Энциклопедия "Авиация" (1998)
Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭЛЕ"-"ЭШЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭЛЕ"-"ЭШЕ")

Электромагнитные явления

Электромагни́тные явле́ния в аэродинамике — процессы, связанные с ионизацией газа около летательного аппарата, в силовых установках и экспериментальном оборудовании. Учёту различных классов Э. я. посвящены специальные разделы аэрогидродинамики. Изучение движения униполярно заряженных сплошных сред в электрическом поле является предметом электрогазодинамики, а исследование движения электропроводных квазинейтральных сплошных сред в электромагнитных полях — предметом магнитогидродинамики.

Пондеромоторные силы, обусловленные взаимодействием электропроводной среды с приложенным магнитным полем, изменяют её течение. Примером такой среды является частично ионизованный газ около летящих с гиперзвуковой скоростью летательных аппаратов, процессами обтекания которых в принципе можно управлять магнитогидродинамическими методами; однако для этого необходимы очень сильные магнитные поля. Э. я. используются в плазматронах, плазменных и ионных РД и т. п., где предварительно ионизованное рабочее тело разгоняется электромагнитным полем. К Э. я. относится также радиационный тепловой поток.

Литература:

Бай Ши-и, Магнитная газодинамика и динамика плазмы, пер. с англ., М., 1964;

Рубашов И. Б., Бортников Ю. С., Электрогазодинамика, М., 1971.

В. С. Галкин.

Электромоделирование

Статья большая, находится на отдельной странице.

Электрооборудование

Электрообору́дование бортовое — электротехнические устройства летательного аппарата для получения, распределения и использования электроэнергии. Основная часть Э. — система электроснабжения летательного аппарата, предназначенная для получения и распределения электроэнергии. Электротехнические устройства, использующие электроэнергию, входят в состав различных бортовых систем и оборудования, силовой установки и т. д.

Наиболее часто в электрифицированных системах используются электромеханизмы, электрические клапаны и коммутационная аппаратура. Электромеханизмы в общем случае состоят из электродвигателя постоянного или переменного тока, редуктора и управляющих устройств. Они широко применяются в системе управления летательного аппарата, в топливной системе для привода насосов. Электрические клапаны устанавливаются в гидравлических (пневматических) системах и состоят из электромагнита и исполнительного органа (золотник, задвижка и т. п.). Коммутационная аппаратура включает электромагнитное реле, контакторы, выключатели, переключатели, концевые выключатели. Управляющие обмотки реле и контакторов рассчитываются, как правило, на питание постоянным током напряжением 27 В. В зависимости от количества коммутируемых цепей контакторы разделяются на одноцепевые и трёхцепевые.

К Э. силовой установки летательного аппарата относятся электротехнические устройства, обслуживающие как маршевые двигатели, так и двигатели вспомогательных силовых установок (ВСУ). Основные потребители электроэнергии в комплексе таких устройств — автономные электростартёры или стартёр-генераторы, работающие в режиме электродвигателей при запуске маршевых ГТД, а также специальные стартёр-генераторы, используемые для запуска ГТД ВСУ. В комплект Э. силовой установки входят также агрегаты электрической системы зажигания маршевых ГТД и ГТД ВСУ, панели управления стартёр-генераторами и агрегаты управления расходом топлива, устройства противообледенительных систем ГТД и воздухозаборников и т. п.

Электроснабжение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Элероны

Элероны на крыле самолёта:1 — левый;2 — правый.

Рис. 1. Элероны на крыле самолёта.

элеро́ны (франц. aileron, уменьшительное от aile — крыло) — аэродинамические органы управления движением крена. Э. представляют собой подвижные части крыла, располагаемые обычно в его концевых частях (рис. 1) и отклоняемые одновременно в противоположные стороны. Отклонение Э. в противоположные стороны приводит к тому, что приращения подъёмной силы на правой и левой половинах крыла направлены в противоположные стороны, в результате чего возникает аэродинамический момент, вращающий летательный аппарат в сторону поднятого Э. Эффективность Э. (см. Эффективность органов управления) зависит от их относительного размаха и хорды, угла стреловидности по оси вращения и при переходе от до- к сверхзвуковым скоростям уменьшается. На эффективность Э. существенное влияние оказывают упругие деформации крыла, которые нарастают с увеличением скоростного напора, и при достижении скоростного напора реверса Э. становятся неэффективными. Помимо эффективности важной характеристикой Э. является шарнирный момент, для уменьшения которого применяются различные виды компенсаций. Для увеличения подъёмной силы крыла на взлёте и посадке используют одновременное отклонение Э. на положительные углы (так называемые «зависающие» Э.).

По виду в поперечном сечении различают нормальные, щелевые и подвесные Э. (рис. 2). Конструкция Э. сходна с конструкцией крыла.

В. Г. Микеладзе.

Нормальный (а), щелевой (б) и подвесной (в) элероны.

Рис. 2. Нормальный, щелевой и подвесной элероны.

Эллинг

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Эльфауге"

«Эльфа́уге» — распространённое в отечественной литературе название самолётов, строившихся в Германии Компанией воздушных сообщений (Luft Verkehrs Gesellschaft). Название «Э.» соответствует русскому произношению сокращённого наименования этой компании (LVG). С 1912 компания выпускала самолёты по образцам, а в годы 1-й мировой войны производила в больших количествах свои двухместные бипланы (разведчики и бомбардировщики) серии «C». На самолётах «Э.» советские лётчики в 1919—21 выполнили ряд дальних перелётов.

"Эмбраэр"

Пассажирский самолёт EMB‑120 «Бразилия».

Рис. 1. Пассажирский самолёт EMB‑120 «Бразилия».

«Эмбра́эр» (Empresa Brasileira de Aeronautica S. A. — Embraer) — авиастроительная фирма Бразилии. Основана в 1969. Создала ряд турбовинтовых самолётов, получивших признание на международном рынке. В их числе: лёгкие многоцелевые самолёты гражданского и военного применения EMB-110 «Бандейранте» (продолжение работ государственного завода, первый полет прототипа в 1968) и EMB-121 «Шингу» (1976), учебно-тренировочный самолёт EMB-312 «Тукано» (1980), 30-местный пассажирский самолёт для коротких авиалиний EMB-120 «Бразилия» (1983, см. рис. 1). В 1971—82 выпускала по итальянской лицензии реактивный учебно-боевой самолёт Аэрмакки MB.326 под обозначением EMB.326 «Аванте» (в том числе на экспорт), в 1974 было начато производство лёгких самолётов американской фирмы «Пайпер». Совместно разработала лёгкий реактивный истребитель-бомбардировщик AMX (первый полет самолёта бразильской постройки в 1985), совместно с аргентинской фирмой — пассажирский самолёт CBA-123 «Вектор» (1990, см. рис. 2). К концу 1989 «Э.» выпустила в общей сложности свыше 4000 самолётов. С 1980 филиалом «Э.» стала фирма «Нейва» (Industria Aeronautica Neiva SA), ведущая производство лёгких самолётов.

Пассажирский самолёт CBA‑123 «Вектор».

Рис. 2. Пассажирский самолёт CBA‑123 «Вектор».

Эмиссия вредных веществ

Эми́ссия вре́дных веще́ств (от лат. emissio — выпуск) — выброс в атмосферу с отработавшими газами авиационных двигателей прямых и побочных продуктов сгорания топлива, которые могут быть причиной нежелательного воздействия летательного аппарата на окружающую среду. Эмиссия оксида углерода CO, несгоревших углеводородов CnHm и частиц углерода (сажи) — результат неполного сгорания топлива в двигателе. Эмиссия оксидов азота NOx — следствие высокой температуры в зоне горения топлива, при которой становиться возможным окисление содержащегося в воздухе азота. Количественно Э. в. в. характеризуется индексами эмиссии отдельных компонентов (число граммов компонента на 1 кг израсходованного топлива). Индексы CO и CnHm тем больше, чем ниже температура и давление в камере сгорания. Они максимальны при рулении самолёта в аэропорту, при взлёте достигают минимума и остаются близкими к минимуму во всех полётных фазах. Для NOx закономерность обратная — индекс максимален при взлёте. Снижение эмиссии CO, CnHm и сажи обеспечивается улучшением распыливания и распределения топлива в камере и ускорением перемешивания его с воздухом. Уменьшение индекса NOx достигается дополнительными мерами, например сжиганием топлива в два этапа для выравнивания распределения температуры по длине камеры и устранения зон с наиболее высокой температурой. Э. в. в. для двигателя данной мощности снижается с повышением его экономичности, то есть с уменьшением расхода топлива на создание единицы мощности. В 1985 авиацией (в скобках — железнодорожным транспортом) во всём мире выпущено в атмосферу, млн. т: CO — 1,2 (100), CnHm — 0,8 (25), NOx — 1,4 (15).

А. А. Горбатко.

Эмфизема высотная

Эмфизе́ма высо́тная (от греч. emphýsēma — наполнение воздухом, вздутие) — образование парогазовых пузырей в крови, лимфе и межтканевой жидкости человека при подъёме его на высоту, обусловленное закипанием жидких сред организма при температуре тела. Э. в. возникает при снижении внешнего давления до 6 кПа, то есть на высоте более 19,2 км. Чаще всего Э. в. наблюдается при декомпрессии и характеризуется скоплением газов и водяного пара в сосудах, полостях плевры, сердца, в подкожной жировой клетчатке. Э. в. сопровождается вздутием, припухлостью участков тела в местах скопления газов.

Энергетическая высота

Энергети́ческая высота́ — то же, что удельная энергия.

Энергетическая механизация крыла

Статья большая, находится на отдельной странице.

Энергии уравнение

Эне́ргии уравне́ние в аэро- и гидродинамике — фундаментальное уравнение, выражающее в дифференциальной форме закон сохранения энергии Для потока совершенного газа при отсутствии внутренних источников теплоты оно записывается в виде:

ρDe/Dt + pdivV = div(kgradT) + μФ

и указывает, что теплота, подведённая к единичному объёму за счёт теплопроводности и вязкой диссипации (правая часть Э. у.), обусловлена изменением внутренней энергии газа и работой сил давления. Здесь ρ — плотность, p — давление, T — температура, e — удельная внутренняя энергия, k — теплопроводность, μ — динамическая вязкость, V — вектор скорости, D/Dt — так называемая субстанциональная, или полная производная, Ф — диссипативная функция, определяющая ту часть работы вязких напряжений, которая переходит в теплоту; в декартовой системе координат она вычисляется по формуле:

энергии уравнение энергии уравнение энергии уравнение,

где λ — вторая, или объёмная, вязкость (согласно гипотезе Стокса, λ = ‑2μ/3), и, υ, ω — проекции V соответственно на оси координат x, y, z.

В задачах аэро- и гидродинамики вместо e удобно использовать энтальпию h; тогда Э. у. примет вид

ρDh/Dt = Dp/Dt + div(kgradT) + μФ

Э. у. решается совместно с неразрывности уравнением и Навье—Стокса уравнениями при заданных условиях теплообмена на обтекаемой поверхности и заданном значении внутренней энергии или энтальпии на больших расстояниях от неё; для несжимаемой жидкости Э. у. интегрируется отдельно, независимо от уравнений количества движения для известного поля скоростей.

При гиперзвуковых скоростях полёта в потоке могут возникать настолько большие температуры, что в газе начинают протекать термохимические реакции и становится существенным перенос энергии излучением. Для таких течений Э. у. усложняется, и в правой части появляются дополнительные члены, определяющие интенсивность внутренних источников теплоты.

В. А. Башкин.

"Энергия"

«Эне́ргия» — советская универсальная двухступенчатая ракета-носитель (РН) сверхтяжёлого класса. Предназначена для выведения в космос орбитальных кораблей и других полезных грузов массой свыше 100 т. Выполнена по схеме с продольным разделением ступеней и включает центральный блок (2-я ступень), к которому на пирозамках подвешиваются 4 (попарно по два) боковых блока (1-я ступень). Высота РН около 60 м, максимальный поперечный размер 17,7 м. Центральный блок: длина 58,8 м, диаметр 7,75 м; 4 ЖРД работают на жидких водороде и кислороде с тягой до 1450 кН каждый. Боковой блок: длина 39,5 м, диаметр 3,9 м; тяга ЖРД, работающего на углеводородном горючем и жидком кислороде, 7260 кН. Двигатели обеих ступеней запускаются практически одновременно, развивая суммарную тягу 34840 кН при стартовой массе РН (с учётом выводимой нагрузки) около 2400 т (из них около 90% составляет топливо).

Первый испытательный пуск РН «Э.» состоялся 15 мая 1987, а второй старт, состоявшийся 15 ноября 1988, был осуществлён с целью запуска крылатого орбитального корабля многоразового использования «Буран». Блоки РН «Э.» доставлялись на космодром самолётом ВМ-Т Экспериментального машиностроительного завода имени В. М. Мясищева (см. рис. 8 к ст. М). Создание сверхтяжёлого транспортного самолёта Ан-225 позволяет транспортировать по воздуху более крупные подсборки РН «Э.». Предусмотрено спасать (спускать на парашютах) блоки 1-й ступени с целью их повторного использования. См. также ст. «Буран» и рис. 3—5 к ней.

Энерговооружённость

Энерговооружённость летательного аппарата — отношение мощности силовой установки к весу (обычно взлётному) летательного аппарата; характеристика летательного аппарата, использующего в качестве основного движителя воздушный винт. Э. влияет на основные лётно-технические характеристики летательного аппарата: максимальную скорость и высоту полёта, время разгона, скороподъёмность, манёвренность, длину разбега. См. также ст. Тяговооружённость.

Энергоузел

Энергоу́зел — ранее применявшееся название вспомогательной силовой установки.

Эно-Пельтри Робер Альбер Шарль

Эно-Пельтри Робер Альбер Шарль.

Р. А. Ш. Эно-Пельтри

Эно́-Пельтри́ Робер Альбер Шарль (Esnault-Pelterie) (1881—1957) — французский лётчик и конструктор самолётов и двигателей, промышленник и учёный, один из пионеров авиации и космонавтики. Член Французской АН (1936). Окончил Парижский университет (1902), получив учёную степень по физике, химии и биологии. В 1904 построил две неточные копии планёра братьев Райт и пробовал летать. В 1908 основал фирму REP (по инициалам владельца) для производства самолётов и ПД своей конструкции. На первом моноплане собственной конструкции REP 1 (1907) с перекашиваемым крылом, велосипедным шасси, каркасом из стальных труб, не имеющим киля, совершал полёты на расстояние до 600 м. Второй самолёт REP 2 (1908) с килем и рулём направления был в 1909 модифицирован в REP 2bis (рис.), совершавший полёты на расстояние до 8 км. Э.-П. первым применил единую ручку управления для отклонения элеронов и рулей высоты, эластические ремни безопасности, гидравлические колёсные тормоза. На усовершенствованных монопланах REP с обычным шасси в 1910—11 совершён ряд рекордных полётов. В 1911—13 созданы моноплан военного образца, самолёты на 1—3 пассажиров, самолёт схемы «парасоль», гидросамолёт. С 1910 Э.-П. преподавал в Сорбонне; в 1910—19 президент палаты авиационной промышленности Франции. В 1913 из-за экономических трудностей продал свой завод фирме «Бреге», но некоторое время продолжал техническое руководство проектами. В 1928 опубликовал работу о перспективах исследования верхних слоев атмосферы с помощью ракет и возможности космических полётов, а в 1930 — книгу «Астронавтика». В 1928—39 вёл экспериментальные работы по ЖРД. В 1939 эмигрировал в Швейцарию, занимался метрологией.

Литература:

Ветров Г. С., Робер Эсно-Пельтри, М., 1982.

Моноплан REP2bis Р. Эно-Пельтри (Франция).

Моноплан REP2bis.

"Эр Альжери"

Логотип авиакомпании «Эр Альжери».

Логотип авиакомпании

«Эр Альжери́» (Air Algerie, Société Nationale des Transports Aériens) — национальная авиакомпания Алжира. Осуществляет перевозки внутри страны, а также в страны Европы, Африки и Ближнего Востока. Основана в 1949. В 1989 перевезла 3,82 млн. пассажиров, пассажирооборот 3,66 млрд. п.-км. Авиационный парк — 39 самолётов.

"Эр Индия"

Логотип авиакомпании «Эр Индия».

Логотип авиакомпании

«Эр И́ндия» (Air India) — авиакомпания Индии. Осуществляет перевозки в страны Европы, Азии, Ближнего Востока, а также в США и Канаду. Основана в 1946 после реорганизации созданной в 1932 авиакомпании «Тата эрлайнс». В 1989 перевезла 2,1 млн. пассажиров, пассажирооборот 9,06 млрд. п.-км. Авиационный парк — 21 самолёт.

"Эр Интер"

Логотип авиакомпании «Эр Интер».

Логотип авиакомпании

«Эр Инте́р» (Air Inter, Lignes Aériennes Intérieures) — авиакомпания Франции. Осуществляет внутренние перевозки. Основана в 1954, часть акций принадлежит авиакомпании «Эр Франс». В 1989 перевезла 15,7 млн. пассажиров, пассажирооборот 7,52 млрд. п.-км. Авиационный парк — 52 самолёта.

"Эр Канада"

Логотип авиакомпании «Эр Канада».

Логотип авиакомпании

«Эр Ка́нада» (Air Canada) — авиакомпания Канады. Осуществляет перевозки внутри страны и в страны Европы, Азии, Карибского бассейна, а также в США, Японию. Основана в 1937, до 1965 называлась «Транс-Канада эрлайнс». В 1989 перевезла 12 млн. пассажиров, пассажирооборот 26,19 млрд. п.-км. Авиационный парк — 115 самолётов.

"Эр Лингус"

Логотип авиакомпании «Эр Лингус».

Логотип авиакомпании

«Эр Ли́нгус» (Aer Lingus) — национальная авиакомпания Ирландии. Осуществляет перевозки в страны Западной Европы и в США. Основана в 1936. В 1989 перевезла 4,1 млн. пассажиров, пассажирооборот 4 млрд. п.-км. Авиационный парк — 37 самолётов.

"Эр Нью Зиленд"

Логотип авиакомпании «Эр Нью Зиленд».

Логотип авиакомпании

«Эр Нью Зи́ленд» (Air New Zealand) — авиакомпания Новой Зеландии. Осуществляет перевозки внутри страны и в страны Западной Европы, Азии, Африки, Океании, а также в США, Австралию. Основана в 1939 под названием «Тасман эмпайр эруэйс», которое в дальнейшем неоднократно менялось, современное название с 1978. В 1989 перевезла 4,6 млн. пассажиров, пассажирооборот 14,72 млрд. п.-км. Авиационный парк — 37 самолётов.

"Эр Франс"

Логотип авиакомпании «Эр Франс».

Логотип авиакомпании

«Эр Фра́нс» (Air France) — авиакомпания Франции, одна из крупнейших в мире. Осуществляет перевозки внутри страны и в страны Европы, Азии, Африки, Южной и Центральной Америки, а также в США, Канаду и Австралию. Основана в 1933. В 1989 перевезла 16,1 млн. пассажиров, пассажирооборот 38,86 млрд. п.-км. Авиационный парк — 125 самолётов, включая 7 сверхзвуковых пассажирских самолётов «Конкорд».

"Эр Чартер"

Логотип авиакомпании «Эр Чартер».

Логотип авиакомпании

«Эр Ча́ртер» (Air Charter, Société Aérienne Française d′Afrètements) — чартерная авиакомпания Франции. Осуществляет перевозки на внутренних авиалиниях, а также в США и страны Европы, Северной Африки, Ближнего Востока. Основана в 1966 как отделение авиакомпании «Эр Франс», в 1978 начала самостоятельную деятельность. В 1989 перевезла 1,92 млн. пассажиров. Авиационный парк — 11 самолётов.

"Эрбас индастри"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эргономика авиационная

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эскадрилья

Эскадри́лья (франц. escadrille, уменьшительное от escadre — эскадра) — основное тактическое и огневое подразделение авиационных частей ВВС и других видов вооружённых сил. Состоит из нескольких звеньев или отрядов самолётов (вертолётов). В зависимости от рода авиации в Э. насчитывается 10—30 летательных аппаратов. Несколько Э. составляют авиационный полк, авиационное крыло, авиационную группу.

Эффект влияния земли

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эффективная поверхность рассеяния

Эффекти́вная пове́рхность рассе́яния (ЭПР), эффективная отражающая поверхность, — количественная мера отражающей способности цели (объекта поражения), выражаемая в виде отношения плотностей мощности радиолокационного сигнала, рассеянного целью в направлении приёмника, и сигнала, облучающего цель, с учётом их векторных свойств. Может быть представлена теоретической формулой

эффективная поверхность рассеяния,

где E0, H0 — значения электрической и магнитной напряжённостей облучающего поля в окрестности цели; Es, Hs — значения проекций электрической и магнитной напряжённостей рассеянного целью поля в точке приёма соответственно на E0 и H0; Rr — расстояние цель — приёмник. Кроме теоретического определения ЭПР используется эквивалентное ему экспериментальное определение, в котором цель рассматривается как связующий элемент между системами передатчика и приёмника через параметры уравнения дальности:

σ = (4π)3R4tPr/PtGrGtλ2

где Pt — мощность, излучаемая антенной передатчика; Pr — мощность на нагрузке антенны приёмника; λ — длина волны; Rt — расстояние передатчик — цель; Ct, Gr — коэффициент усиления антенн соответственно передатчика и приёмника в направлении цели. Значение ЭПР зависит от типа цели и её пространственного положения, а также частоты и поляризации облучающего цель сигнала (может меняться в сотни и тысячи раз при сравнительно небольшом изменении ракурса цели и частоты сигнала). Измеряется в м2, интерпретируется через поперечное сечение эквивалентного изотропного отражателя-сферы. Примерные значения ЭПР для типового бомбардировщика 15—40м2, для крылатой ракеты — 0,1—0,2 м2. Уменьшение ЭПР повышает выживаемость летательного аппарата, поэтому при проектировании боевых летательных аппаратов принимаются меры для снижения значений их ЭПР. Например, у стратегического бомбардировщика Нортроп B-2 (США), разработанного с применением специальных мер для снижения его заметности (см. «Стелс» техника), для некоторых ракурсов ЭПР менее 0,1 м2.

А. С. Васин.

Эффективная тяга

Эффекти́вная тя́га — равнодействующая сил давления и трения, приложенных ко всем поверхностям силовой установки как со стороны газового потока, протекающего внутри двигателя, так и со стороны потока воздуха, обтекающего силовую установку снаружи. Значение Э. т., представляющей собой долю тяги изолированного двигателя, непосредственно используемую для движения летательного аппарата, в большинстве случаев вычисляется как разность между тягой изолированного двигателя и аэродинамическим сопротивлением силовой установки. См. также Тяга двигателя.

Эффективность органов управления

Эффекти́вность о́рганов управле́ния — способность органов управления создавать при своём отклонении управляющий момент относительно соответствующей оси координат (см. Системы координат).

Э. о. у. равны приращениям коэффициентов моментов (см. в ст. Аэродинамические коэффициенты) при полном отклонении органов управления от их нейтрального положения и обозначаются ∆ mz, ∆ mx, ∆ my — соответственно максимальные приращения коэффициентов моментов тангажа, крена и рыскания. Часто Э. о. у. характеризуют коэффициентами эффективности органов управления, равными частной производной коэффициента момента данного органа по углу, его отклонения, и обозначают mzδв, mxδэ, myδн — соответственно коэффициенты Э. о. у. тангажом, креном и рысканием, где δв, δэ, δн — углы отклонения руля высоты, элеронов и руля направления. Э. о. у. и коэффициент Э. о. у. являются одними из основных параметров, определяющих характеристики управляемости летательного аппарата; по их значениям можно судить, насколько эффективно влияют отклонения органов управления на параметры движения летательного аппарата.

Э. о. у. зависит от геометрических параметров органов управления, от параметров несущих поверхностей, на которых располагаются органы управления (крыло, стабилизатор, киль), от Маха числа полёта М, упругой деформации конструкции и др. Так, при переходе через скорость звука эффективности руля высоты, элеронов, руля направления существенно уменьшаются. Уменьшается также Э. о. у. при увеличении скоростного напора из-за упругой деформации конструкции летательного аппарата при отклонении органа управления. При недостаточной жёсткости конструкции и большом скоростном напоре (критический скоростной напор реверса) может наступить полная потеря эффективности. Следует отметить, что при отклонении органов управления креном в общем случае помимо момента крена возникает и момент рыскания, а при отклонении органов путевого управления возникает момент крена (см. Боковое движение).

В. Г. Микеладзе.

Эшелонирование

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная