Энциклопедия "Авиация" (1998)
Статьи на букву "У"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У"

У

У — принятое в СССР обозначение некоторых самолётов первоначального обучения (учебных). У-1 — двухместный биплан по типу английского самолёта Авро-504 с одним ПД М-2 мощностью 88,3 кВт. Широко применялся с начала 20-х до середины 30-х гг. (построено более 700 экземпляров). После 1928 на смену ему начал поступать У-2 (см. Поликарпова самолёты).

УБ

УБ (универсальный Березина) — крупнокалиберный пулемёт, созданный М. Е. Березиным. Калибр 12,7 мм, скорострельность 1000 выстрелов в 1 мин, масса пули 48 г, начальник скорость 860 м/с, масса пулемёта 21,5 кг. Принят на вооружение в 1941 и стал одним из основных образцов авиационного стрелкового оружия в годы Великой Отечественной войны. Применялся в синхронном (УБС), турельном (УБТ) и крыльевом (УБК) вариантах установки (см. Синхронизатор, Турель).

Уваров Владимир Васильевич

Уваров Владимир Васильевич.

В. В. Уваров

Ува́ров Владимир Васильевич (1899—1977) — советский учёный-теплотехник, профессор (1934), доктор технических наук (1946), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1957). После окончания МВТУ (1924) и МГУ (1930) работал в ВВИА, преподавал в МВТУ (заведующий кафедрой турбостроения в 1949—77, руководитель проблемной лаборатории по турбостроению с 1958). Под руководством У. созданы первые в СССР экспериментальная газотурбинная установка (1934) и турбовинтовой двигатель (1938—40). Награждён орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.

Сочинения:

Газовые турбины, М.—Л., 1935.

Углеводородное топливо

Углеводоро́дное то́пливо — горючее вещество, состоящее из соединений углерода и водорода. К У. т. относятся жидкие нефтяные топлива (автотракторные, авиационные, котельные и др.) и углеводородные горючие газы (метан, этан, бутан, пропан, их природные смеси и др.). Топлива авиационные на 96—99% состоят из углеводородов, главным образом парафиновых, нафтеновых и ароматических. В парафиновых углеводородах 15—16% водорода, в нафтеновых ~ 14%, в ароматических — 9—12,5%. Чем выше содержание в У. т. водорода, тем больше его массовая теплота сгорания. Так, например, парафиновые углеводороды обладают на 1700—2500 кДж/кг (400—600 ккал/кг) большей теплотой сгорания, чем ароматические. Из углеводородных горючих газов наибольшее содержание водорода у метана (25%). Его низшая массовая теплота сгорания 50 МДж/кг (11970 ккал/кг) [у реактивных топлив — 43—43,4 МДж/кг (10250—10350 ккал/кг)].

Угол атаки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Угол заклинения

Угол заклинения несущего винта:1 — ось вала несущего винта;2 — нормаль к строительной горизонтали;3 — строительная горизонталь;Δφзакл — угол заклинения.

Угол заклинения несущего винта.

у́гол заклине́ния несущего винта — острый угол в плоскости симметрии вертолёта между осью вала несущего винта (редуктора) и перпендикуляром к строительной горизонтали аппарата (см. рис.). Наклон оси вала несущего винта вперёд (У. з. положительный) позволяет обеспечить минимальное сопротивление планёра на крейсерских режимах полёта. У вертолётов продольной схемы значения У. з. разные у переднего и заднего винтов. На одновинтовом вертолёте ось вала несущего винта наклонена не только вперёд, но и вбок для устранения боковых перемещений вертолёта под воздействием тяги рулевого винта. Обычно продольный У. з. составляет 4—7° (зависит от схемы вертолёта), поперечный — 2—3°.

Угол стреловидности

У́гол стрелови́дности — угол xn между касательной к линии n процентов хорд в некоторой её точке и плоскостью, перпендикулярной центральной хорде. У. с. считается положительным, если точка пересечения касательной с базовой плоскостью летательного аппарата (см. Системы координат летательного аппарата) лежит впереди точки, через которую проведена касательная. В общем случае значение χn меняется по размаху. В прикладной и теоретической аэродинамике широко пользуются значениями У. с. по линии 1/4 хорд χ1/4 и по передней кромке χ0 (n = 0), или χп.к.

Угол установки крыла

Угол установки крыла φ0.

Угол установки крыла.

у́гол устано́вки крыла́ — угол φ0 между центральной хордой крыла и базовой осью самолёта (см. рис.). В зависимости от аэродинамической компоновки самолёта этот угол может быть как положительным, так и отрицательным. Обычно он находится в пределах от ‑2° до + 3°. Угол φ0 считается положительным, когда передняя точка хорды крыла расположена выше задней относительно базовой оси самолёта. У. у. к. влияет на аэродинамические характеристики самолёта. Установка крыла на отрицательный угол приводит к возникновению кабрирующего момента из-за увеличения подъёмной силы фюзеляжа, что позволяет уменьшить расходы рулей на балансировку летательного аппарата и увеличить аэродинамическое качество самолёта. Установка крыла на положительный угол позволяет увеличить подъемную силу крыла на взлёте и посадке, не увеличивая высоту шасси. Иногда У. у. к. делают переменным (например, палубный истребитель Воут F-8 «Крусейдер»). У. у. к. оказывает влияние на эффективность горизонтального оперения и в меньшей степени на аэродинамические характеристики самолёта в боковом движении.

Угон воздушного судна

Уго́н возду́шного су́дна — уголовное преступление, предусмотренное законодательством разных стран. В большинстве стран под У. в. с. понимается незаконное, с помощью силы или угрозы применения насилия, направление воздушного судна не в ту географическую точку, которая указана в плане полётов. Вместе с тем У. в. с. отграничивается от незаконного использования воздушного судна его экипажем в личных целях (незапланированные полёты, несанкционированные перевозки лиц и грузов в целях личной выгоды и т. п.). Как правило, в этих случаях применяется дисциплинарная ответственность, если отсутствуют основания для привлечения к уголовной ответственности. От У. в. с. отграничивается также незаконный захват воздушного судна, который может быть осуществлён только лицами, не имеющими права на управление конкретным воздушным судном.

Литература:

Международное воздушное право, кн. 1, М., 1980.

Ударная адиабата

Уда́рная адиаба́та — то же, что Гюгоньо адиабата.

Ударная волна

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ударная труба

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ударный самолёт

Уда́рный самолёт — боевой самолёт, предназначенный для воздействия по наземным и морским (надводным и подводным) целям авиационными средствами поражения. Оснащается многофункциональным прицельно-навигационным комплексом и комплексом вооружения, включающим пушечное, бомбардировочное (минно-торпедное), ракетное (управляемое и неуправляемое) вооружение, а также средства обороны и преодоления ПВО противника. У. с. подразделяются на штурмовики, истребители-бомбардировщики, бомбардировщики (фронтовые, дальние, стратегические) и противолодочные (см. Противолодочный летательный аппарат).

Удельная мощность

Уде́льная мо́щность двигателя — отношение мощности двигателя к секундному расходу проходящего через него воздуха. Наиболее часто понятие У. м. используется для оценки совершенства ТВД и турбовальных ГТД, для которых У. м. — отношение соответственно эквивалентной мощности ТВД (суммы мощностей винта и реактивной струи) или мощности на валу турбовального двигателя к секундному расходу воздуха. Уровень удельной мощности ТВД и турбовальных ГТД 250—400 кВт·с/кг.

Удельная нагрузка

Уде́льная нагру́зка на крыло — отношение веса летательного аппарата к характерной площади крыла, за которую обычно принимают площадь проекции крыла (включая подфюзеляжную часть) на базовую плоскость крыла (см. Системы координат). У. н. характеризует несущие свойства летательного аппарата. От неё зависят высота полёта, взлётная и посадочная скорости, длина взлётной дистанции, а также манёвренные характеристики. Так как вес летательного аппарата меняется в процессе полёта, используются понятия взлётной, текущей и посадочной У. н. У самолётов 80-х гг. У. н. в зависимости от их назначения меняется в широких пределах и может достигать 7000 Н/м2 (Па).

Удельная тяга

Уде́льная тя́га воздушно-реактивного двигателя — отношение тяги ВРД к секундному расходу воздуха. Максимальное значение У. т. составляет 1250 Н·с/кг в ТРДДФ при максимальном форсаже. У. т. нефорсированного ТРД может достигать 1000 Н·с/кг. ТРДД дозвуковых пассажирских самолётов имеют У. т. на взлётном режиме в пределах 300—400 Н·с/кг в зависимости от степени двухконтурности.

Удельная энергия

Уде́льная эне́ргия летательного аппарата — отношение E суммы потенциальной и кинетической энергий летательного пррарата к его весу. У. э. — та высота, на которую мог бы подняться летательный аппарат при полном преобразовании его кинетической энергии в потенциальную: E = H + V2/2g, где V и H — текущие скорость и высота полёта, g — ускорение свободного падения. Другое название У. э. — энергетическая высота.

Удельный вес двигателя

Уде́льный вес дви́гателя — отношение веса двигателя к его тяге или мощности на взлётном режиме. У. в. д. зависит от типа двигателя и уменьшается по мере совершенствования его конструкции. В СССР комплектность двигателя для определения У. в. д. была регламентирована государственным стандартом. Удельный вес реактивных двигателей (безразмерная величина) находится в пределах: ТРД — 0,2—0,25, ТРДФ — 0,15—0,2, ТРДД — 0,165—0,22, ТРДДФ — 0,1—0,15. Удельный вес ТВД без винта, отнесённый к эквивалентной мощности, равен 2,7—3,3 Н/кВт.

Удельный импульс тяги

Уде́льный и́мпульс тя́ги ракетного двигателя, удельный импульс ракетного двигателя, — отношение тяги ракетного двигателя к секундному массовому расходу рабочего тела (производная от импульса тяги по расходуемой массе в данном интервале времени). Выражается в Н·с/кг = м/с. На расчётном режиме работы двигателя совпадает со скоростью реактивной струи. Энергетический показатель эффективности двигателя.

Удлинение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Уиттл Фрэнк

Уиттл Фрэнк.

Ф. Уиттл

Уи́ттл Фрэнк (Whittle) (р. 1907) — английский конструктор ТРД. В 1926—28 учился в колледже ВВС, где в дипломной работе рассмотрел самолёты с ГТД. В 1929 поступил в Центральную лётную школу, работал инструктором и лётчиком-испытателем гидросамолётов. В 1930 У. запатентовал свой проект ТРД, в 1932 направлен на офицерские инженерные курсы, а в 1934 в Кембриджский университет для завершения образования. Для реализации идей У. в 1935 была основана частная фирма «Пауэр джетс» (Power Jets), где он стал главным инженером. В 1937 работы У. получили поддержку правительства. ТРД W. 1 с центробежным компрессором и тягой 3820 H впервые испытан в полёте на самолёте Е28/39 фирмы «Глостер» 15 мая 1941. Позже с новым ТРД W. 2/500 тягой 7550 Н скорость самолёта возросла с 544 до 724 км/ч. Производство улучшенных ТРД было налажено на ряде других фирм. В 1942 У. участвовал в организации производства ТРД своей конструкции в США. В 1943 в Великобритании был построен истребитель Глостер «Метеор» с двумя ТРД конструкции У. (первая боевая эскадрилья сформирована в 1944). Фирма «Пауэр джетс» национализирована в 1944 и вошла в состав Национального газотурбинного института. В 1948 У. уволился из ВВС в звании бригадного генерала, позже работал техническим советником (в том числе английской авиатранспортной компании «БОАК»), сотрудничал с английскими двигателестроительными фирмами. Отошёл от дел в 1970. Живет в США. Награждён медалью Гуггенхеймов (1946) и золотой авиационной медалью ФАИ (1951).

Ульянин Сергей Алексеевич

Ульянин Сергей Алексеевич.

С. А. Ульянин

Улья́нин Сергей Алексеевич (1871—1921) — русский военный лётчик и воздухоплаватель, авиаконструктор, полковник. Окончил офицерский класс Учебного воздухоплавательного парка (1895), лётную школу Фармана во Франции (1910). Призёр первого праздника воздухоплавания в России (1910). Занимался конструкторской и изобретательской деятельностью в области воздухоплавания (использовал коробчатые воздушные змеи в военном деле для подъёма наблюдателей, фотоаппаратов и средств сигнализации), авиации (сконструировал двухмоторный самолёт оригинальной схемы и удачно летавший разборный самолёт ПТА № 1), аэрофотосъёмки (инициатор практического применения аэрофотосъёмки и аэрофотограмметрии в военном деле) и др. С 1911 руководил авиационным отделом Офицерской воздухоплавательной школы; после её реорганизации в Гатчинскую военную авиационную школу был первым её начальником. В 1916 назначен помощником начальника Управления Военного Воздушного Флота, с 1917 — начальник Управления Военного Воздушного Флота Российской республики. В апреле 1918 командирован за границу для ликвидации дел комиссии по заготовке авиационного и воздухоплавательного имущества и для организации постоянной заграничной авиационной миссии.

Литература:

Дузь П. Д., История воздухоплавания и авиации в России, 3 изд., М., 1989;

Ульянин Ю. А., Анализ конструкторской деятельности С. А. Ульянина, в сб.: Из истории авиации и космонавтики, вып. 60, М., 1990.

Управление вектором тяги

Статья большая, находится на отдельной странице.

Управление воздушным движением

Статья большая, находится на отдельной странице.

Управление летательным аппаратом

Статья большая, находится на отдельной странице.

Управляемость

Статья большая, находится на отдельной странице.

Управляемый стабилизатор

Управля́емый стабилиза́тор — см. в ст. Стабилизатор.

Упругие колебания

Статья большая, находится на отдельной странице.

Уравнение притока теплоты

Уравне́ние прито́ка теплоты́ — то же, что энергии уравнение.

Уравнения существования летательного аппарата

Уравне́ния существова́ния лета́тельного аппара́та, уравнения компоновки летательного аппарата, — система уравнений и неравенств относительно проектных переменных, являющаяся математической формой условий физической реализуемости проекта. Эти условия определяют отношения между располагаемыми и потребными значениями геометрических и массовых характеристик летательного аппарата и его элементов (компонентов), а также область имеющих физический смысл значений проектных переменных или совместности значений группы переменных.

Иногда У. с. называют одно из уравнений системы — уравнение весового баланса:

уравнения существования летательного аппарата,

где уравнения существования летательного аппарата — относительная масса i-го компонента летательного аппарата; m0 — взлётная масса.

Урмин Евгений Васильевич

Урмин Евгений Васильевич.

Е. В. Урмин

Урми́н Евгений Васильевич (1900—1981) — советский конструктор авиационных двигателей. Участник Гражданской войны (военный комиссар в Кронштадте). Окончил Военно-воздушную академию РККА имени профессора Н. Е. Жуковского (1928; ныне ВВИА). В 1930—40 работал в ЦИАМ, в 1940—46 главный конструктор на авиамоторных заводах в Запорожье (там им разработан М-89, М-90) и Москве (здесь созданы модификации ПД М-11 повышенной мощности). В последующий период снова в ЦИАМ и на преподавательской работе. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Ускоритель

Взлёт самолёта-истребителя со стартовыми ускорителями.

Взлёт самолёта-истребителя со стартовыми ускорителями.

ускори́тель стартовый — вспомогательный двигатель, предназначенный для кратковременного повышения во время взлёта тяговооружённости самолёта.

У. используются в основном на военных самолётах. В качестве У. обычно применяют сбрасываемые по окончании работы твердотопливные ракетные двигатели. Особенности таких У. — небольшая (около 10 с) продолжительность работы и малый удельный вес (высокое отношение тяги У. к его весу). У. обеспечивают существенное улучшение взлётных характеристик самолётов, особенно при эксплуатации на малопрочных грунтах. В связи с улучшением аэродинамических характеристик самолётов при взлёте (в частности, после появления крыла изменяемой в полёте стреловидности), а также повышением их тяговооружённости путём увеличения мощности собственных двигателей применение У. сокращается.

Усложнение условий полёта

Усложне́ние усло́вий полёта — особая ситуация, характеризующаяся, незначительным увеличением психофизиологической нагрузки на экипаж либо незначительным ухудшением характеристик устойчивости и управляемости или лётных характеристик. У. у. п. не приводит к необходимости немедленного или не предусмотренного заранее изменения плана полёта и не препятствует его благополучному завершению.

Усталостные испытания

Уста́лостные испыта́ния авиационных конструкций — разновидность ресурсных испытаний, в процессе которых производится циклическое нагружение авиационной конструкции заданной программой, моделирующей по условиям усталости внешние переменные нагрузки в реальных условиях эксплуатации. Программа нагружения может включать либо блок нагрузок, моделирующий нагрузки наиболее нагруженного типового или осреднённого полёта, либо блок нагрузок, моделирующий нагрузки нескольких характерных полётов с различной нагруженностью, которые чередуются случайным образом. В процессе У. и. по данным тензометрии, измерений нагрузок и напряжений устанавливают эквивалентность нагружения конструкции в стендовых условиях по отношению к условиям эксплуатации.

При выявлении усталостных повреждений элементов конструкций проводят исследование причин появления повреждений, разрабатываются рекомендации по доработке или усилению повреждённого элемента. В случае обнаружения усталостной трещины наблюдают длительность её развития до критического или ремонтопригодного размера. После достижения трещиной предельного размера осуществляют её стопорение либо проводят восстановительный ремонт. В процессе испытаний исследуют напряжённое состояние конструкции при воспроизведении программного нагружения путём расчёта методом конечных элементов, тензометрирования и сравнительного анализа.

В результате У. и. получают данные по долговечности критических зон конструкции, длительности развития усталостных трещин; разрабатывают рекомендации по доведению долговечности конструкции до требуемого уровня и рекомендации по дефектоскопическому контролю и техническому обслуживанию конструкции при эксплуатации. Эти данные необходимы для назначения ресурса конструкции по условиям усталости.

К. С. Щербаков.

Усталость

Статья большая, находится на отдельной странице.

Установившееся течение

Установи́вшееся тече́ние — то же, что стационарное течение.

Устинович Владимир Адольфович

Устинович Владимир Адольфович.

В. А. Устинович

Устино́вич Владимир Адольфович (р. 1910) — советский воздухоплаватель, мастер спорта СССР. Летать на дирижаблях начал будучи студентом МАИ и Дирижаблестроительного института (окончил его в 1935). Летал на дирижаблях «Комсомольская правда», В-1, В-2, В-6, В-7, В-10, В-12, «Победа», «Патриот», «Малыш». В 1934 бортинженер дирижабля В-6. С 1937 командир дирижабля В-7. В 1938—40 командир-инструктор Учебно-опытной эскадры дирижаблей ГВФ. Во время Великой Отечественной войны командир дирижаблей В-12 и «Победа». В 1945 в районе Севастополя совершал полёты на дирижабле «Победа» с целью обнаружения затонувших судов и мин. В 1948—69 проводил испытания воздушно-десантной техники. Награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Устойчивость

Статья большая, находится на отдельной странице.

Устойчивость конструкций

Статья большая, находится на отдельной странице.

"УТВА"

«УТВА» (UTVA) — авиастроительное предприятие Югославии. В 80-х гг. выпускало учебно-тренировочные самолёты UTVA-75 (первый полёт в 1976) и «Ласта» (1985) с ПД.

УТИ

УТИ — принятое обозначение отечественных учебно-тренировочных истребителей. Они являлись как правило, двухместными модификациями боевых машин и оснащены вооружением. Первоначально им присваивались порядковые номера, например УТИ-1 (был создан в 1934 на базе истребителя И-5), УТИ-4 (И-16) и др., а начиная с 40-х гг. использовались обозначения, принятые для модифицированных образцов (Ла-5УТИ, МиГ-15УТИ и т. п.).

"Утка"

«у́тка» — схема самолёта, при которой горизонтальное оперение расположено впереди крыла (см. Аэродинамическая схема, Дестабилизатор).

Уткин Виктор Васильевич

Уткин Виктор Васильевич.

В. В. Уткин

У́ткин Виктор Васильевич (1912—1981) — советский учёный в области авиации, профессор (1979), доктор технических наук (1962), Герой Социалистического Труда (1971). Окончил Дирижаблестроительный институт (1939). Работал в ЦАГИ (с 1939), ЛИИ (с момента его организации в 1941, в 1966—81 директор), МФТИ (с 1978 — заведующий кафедрой). Проводил и возглавлял работы, связанные с доводкой и испытаниями серийных и опытных самолётов, аэродинамическими исследованиями и аварийным покиданием самолётов на больших скоростях полёта. Государственная премия СССР (1949, 1952). Награждён 2 орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», медалями.

Уточкин Сергей Исаевич

Уточкин Сергей Исаевич.

С. И. Уточкин

У́точкин Сергей Исаевич (1876—1915/1916) — один из первых русских лётчиков, воздухоплаватель, известный вело-, мото- и автогонщик. С 1907 летал на воздушном шаре, затем освоил планёр. В 1909 построил самолёт-моноплан, но довести его не удалось; получались только подлёты. Летать научился самостоятельно. 15 (28) марта 1910 в Одессе (через неделю после М. Н. Ефимова) совершил свой первый полёт на самолёте. Экзамен на звание пилота-авиатора сдал 31 марта (13 апреля) 1910 в Одесском аэроклубе. Построил биплан, на котором летал с декабря 1910. В 1910—11 совершал демонстрационные полёты во многих городах России и за рубежом. Публичные полёты У. способствовали популяризации достижений авиации.

Литература:

Ляховецкий М. Б., Рудник В. А., В небе — Уточкин!, Одесса, 1985.

Уфимский авиационный институт

Уфи́мский авиацио́нный институ́т (УАИ) имени Серго Орджоникидзе — высшее учебное заведение; готовит инженеров для авиационной, машиностроительной и приборостроительной отраслей промышленности. Основан в 1932 в Рыбинске Ярославской области. В 1941 перебазирован в Уфу. С 1942 указанное название. С институтом связана деятельность таких учёных и конструкторов, как В. Я. Климов, Н. Д. Кузнецов, П. А. Соловьёв, С. А. Гаврилов, А. А. Саркисов. В составе института (1990): факультеты — авиационных двигателей, авиационного приборостроения, информатики и робототехники, 1-й и 2-й авиационно-технологические, инженерно-экономический; 3 вечерних факультета; подготовительное отделение; факультет повышения квалификации инженерно-технических работников авиационной промышленности; 43 кафедры; научно-исследовательская часть, в которой 2 проблемные и 10 отраслевых лабораторий, 3 конструкторско-технологических бюро, опытный завод. В 1989/90 учебном году в институте обучалось около 10 тыс. студентов, работало 750 преподавателей, в том числе 45 профессоров и докторов наук, 510 доцентов и кандидатов наук. Издаются научные труды (с 1932). Институт награждён орденом Ленина (1982).

Уфимское моторостроительное производственное объединение

Уфи́мское моторострои́тельное произво́дственное объедине́ние — ведёт отсчёт от 1925 — года основания Рыбинского авиамоторного завода № 26, который в ноябре 1941 был эвакуирован в Уфу и объединился там с основанным в 1931 заводом, строившим комбайновые двигатели. До эвакуации завод выпускал ПД М-17, М-100, М-103, М-105. В годы Великой Отечественной войны Уфимский завод № 26 изготовил 97 тыс. ПД М-105 (ВК-105) и ВК-107. После войны освоил производство реактивных двигателей. Выпускал ТРД РД-10, РД-45Ф, ВК-1А, РД-9Б, Р11Ф-300, Р13-300, Р25-300, Р95Ш, Р29Б-300. В разные годы в КБ завода работали В. Я. Климов, С. П. Изотов, Н. Д. Кузнецов, С. А. Гаврилов. Предприятие награждено 2 орденами Ленина (1936, 1971), орденом Красного Знамени (1945). В 1978 на основе завода образовано ПО.

Уфимцев Анатолий Георгиевич

Уфимцев Анатолий Георгиевич.

А. Г. Уфимцев

Уфи́мцев Анатолий Георгиевич (1880—1936) — русский советский изобретатель. Строил планёры, на которых совершал кратковременные полёты. В 1902 выдвинул идею создания двухтактного бензинового двигателя для летательных аппаратов. В 1908 У. построил два двигателя: шестицилиндровый мощностью 30—45 кВт и двухцилиндровый мощностью 10—13 кВт. С двигателем малой мощности У. в 1909 построил модель своего летательного аппарата — малый «сфероплан» с крылом в виде части сферической поверхности большого радиуса, которую он выбрал из соображений минимальной массы конструкции, и трёхколёсным шасси. Площадь крыла 9 м2, масса летательного аппарата 75 кг. Весной 1910 был готов большой «сфероплан» с площадью крыла 36 м2, на котором У. делал пробежки и рулёжки, осваивая самолёт (рис.). Лётных испытаний самолёт не прошёл (его разбила буря). Из-за отсутствия средств У. вынужден был прекратить свои опыты в области авиации и заняться нефтяными двигателями малой мощности для применения в сельском хозяйстве. В 1912 на Международной воздухоплавательной выставке в Москве У. за его биротативный двигатель была присуждена большая серебряная медаль. Позднее У. вместе с В. П. Ветчинкиным занимался ветроэнергетическими установками.

Сфероплан А. Г. Уфимцева (Россия).

Сфероплан А. Г. Уфимцева.

Уход на второй круг

Ухо́д на второ́й круг — манёвр перевода самолёта из установившегося снижения при заходе на посадку в набор высоты (до установленной высоты для полёта по «коробочке») с целью совершения повторного захода на посадку и осуществления посадки; необходим при неточном выводе самолёта к взлетно-посадочной полосе, ошибках в выдерживании режима полёта, помехах на взлетно-посадочной полосе, ухудшении метеоусловий и др. Производится на малой высоте (обычно до выравнивания). У. на в. к. с одним неработающим двигателем (для многодвигательных самолётов) является расчётным случаем для выбора его энерговооружённости (тяговооружённости), поскольку представляет собой взлёт при посадочной конфигурации.

Учебно-боевой самолёт

Уче́бно-боево́й самолёт — специально разработанный самолёт, который может быть использован как для подготовки лётного состава, так и для выполнения боевых задач. Тренировочный и боевой варианты могут выпускаться отдельно, отличаясь в основном составом вооружения. У.-б. с. в 60—80-х гг. занимали видное место в продукции авиационной промышленности многих зарубежных стран, благодаря сравнительно невысокой стоимости широко экспортировались в менее развитые страны. Вооружение У.-б. с. включает пушки, бомбы, неуправляемые и управляемые ракеты. При боевом применении используются главным образом в качестве лёгких штурмовиков. Типичные представители зарубежных У.-б. с. — самолёты Бритиш аэроспейс «Хоук», Дассо-Бреге — Дорнье «Альфа джет».

Учебный летательный аппарат

Учебно-тренировочный самолёт Як‑52 (СССР).

Учебно-тренировочный самолёт Як‑52.

уче́бный лета́тельный аппара́т — предназначается для первоначального обучения и тренировки лётчиков. Обычно оборудован системой двойного управления рулями летательного аппарата и двигателем (для обучаемого и инструктора). Основные требования к У. л. а. — надёжность и простота пилотирования.

Одним из первых отечественных учебных самолётов был двухместный биплан У-2 конструкции Н. Н. Поликарпова, созданный в 1928 (см. Поликарпова самолёты). В 1936—46 в качестве учебного самолёта использовался также специально созданный для этих целей моноплан с системой двойного управления УТ-2 конструкции А. С. Яковлева (см. Як). В 1946 был создан двухместный ЯК-18 с убирающимся шасси и закрытой кабиной лётчиков, в 1974 — двухместный Як-52 (см. рис.). В качестве У. л. а. широко используются учебные варианты (модификации) самолётов и вертолётов военного и гражданского назначения. См. также Учебно-боевой самолёт.

Ушаков Константин Андреевич

Ушаков Константин Андреевич.

К. А. Ушаков

Ушако́в Константин Андреевич (1892—1967) — советский учёный в области аэродинамики, профессор (1937), доктор технических наук 1934), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1943). Ученик Н. Е. Жуковского. Окончил МВТУ (1920). Участник создания аэродинамической лаборатории МВТУ, член Авиационного расчётно-испытательного бюро МВТУ. С 1918 в ЦАГИ. Преподавал в МВТУ и ВВИА. В 1929—35 разработал аппаратуру и методику экспериментов для вентиляторной лаборатории ЦАГИ, руководил созданием комплекса новых лабораторий ЦАГИ. В период Великой Отечественной войны возглавлял работы ЦАГИ по внутренней аэродинамике самолёта, совершенствованию системы охлаждения авиадвигателей и др. В 1946—57 руководил в ЦИАМ исследованиями осевых компрессоров ГТД, внёс большой вклад в создание экспериментальной базы института. Премия имени Н. Е. Жуковского (1962). Государственная премия СССР (1943, 1949). Награждён орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Трудового Красного Знамени, медалями.

"Уэстленд"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная