Шрифтовая терминология
Статьи на букву "R"

В начало словаря

По первой букве
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "R"

Raised cap

Стоящий инициал (Raised cap)

raised cap

Укрупненная первая буква начального слова книги, главы, раздела, помещаемая в начале текста книги, главы, части или абзаца, линия шрифта которой выровнена по уровню линии шрифта первой строки текста. Таким образом, инициал как бы стоит в начале текста, возвышаясь над первой строкой. См. также инициал [укрупненная первая буква начального слова книги, главы, абзаца]

Rasterization

Растрирование, Растеризация (Rasterization)

Преобразование полутоновых и штриховых изображений в микроштриховые с помощью растра в репродукционных фотоаппаратах и контактно-копировальных станках. В компьютерных издательских системах растеризация необходима при выводе контурного изображения на дискретное выводное устройство. Для этого используются аппаратные и программные средства (растеризаторы).

Readability

Удобочитаемость шрифта (Readability)

Мера комфортабельности при чтении. Зависит прежде всего от рисунка шрифта (различимости отдельных знаков), от кегля [высота шрифта, размер] шрифта (например, наиболее удобочитаемым для взрослых читателей считается шрифт кг. 10 при строке форматом от 5 до 6 кв. и шрифт кг. 8-9 при строке менее 5 кв.), длины наборной строки (формата набора [стандартная длина строки]), интерлиньяжа [расстояние между строками в тексте], цвета бумаги, цвета и насыщенности тона печатной краски. На удобочитаемость шрифта влияют также характер рисунка знаков (их округлость или прямолинейность и пр.), наличие и рисунок засечек [короткий штрих на торце основного штриха], контраст [отношение толщин вертикальных и гориз. штрихов] основных и соединительных штрихов [линии, составляющие знак шрифта], пропорции [отношение ширины знака к его высоте] знаков, величина внутрибуквенных просветов [область внутри знака] и т.д.

См. также различимость [характеристика шрифта]

Reference mark

Сноски знак (Reference mark)

reference mark

Условное обозначение, которым связывают фрагмент основного текста с относящейся к нему сноской. Всегда ставится после слова, к которому относится сноска. В качестве знака сноски в России используют: цифровой номер на верхнюю линию; цифровой номер на верхнюю линию с косой чертой, закрывающей круглой скобкой или звездочкой (астериском) на верхнюю линию; одну или несколько звездочек на верхнюю линию. В Англии и Америке в качестве сносок применяются: звездочка, дэггер (обелиск), двойной дэггер, английский параграф, параграф, две вертикальные параллельные линии, а также одна или несколько звездочек на верхнюю линию.

Reglet

Реглет (Clump, Reglet, Slug)

Разновидность пробельного материала. шпон [металлические пластинки разной ширины для увеличения интерлиньяжа] толщиной 6 пунктов и выше.Применяется для отбивки заголовков, разделения колонок, формирования полей и пр.

Regular

Светлое начертание (Book, Light, Regular)

regular

Начертание шрифта, у которого более толстые основные штрихи [доминирующий вертикальный или наклонный штрих], чем у сверхcветлого начертания, и поэтому обладающее большей насыщенностью [отношение толщины штрихов к высоте знака]. Применяется для набора текста [любая последовательность символов] и заголовков.

Resolution

Разрешение (Resolution)

resolution

Самая главная характеристика любого дискретного выводного устройства (монитора, принтера, фотонаборного автомата и т.д.) - размер растрового элемента [двумерный массив пикселей]. Обычно выражается количеством точек на дюйм и обозначается dpi (dots per inch). Чем выше разрешение выводного устройства, тем более точно воспроизводится оригинал на выводе. Современные выводные устройства высокого разрешения насчитывают несколько тысяч точек на дюйм (например, фотонаборный автомат с разрешением 3600 dpi). Возможности устройств для ввода графической информации (сканеров) тоже во многом определяются их разрешением.

Revival

Реконструкция (возрождение) шрифта (Revival)

Переработка существующего или исторического шрифта для новой технологии воспроизведения или по эстетическим и другим причинам. Как правило, в таких случаях рисунок знаков подвергается минимальной перерисовке с учетом искажений старой технологии и технических ограничений новой. Также бывает, что шрифт перерабатывается более существенно, тогда говорят, что разработка шрифта проходила «на основе» или «по мотивам» того или иного исторического прототипа. Многие современные цифровые шрифты [шрифт, описанный с помощью цифровых данных] представляют собой реконструкции старых шрифтов периода металлического набора или фотонабора [набор с помощью фотонаборных машин]. Иногда прототип не сохранился в металле, и дизайнер вынужден оперировать оттисками шрифта, часто неполными и низкого качества. В этом случае процесс создания нового шрифта воистину заслуживает названия «возрождения» некогда существовавшего, но исчезнувшего объекта.

Ring

Кружок, Ангстрем, Ринг (Ring)

ring

Один из верхних акцентов [надстрочный или подстрочный знак]. Применяется над гласной A в датском, норвежском и шведском языках и над гласной U в чешском языке, а также в некоторых других.

Roman

Латиница, Латинская система письма (Latin, Roman)

Буквенное письмо (алфавит [упорядоченный список букв языка]), которым пользовались древние римляне и которое лежит в основе письма большинства народов Западной Европы, Африки, Сев. и Южн. Америки, Австралии и Океании. Произошло от западно-греческого письма VIII в. до н.э. и, возможно, этрусского письма. Древнейшие латинские надписи датируются VII в. до н.э., но окончательно алфавит сложился в IV-III вв. до н.э. Вначале письмо было направлено и справа налево и слева направо, но с IV в. до н.э. установилось современное направление письма слева направо. Письмо было маюскульным [прописные буквы в древних рукописях], без знаков препинания [точка, запятая, двоеточие, тире, многоточие и т.д.], деление на слова отсутствовало. В первоначальном латинском алфавите было 23 буквы. В кон. II- нач. I в.до н.э. оформилась монументальная форма письма (капитальный [латинское письмо периода Римской империи], или лапидарный шрифт), затем несколько книжных почерков (квадрата [рукописная форма римского капитального письма], рустика [рукописное римское капитальное письмо]) и повседневное письмо (римский курсив [бытовой шрифт периода римской империи]). В III в. в римских провинциях Сев. Африки сложилось округлая форма письма (Унциал). В позднеантичное время в латинице появилось различие между строчными [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] и прописными [заглавные буквы, A B C D …] буквами. В раннем средневековье эволюция формы латинского письма продолжалась. Появилось много рукописных почерков (полуунциал [упрощенная форма унциального письма], меровингское письмо, каролингский минускул [известный средневековый минускульный шрифт], ломбардские версалы [декоративные прописные] и др.), знаки препинания, деление на слова. С конца ХI в. начинают появляться различные готические почерки [средневековый шрифт], а с ХIV в. - гуманистический минускул. В Средние века в латинский алфавит были добавлены буквы J, U, W, и он приобрел современный состав в 26 букв. С сер. ХV в. с изобретением книгопечатания появляются латинские Наборные шрифты, сперва готические, затем на основе гуманистического письма вырабатывается наборная антиква [шрифты с засечками]. С ХVI в. появляются наборные курсивы [наклонное начертание шрифта с рукописной формой строчных букв] и рукописные [шрифты имитирующие почерк или каллиграфический стиль] (каллиграфические) шрифты, а с нач. ХIХ в. - гротески [шрифты без засечек] и брусковые [шрифты с толстыми прямоугольыми засечками] шрифты. На этом основная эволюция форм латинского алфавита завершилась, однако продолжается поиск новых шрифтовых форм.

Roman capitals

Капитальное письмо, Римский маюскул (Roman capitals)

roman capitals

Вид латинского маюскульного [прописные буквы в древних рукописях] письма периода Римской империи (I в. до н.э. - V в. н.э.). Дошел до нас главным образом в виде надписей, высеченных на камне. Наиболее известный образец - надпись на постаменте колонны императора Траяна (114 г.). Прямой прообраз современных европейских шрифтовых форм, в особенности прописных [заглавные буквы, A B C D …]. Характерно отсутствие пробелов между словами, иногда разделяемыми точками.

Roman cursive

Римский курсив (Roman cursive)

roman cursive

Упрощенный бытовой шрифт периода Римской империи (I-IV в.в.). Выделяются маюскульный курсив [прописные буквы в древних рукописях] и минускульный курсив [строчные буквы в древних рукописях], называемые старший и младший, а также связный и несвязный курсивы. Для скорости письма буквы в связном курсиве соединялись друг с другом.

Roman numerals

Римские цифры (Roman numerals)

roman numerals

Римская система нумерации с помощью букв была распространена в Европе на протяжении двух тысяч лет. Только в позднем средневековье ее сменила более удобная для вычислений десятичная система цифр [знаки, обозначающие числа, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0], заимствованная у арабов. Но до сих пор римскими цифрами обозначаются даты на монументах, время на часах и (в англо-американской типографической традиции) страницы книжных предисловий. Кроме того, в русском языке римскими цифрами принято обозначать порядковые числительные.

Для обозначения чисел применялось 7 букв латинского алфавита: I = 1, V = 5, X = 10, L = 50, C = 100, D = 500, M = 1000. Промежуточные числа образовывались путем прибавления нескольких букв справа или слева. Сначала писались тысячи и сотни, затем десятки и единицы. Таким образом, число 24 изображалось как XXIV. Горизонтальная линия над символом означала умножение на тысячу.

Rotunda

Ротунда, Круглоготический шрифт (Rotunda)

rotunda

Вид готического письма [средневековый шрифт], появившийся в северной Италии в XIII веке и распространившийся по всей Европе. Особенно широко применялся в XV веке в Италии и Испании. Знаки достаточно широких пропорций [отношение ширины знака к его высоте] с одним изломом, значительное количество круглых форм с едва заметным изломом или практически без излома. Строчные относительно некрупные, с длинными выносными элементами [верхний и нижний выносные эл-ты Ascender и Descender]. строчные [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] часто разноширинные - узкие прямые и широкие круглые, по форме приближающиеся к формам гуманистического минускула. Форма прописных обычно более широкая и более светлая, чем в текстуре [разновидность готических шрифтов], с большим количеством круглых элементов.

См. также Ротунда в разделе классификация шрифтов.

Rule

Линейка наборная (Rule)

rule

Графический элемент набора, служащий для воспроизведения линий различной насыщенности, формы и рисунка.

Rustica

Рустика (Rustica)

rustica

Рукописная форма римского капитального письма [латинское письмо периода Римской империи]. Отличается тонкими вертикальными штрихами [линии, составляющие знак шрифта], жирными горизонтальными штрихами и узкими пропорциями [отношение ширины знака к его высоте] букв.

Рустика - от лат. rusticus - деревенский, простой, грубый.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная