного винта изменяемого шага в такое положение, при котором предотвращается авторотация винта, а вклад винта в лобовое сопротивление самолёта становится минимальным. Требуемый эффект достигается при угле установки лопастей (относительно плоскости вращения) около 85°. Ф. в. применяется при вынужденной остановке двигателя в полёте.

Фокке Генрих

Фокке Генрих.

Г. Фокке

Фо́кке Генрих (Focke) (1890—1979) — немецкий конструктор и учёный в области вертолёто- и самолётостроения. Конструированием самолётов начал заниматься с 1908. В 1919—20 совместно с Г. Вульфом построил моноплан с двигателем «Аргус» мощностью около 36 кВт. В 1920 окончил технологический институт в Бремене. В 1924 вместе с Г. Вульфом организовал в Бремене самолётостроительную фирму «Фокке-Вульф», где строились лёгкомоторные самолёты. С 1930 занимался винтокрылыми летательными аппаратами. В 1932 наладил лицензионное производство автожиров. В 1936 построил вертолёт Fw 61 с характеристиками, приемлемыми для практического применения. Организовал предприятие «Фокке-Ахгелис» (Focke-Achgelis) в Дельменхорсте, на котором построил в 1940 транспортный вертолёт FA 223. Занимался разработкой вертолётов во Франции (1945—47), Великобритании (1948), Нидерландах (1951—52), Бразилии (1954) и ФРГ (1954—56). Им разработана одновинтовая схема с двумя рулевыми винтами с наклонёнными осями. Всего под руководством Ф. построено 47 летательных аппаратов. Автор многочисленных работ по аэродинамике, конструкции и прочности вертолётов.

"Фокке-Вульф"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Фоккер"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фоккер Антони Герман Герард

Фоккер Антони Герман Герард.

А. Г. Г. Фоккер

Фо́ккер Антони Герман Герард (Fokker) (1890—1939) — нидерландский лётчик, авиаконструктор и промышленник. Учился в средней школе в Харлеме (Нидерланды); после службы в армии поступил в 1910 в автошколу в Германии, где строил свои первые самолёты и получил свидетельство пилота (1911). В 1912 основал авиационную фирму (в Йоханнистале близ Берлина), которую в 1913 перевёл в Шверин, где открыл также лётную школу. Проектировал и выпускал широко применявшиеся Германией в 1-ю мировую войну истребители, в том числе монопланы E.I и E.III, бипланы D.VII и D.VIII, триплан Dr.I, разведывательные и учебные самолёты. Впервые (1915) применил синхронизатор для стрельбы через диск воздушного винта. В 1919 перевёл фирму в Амстердам (см. «Фоккер»), где строились пассажирские и военные самолёты. Ряд моделей Ф. выпускался по лицензиям в других странах. К наиболее известным самолётам Ф. относится F.VII, на трёхмоторном варианте которого совершён ряд рекордных полётов, а в 1926 американские лётчики Р. Бэрд и Ф. Беннетт достигли Северного полюса. В 20-е гг. пяти-, семиместные самолёты F.III обслуживали авиалинии, связывающие Москву с Берлином, Кенигсбергом и Минеральными Водами. В 1922 Ф. переселился в США, где также развернул авиационное производство, позже принял американское гражданство. В конце 20-х гг. пассажирские самолёты Ф. пользовались в США большим успехом, но в 1931 их выпуск там был прекращён. На европейских линиях самолёты Ф. доминировали до начала 30-х гг., однако его новые пассажирские самолёты оказались неконкурентоспособными, и Ф. выпускал в Нидерландах главным образом военные самолёты. Всего на фирмах Ф. разработано около 200 типов самолётов.

Фокус аэродинамический

Положения аэродинамического фокуса и центра давления некоторого профиля при двух значениях угла атаки.

Положения аэродинамического фокуса и центра давления.

фо́кус аэродинами́ческий — точка приложения приращения подъёмной силы ∆ Y при изменении угла атаки α. В Ф. а. (XF на рис.) коэффициент продольного момента mz не зависит от угла атаки или коэффициента подъёмной силы cy (см. Аэродинамические коэффициенты). Понятие Ф. а. применимо к профилю, крылу, самолёту. Положение Ф. а. определяется в долях САХ. При Маха числе полёта М  1 фокус профиля расположен примерно на 25% САХ, при М > 1 примерно на 50% САХ. На положение Ф. а. летательного аппарата влияют характеристики крыла, горизонтального оперения, фюзеляжа и др., а при больших приборных скоростях и упругие свойства конструкции. Наряду с Ф. а. по углу атаки используется понятие второго фокуса по углу отклонения закрылков, элевонов. Понятие Ф. а. оказывается особенно полезным при анализе устойчивости летательного аппарата в области линейного участка зависимости коэффициента подъёмной силы от угла атаки, так как положение Ф. а. на докритических числах М зависит только от аэродинамической схемы (на закритических числах М зависит и от числа М) и не меняется при изменении угла атаки в отличие от положения центра давления XД, которое меняется при изменении угла атаки. Понятие Ф. а. крыла и самолёта введено С. А. Чаплыгиным в 1922.

"Фолленд"

«Фо́лленд» (Folland Aircraft) — самолётостроительная фирма Великобритании. Образована в 1935, указанное название с 1937. В 1960 вошла в состав концерна «Хокер Сидли». Выпускала самолёты для ВМС Великобритании, после 1945 в основном участвовала в программах других авиационных фирм. В 1955 создала лёгкий реактивный истребитель и учебно-тренировочный самолёт «Нэт» (выпускался серийно в Великобритании и по лицензии в Индии).

Фомин Александр Александрович

Фомин Александр Александрович.

А. А. Фомин

Фоми́н Александр Александрович (1907—1941) — советский воздухоплаватель. Окончил воздухоплавательную школу ГВФ (1935) и работал пилотом-инструктором свободных аэростатов, начальник испытательного отдела Центральной аэрологической обсерватории Гидрометеослужбы СССР. В 1935—38 совершал полёты на свободных аэростатах с планёрами, сбрасывавшимися с высоты 2200 и 5100 м. По заданию АН СССР в 1938—40 летал на субстратостатах на высоте 9—11 км для изучения космических лучей. Совместно с А. Ф. Крикуном проводил полёты для отработки методики прыжков с парашютом из открытой гондолы аэростата, летящего на высоте от 140 до 8000 м. Командир стратостата-парашюта ВР-60 «Комсомол», поднявшегося 12 октября 1939 на высоту 16800 м. С начала Великой Отечественной войны командир отряда аэростатов наблюдения, использовавшихся для корректировки артиллерийской стрельбы. Погиб в бою.

Фомин Николай Васильевич

Фомин Николай Васильевич

Н. В. Фомин

Фоми́н Николай Васильевич (1869—1942) — советский конструктор свободных и привязных аэростатов и первого советский дирижабля, профессор воздухоплавания (1938), кандидат технических наук (1938). В 1893—98 учился в университетах США. Вернувшись в Россию, окончил Петербургский электротехнический институт (1905), офицерскую воздухоплавательную школу в Петербурге и специальные курсы Военно-инженерной академии (1908). Разработал систему радиотелеграфа для дирижаблей и самолётов. Ф. — один из организаторов Красного воздушного флота. Начальник Воздухоплавательного отдела научно-технического комитета Главного управления Военно-воздушного флота. В 1920—33 руководил строительством и испытаниями свободных и привязных аэростатов, надувных понтонов и пневмокаркасных сооружений для армии. В 1924—25 разработал конструкцию первого советского дирижабля «Московский химик-резинщик», руководил его постройкой и испытаниями. В 1930 руководил строительством дирижабля «Комсомольская правда». Преподавал на курсах высшего пилотажа Красной Армии, в МВТУ и Военно-воздушной академии РККА имени профессора Н. Е. Жуковского.

Фонарь кабины экипажа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Форкиль

Форки́ль — см. в ст. Гребень аэродинамический.

Форсажная камера сгорания

Форсажная камера ТРДФ:1 — турбина двигателя;2 — диффузор;3 — коллекторы форсунок;4 — стабилизатор пламени;5 — теплозащитный экран;6 — сопло.

Форсажная камера ТРДФ.

форса́жная ка́мера сгора́ния (от франц. forcage — принуждение, форсирование) — устройство для сжигания топлива в отработавших в турбине газах с целью повышения тяги ТРД за счёт повышения температуры газов перед реактивным соплом и соответствующего увеличения скорости истечения реактивной струи. Наибольшее увеличение тяги ТРДФ соответствует полному использованию кислорода, содержащегося в газах за турбиной. Ф. к. с. располагается между турбиной 1 (см. рис.) и реактивным соплом 6 и состоит из диффузора 2 для торможения потока газа до скорости, позволяющей организовать устойчивое горение топлива, коллекторов 3 форсунок, распыливающих топливо, кольцевых и радиальных стабилизаторов 4 пламени (уголковых профилей), перфорированного теплозащитного экрана 5, предохраняющего корпус Ф. к. с. Экран 5 используется также как акустический поглотитель волновой энергии ВЧ колебаний давления, иногда возникающих при горении. Воспламенение топлива производится электрической свечой, факелом от специальной пусковой камеры или факелом (через турбину) от основной камеры сгорания. В ТРДДФ в процесс горения вовлекается также воздух наружного контура. В общей на оба контура Ф. к. с. на входе часто устанавливают смеситель. Вариантом является Ф. к. с. только в наружном контуре ТРДДФ. Первые Ф. к. с. появились в начале 50-х гг. и вскоре стали почти обязательным элементом двигателей для самолётов со сверхзвуковой скоростью полёта. В современной Ф. к. с. обеспечивается практически полное использование свободного кислорода и теплоты сгорания топлива, что позволяет увеличивать тягу ТРД на 50%, а ТРДД — на 65—75%.

А. А. Горбатко.

Форсирование двигателя

Статья большая, находится на отдельной странице.

Форсунка топливная

Регулируемая двухсопловая топливная форсунка:1 — наружное сопло;2 — внутреннее сопло;3 — корпус форсунки;4 — накидная гайка;5 — канал противонагарного обдува;6 — завихритель внутреннего сопла;7 — завихритель наружного сопла.

Регулируемая двухсопловая топливная форсунка.

форсу́нка то́пливная (от англ. force — нагнетать, усиливать) — устройство для распыливания жидкого топлива, подаваемого в камеру сгорания двигателя. Характеризуется коэффициентом расхода, углом топливного факела, качеством распыливания и распределения топлива в факеле. Различают 2 основных типа Ф. т.: механические и пневматические. В механических Ф. т. для дробления топлива используется его кинетическая энергия, в пневматических — кинетическая энергия воздушного потока. В авиационных ГТД применяются главным образом механические Ф. т. (центробежные или струйные), при распыливании топлива которыми существенную роль играет также обтекание Ф. т. газом. В центробежных Ф. т. топливо закручивается и вытекает из сопла Ф. т., образуя полый факел. В струйных Ф. т. незакрученный поток топлива истекает через цилиндрическое или профилированное сопло. Широкое применение нашли регулируемые центробежные Ф. т.: двухсопловые, двухступенчатые и др. В них можно увеличивать площадь сопла или коэффициент расхода по мере возрастания давления топлива. Так, в двухсопловой Ф. т. (см. рис.) при запуске двигателя топливо подаётся только через внутреннее сопло; при увеличении давления топлива включается наружное сопло. Таким образом достигается широкий диапазон изменения расхода топлива при требуемом качестве распыливания.

Л. А. Клячко.

Франкль Феликс Исидорович

Франкль Феликс Исидорович.

Ф. И. Франкль

Франкль Феликс Исидорович (1905—1961) — советский учёный в области газодинамики, доктор технических (1934) и физико-математических (1936) наук, член-корреспондент Академии артиллерийских наук (1947), член Национального комитета СССР по теоретической и прикладной механике (с 1956). Родился в Австрии, в СССР с 1929. Окончил Венский университет (1927, доктор философии). Работал в ЦАГИ (1931—44), Артиллерийской академии имени Ф. Э. Дзержинского (1944—51), преподавал в университетах. Автор фундаментальных исследований по около- и трансзвуковой газовой динамике, методов решения широкого класса газодинамических задач и т. д.

Фридляндер Иосиф Наумович

Фридляндер Иосиф Наумович.

И. Н. Фридляндер

Фридля́ндер Иосиф Наумович (р. 1913) — советский металловед, академик АН СССР (1984; член-корреспондент 1976). Окончил МВТУ (1937). С 1936 в ВИАМ. Основные труды в области металловедения лёгких сплавов и композиционных материалов. Под руководством Ф. разработаны многие высокопрочные, жаропрочные, криогенные сплавы для летательных аппаратов. Ленинская премия (1963), Государственная премия СССР (1949). Награждён орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Трудового Красного Знамени, 2 орденами «Знак Почёта», медалями.

Сочинения:

Алюминиевые сплавы. Металловедение алюминия и его сплавов, М., 1971 (совм. с др.).

Фридман Александр Александрович

Фридман Александр Александрович.

А. А. Фридман

Фри́дман Александр Александрович (1888—1925) — советский учёный, один из создателей современной динамической метеорологии, профессор (1918), доктор физико-математических наук (1922). Окончил Петербургский университет (1910). С 1913 работал в Павловской аэрологической обсерватории, с 1920 — в Главной физической обсерватории, преподавал в вузах Петрограда. Основные труды по гидродинамике, динамической метеорологии, теоретической физике и пр. В 1922 вывел общее уравнение для определения вихря скорости, которое приобрело фундаментальное значение в теории прогноза погоды. В 1922—23 нашёл нестационарные решения гравитационного уравнения Эйнштейна, доказав возможность существования нестационарной (расширяющейся) Вселенной. Этот результат лёг в основу современной космологии. В 1929 его теория подтвердилась открытием явления разбегания галактик. Совместно с Л. В. Келлером в 1924—25 указал систему характеристик структуры турбулентного потока, построил замкнутую систему уравнений, связав пульсации скорости и давления в двух точках потока в разные моменты времени. Эти работы заложили основы современной статистической теории турбулентности. В 1925 с научно-исследовательскими целями поднялся на аэростате на высоту 7,4 км. Премия имени Ленина (1931, посмертно).

"Фудзи"

«Фу́дзи» (Fuji Jukogyo Kabushiki Kaisha, Fuji Heavy Industries Ltd — FHI) — японский промышленный концерн с авиастроительным сектором. См. в ст. «Накадзима».

Функция тока

Фу́нкция то́ка — скалярная функция ψ пространственных координат и времени t, сохраняющая неизменным своё значение на линии тока, то есть удовлетворяющая условию Vgradψ = 0, где V — вектор скорости. В аэро- и гидродинамике существование Ф. т. является следствием неразрывности уравнения. Для плоскопараллельного течения в декартовой системе координат x, y Ф. т. связана с проекциями u, υ вектора скорости на эти оси и плотностью ρ соотношениями

.

Уравнение ψ(x, y) = const определяет семейство линий тока исследуемого течения, а разность значений Ф. т. — расход жидкости или газа между двумя линиями тока. Для осесимметричного течения в цилиндрической системе координат x, r Ф. т. связана с компонентами ux, ur вектора скорости соотношениями

,

и её часто называют Ф. т. Стокса. Уравнение ψ(х, r) = const определяет семейство поверхностей тока, полученных вращением линий тока вокруг оси симметрии, а разность значений Ф. т. характеризует расход жидкости или газа между двумя рассматриваемыми поверхностями тока. Для трёхмерного течения приходится вводить две функции тока.

Ф. т. используются при изучении движения как идеальной жидкости, так и вязкой жидкости, поэтому уравнения и граничные условия, определяющие их поведение, зависят от исследуемой задачи. В общем случае для определения Ф. т. служат количества движения уравнения, в которых компоненты вектора скорости заменены их выражениями через производные Ф. т. В частном случае плоскопараллельного безвихревого течения идеальной жидкости Ф. т. является решением уравнения Лапласа ∆ ψ = 0.

Литература:

См. при статье Аэродинамика, Гидродинамика.

"Фэрчайлд индастрис"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Фэрчайлд-Рипаблик"

«Фэ́рчайлд-Рипа́блик» (Fairchild Republic Co.) — отделение авиакосмического концерна «Фэрчайлд индастрис».

Фюзеляж

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная