Статьи на букву "П"
Англо-американская типометрическая система, Пайка (Anglo-American Points) Типометрическая система, применяемая в Америке и Великобритании. Предложена в 1879 г. Нельсоном Хоуксом (Nelson Hawks). В этой системе основные единицы измерения пункт [единица измерения шрифта 1 pt \пайка 0,4 мм.] (Point), равный 0,35146 мм (приблизительно 1/72 английского дюйма), и пайка [12 пунктов Дидо] (Pica), равная 12 пунктам. В 80-х гг. ХХ в. фирма Adobe скорректировала величину пункта, сделав его равным точно 1/72 английского дюйма или 0,35278 мм. Компьютерные программы набора и верстки по умолчанию используют англо-американскую систему и пункт Adobe. Таким образом, фактически они стали мировым стандартом в Типографике. Соотношение размеров в различных системах смотри на {{ref}}Сравнительной схеме{{/ref}} ------ Пайка (Pica) Единица измерения шрифта и элементов полосы набора в англо-американской типометрической системе [типометрическая система применяемая в Америке и Великобритании]. Содержит 12 пунктов (\пайка4,23 мм). |
Панграмма (Pangram) Контрольная фраза, включающая все знаки алфавита [упорядоченный список букв языка]. Обычно применяется в шрифтовых каталогах для демонстрации шрифтов, а также для проверки наборной техники. Для русского алфавита обычно используется фраза «В чащах юга жил-был цитрус... - да, но фальшивый экземпляръ», но существует гораздо больше панграмм, например: Без «ъ»: «Друг мой эльф! Яшке б свёз птиц южных чащ!», Каждая буква использована по одному разу: «Любя, съешь щипцы, - вздохнёт мэр, - кайф жгуч», «Шеф взъярён тчк щипцы с эхом гудбай Жюль», «Эй, жлоб! Где туз? Прячь юных съёмщиц в шкаф», «Экс граф? Плюш изъят. Бьём чуждый цен хвощ!», «Эх, чужак! Общий съём цен шляп (юфть) - вдрызг!», Некоторые буквы употреблены более одного раза: «Южно-эфиопский грач увёл мышь за хобот на съезд ящериц», «Съешь ещё этих мягких французских булок, да выпей [же] чаю», «Подъём с затонувшего эсминца легко бьющейся древнегреческой амфоры сопряжён с техническими трудностями» и др. Для английского языка придумано много таких фраз, например: "How razorback-jumping frogs can level six piqued gymnasts!" "The quick brown fox jumps over the lazy dog" "The risque gown makes a very brazen exposure of juicy flesh" "Jaded zombies acted quaintly but kept driving their oxen forward" "The sex life of the woodchuck is a provocative question for most vertebrate zoology majors" "Jelly-like above the high wire, six quaking pachyderms kept the climax of the extravaganza in a dazzling state of flux". |
ПАНОСЕ (PANOSE) Система описания шрифтовой формы, введенная в обращение ElseWare Corporation. Каждый шрифт (начертание [вариант рисунка шрифта, входящий в одну гарнитуру]) описывается по 10 параметрам, рассчитываемым математически, например, для латинских текстовых шрифтов это тип шрифта, наличие и форма засечек [короткий штрих на торце основного штриха], насыщенность [отношение толщины штрихов к высоте знака], пропорции [отношение ширины знака к его высоте], контраст [отношение толщин вертикальных и гориз. штрихов], форма наплыва [утолщение штрихов в округлых частях букв], форма концевых элементов [окончание штриха у буквы], наклон, средняя линия, рост строчных [высота строчной буквы]. Каждому значению параметра присваивается свое число, в результате шрифтовая форма описывается последовательностью 10 чисел, которая включается в шрифтовой файл формата TrueType [формат цифровых шрифтов]. Система разработана для подстановки в документ недостающих шрифтов при передаче его на другой компьютер. Однако по существу она хорошо работает только для латинских шрифтов. Само слово PANOSE представлет 6 групп лптинского алфавита. Бен Бауермайстер - изобретатель системы и основатель ElseWare Corporation поделил алфавит на 6 частей: круглые буквы (O C Q G), полукруглые (S U), четверть-круглые (D B P R J), квадратные (H N X K M), полуквадратные (E F T L Y) и диагональные (A V W Y). После чего он выбрал по одной букве из каждой группы и составил их так, чтобы получилось благозвучное по его мнению слово. (ПАНОСОС - по гречески означает "всесвятой") |
Парангон, Парагон, Двойной боргес (Great Primer) Парагон - от франц. Parangon - образец добродетели, бриллиант чистой воды. Шрифт, кегль [высота шрифта, размер] которого равен 20 пунктам. Соотношение размеров в различных системах смотри на {{ref}}Сравнительной схеме{{/ref}} |
Параграф (Section mark) Знак, обозначающий параграф перед его цифровым номером (§ 1). Знак удваивается при обозначении нескольких параграфов. По техническим правилам набора отбивка этого знака от последующей цифры - полукегельная [высота равна кеглю, а ширина - половине круглой шпации]. При выключке [выравнивание строк относительно боковых краев полосы] отбивка не меняется. Происходит из старого знака английского параграфа. |
Параграф английский (Paragraph mark, Pillcrow) См. английский параграф [знак, обозначающий начало параграфа]. |
Парангон, Парагон, Двойной боргес (Great Primer) Парагон - от франц. Parangon - образец добродетели, бриллиант чистой воды. Шрифт, кегль [высота шрифта, размер] которого равен 20 пунктам. Соотношение размеров в различных системах смотри на {{ref}}Сравнительной схеме{{/ref}} |
Парантез (Brace) См. фигурные скобки [символы \{ и \}]. |
Перекладина (Bar, Crossbar) Горизонтальный штрих [линии, составляющие знак шрифта] примерно на середине высоты таких букв, как «Н», «А», «е» и т.д. |
Переносов программа (Hyphenation) В компьютерном наборе: определение мест, где слова можно делить при переносе в процессе набора со сплошной выключкой [выравнивание строк относительно боковых краев полосы]. |
Переносы и выключка (Hyphenation & Justification) Определение мест переноса слов при наборе выключенного текста. |
Переплетные шрифты (Brass type) Латунные или цинковые шрифты, служащие для тиснения на переплетных крышках. |
Переходная антиква, Антиква переходного стиля (Transitional Serif) Наз. также антиква барокко. Шрифты начала и середины XVIII в, в которых сочетаются черты антиквы старого стиля [один из видов шрифтов с засечками], обусловленные процессом писания широким пером, и элементы антиквы нового стиля [Didot, Bodoni, Walbaum и под.], форма которых определяется только процессом гравировки на металле. Форма переходной антиквы практически не имеет связи с антиквой старого стиля и строится по глиптальному принципу, в соответствии с процессом рисования, а затем гравировки металлических пуансонов. Знаки ее имеют больший контраст [отношение толщин вертикальных и гориз. штрихов], соединительные штрихи [горизонтальная или наклонная линия, соединяющая основные штрихи] и засечки [короткий штрих на торце основного штриха] тоньше, чем в антикве старого стиля. скругления [bracket - скругление между засечкой и основным штрихом] засечек в местах соединения с основными штрихами [доминирующий вертикальный или наклонный штрих] слабо выражены. оси овалов [ось симметрии букв овальной формы] у некоторых знаков вертикальные, у некоторых имеют небольшой наклон. Наклон в курсиве [наклонное начертание шрифта с рукописной формой строчных букв] строчных [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] и прописных [заглавные буквы, A B C D …] знаков становится более одинаковым. Угол наклона знаков в курсиве средний. Примеры: Baskerville, Caledonia, ITC Charter, Fournier. См. также Переходная антиква в разделе классификация шрифтов. |
Перл, перль (Pearl) Шрифт, кегль [высота шрифта, размер] которого равен 5 пунктам (\перл1,76 мм в системе pica [типометрическая система применяемая в Америке и Великобритании]; \перл1,88 мм в системе Дидо [европейская единица размера шрифта]). Перл - от франц. perle - жемчужина. |
Перл, перль (Pearl) Шрифт, кегль [высота шрифта, размер] которого равен 5 пунктам (\перль1,76 мм в системе pica [типометрическая система применяемая в Америке и Великобритании]; \перль1,88 мм в системе Дидо [европейская единица размера шрифта]). Перл - от франц. perle - жемчужина. |
Петит (Brevier) Шрифт, кегль [высота шрифта, размер] которого равен 8 пунктам (\петит2,81 мм в системе pica [типометрическая система применяемая в Америке и Великобритании]; \петит3,01 мм в системе Дидо [европейская единица размера шрифта]). Применяется для набора текста в газетах и для набора подписей и примечаний в книгах и журналах. Петит - от франц. petit - малый См. Typographical Mesurement Systems in Comparison |
Петля (Loop) Как правило, замкнутый элемент шрифтовой формы. В основном относится к нижней части латинской строчной g. |
Гражданский шрифт, Петровский шрифт (Civil type, Grazhdansky type) Новый тип шрифта, введённый императором Петром I для печати светских («гражданских») изданий на смену наборному полууставу в результате реформы русского шрифта 1708-1710 гг. Гражданский шрифт был построен на основе латинской антиквы и московской парадной скорописи (гражданского письма). В результате реформы был изменён рисунок букв, модернизирован алфавит, упорядочено применение прописных букв, знаков препинания и европейских арабских цифр, после чего кириллический шрифт стал развиваться параллельно латинскому. В результате реформы кириллица получила большинство стилистических признаков латинской антиквы и тем самым внешний вид книги на русском языке был приближен к европейской книге. Эскизы новых букв предположительно были сделаны самим Петром I, и дальнейший процесс изготовления и корректировки шрифта проходил при его непосредственном участии. По эскизам в Амстердаме и Москве были изготовлены пуансоны [штамп для изготовления матрицы] и матрицы для отливки трех кеглей нового шрифта, после чего указом Петра I было запрещено применять полуустав для издания светской литературы, отчего новый шрифт получил позже свое название. |
Точка, Пиксел (Dot, Pixel) Наименьший элемент поверхности визуализации, например, экрана монитора, которому могут быть независимым образом заданы цвет, интенсивность и другие параметры изображения. См. также растр [двумерный массив пикселей]. ------ Пиксел (Pixel) Наименьший элемент поверхности визуализации, например, экрана монитора, которому могут быть независимым образом заданы цвет, интенсивность и другие параметры изображения. См. также растровый элемент [пиксел]. ------ Растровый элемент, Растровая точка, Пиксел (Pixel) Минимальный элемент структуры растрового изображения или структуры самого растра. См. также пиксел [наименьший элемент визуализации, точка на мониторе]. |
Пиктограмма (Pictоgram) Отдельный элемент пиктографической письменности («рисуночного письма»). Древнейшие образцы относятся к палеолиту. Изображение конкретного предмета, животного, явления природы и т.д., символизирующее некое понятие. В современной культуре пиктограммы используются как дорожные знаки и указатели, спортивные и государственные символы, логотипы компаний и т.д. Пиктограмма - От лат. pictus - нарисованный и grapho - пишу. См. неалфавитные шрифты [шрифты с пиктограммами вместо букв]. |
Плотность очка шрифта (прибл. Compactness) Один из признаков начертания [вариант рисунка шрифта, входящий в одну гарнитуру] шрифта, по которому шрифты в зависимости от зрительного соотношения ширины знаков [расстояние от крайней левой до крайней правой точки] с их высотой делятся на шрифты узкого [шрифт с узкими пропорциями знаков], нормального и широкого [шрифт с расширенными пропорциями знаков] начертания. Плотность очка шрифта по ГОСТ 3489.1-71 определяется отношением ширины знака [расстояние от крайней левой до крайней правой точки] типа строчной буквы «н» к его высоте. См. пропорции шрифта [отношение ширины знака к его высоте] |
Подстрочные знаки (Inferior) Дополнительные знаки в алфавитах некоторых языков, расположенные под буквами. Как правило, это акценты [надстрочный или подстрочный знак]. |
Полиграмма (Polygram) Конструктивная схема для построения группы букв. Полиграмма представляет собой наложение друг на друга букв, подобных по конструкции, например, Н, И, П, Ц или О, С, Э, Ю. При построении шрифта [упорядоченное множество знаков определенной системы письма] полиграмму размножали в необходимом количестве и для каждой буквы удаляли лишние детали общего изображения. Следует подчеркнуть, что подобным способом можно получить только эскиз шрифта или основу для дальнейшего доведения его рисунка, поскольку в полиграмме трудно учесть все тонкие соотношения пропорций [отношение ширины знака к его высоте], оптические компенсаторы и другие элементы шрифтовой формы, которые отличают качественно спроектированный шрифт. |
Политипаж, Флерон (Picture, Fleuron) Монолитная гартовая или ксилографская печатная форма, несущая рисунок преимущественно символического или аллегорического характера или орнаментальную композицию и предназначенная для многократного применения в различных изданиях. В цифровой типографике - единица неалфавитного шрифта [шрифты с пиктограммами вместо букв], изображающая предмет, живое существо, пейзаж, жанровую сцену и т.д. |
Полуапрош (Sidebearing) Расстояние от крайней боковой точки очка [отпечаток литеры на бумаге, изображение буквы] до ближайшей стенки литеры [буква в металле]. При проектировании шрифта под полуапрошем понимается расстояние от экстремальной точки контура знака [граница изображения знака] до ближайшего габарита (края) кегельной площадки [прямоугольник, в который вписывается изображение знака]. Каждый шрифтовой знак имеет два полуапроша - левый и правый. Их размеры определяют расстояние до соседних знаков в наборе. Часто полуапроши неправильно называют апрошами [расстояние между соседними знаками]. |
Полужирное начертание (Demi bold, Semi bold) Начертание шрифта, по насыщенности [отношение толщины штрихов к высоте знака] промежуточное между нормальным и жирным [bold, служит для выделения информации в тексте]. |
Полукруглая шпация, Полукегельная, Эн, Полуэм (En space, En quad) Пробельный элемент, высота которого равна кеглю [высота шрифта, размер], а ширина равна половине круглой шпации [пробельный элемент, равный по ширине и высоте прописной "М"] (Em space), то есть половине кегля данного шрифта (примерно равна ширине строчной n). |
Полукруглая шпация, Полукегельная, Эн, Полуэм (En space, En quad) Пробельный элемент, высота которого равна кеглю [высота шрифта, размер], а ширина равна половине круглой шпации [пробельный элемент, равный по ширине и высоте прописной "М"] (Em space), то есть половине кегля данного шрифта (примерно равна ширине строчной n). |
Полуовал (Bowl) Часть буквы. Изогнутый штрих [линии, составляющие знак шрифта], образующий полуовал в буквах «Б», «В», «З», «Р», «Ь» и т.д. См. овал [замкнутая форма некоторых знаков или их частей, образующая окружность]. |
Полуунциал (Half-uncial) Упрощенная форма унциального письма, возникшая ок. VI в. из соединения форм унциала [средневековый рукописный шрифт] и римского курсива [бытовой шрифт периода римской империи]. Первая ступень перехода к минускульному письму [строчные буквы в древних рукописях]. Характерно появление верхних и нижних выносных элементов [верхний и нижний выносные эл-ты Ascender и Descender] букв, зачатков строчных [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] букв. |
Полуустав (Poluustav, Half-Ustav) Более скорописная форма кириллического книжного письма, пришедшая на смену уставу [ранняя форма кириллического письма] и известная с XIV в. В полууставе применяются прописные [заглавные буквы, A B C D …] и строчные [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] буквы, много лигатур [знак, объединяющий несколько букв. К примеру: ae, oe, fi, fl …] и надстрочных знаков [дополнительные знаки, акценты, расположенные над буквами]. Знаки более мелкие, основные штрихи [доминирующий вертикальный или наклонный штрих] строчных слегка изогнутые, без засечек [короткий штрих на торце основного штриха], длинные выносные элементы [верхний и нижний выносные эл-ты Ascender и Descender]. На основе полуустава московскими первопечатниками Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем был разработан наборный шрифт, которым была набрана в 1564 г. первая московская датированная книга «Деяния апостолов». После шрифтовой реформы Петра I нач. XVIII в. наборный полуустав сохранился только в литургических книгах. В ХIХ-ХХ вв. на основе полуустава было разработаны новые наборные кириллические шрифты. |
Полукруглая шпация, Полукегельная, Эн, Полуэм (En space, En quad) Пробельный элемент, высота которого равна кеглю [высота шрифта, размер], а ширина равна половине круглой шпации [пробельный элемент, равный по ширине и высоте прописной "М"] (Em space), то есть половине кегля данного шрифта (примерно равна ширине строчной n). |
Постановка очка (Posture) Одна из характеристик начертания [вариант рисунка шрифта, входящий в одну гарнитуру]. Угол наклона знаков относительно линии шрифта [воображаемая линия, на которой располагаются буквы]. По положению очка наборные шрифты делятся на прямые и наклонные (см. прямые [начертание в котором основные штрихи расположены вертикально] и наклонные [механически или программно наклоненный шрифт, не отличается строением букв от прямого начертания] начертания). В шрифтах латиницы [алфавит A..Z - латинская система письма] и кириллицы [славянская азбука, которая легла в основу русского , болгарского, македонского и др языков] с направлением письма слева направо наклонные (курсивные [наклонное начертание шрифта с рукописной формой строчных букв]) начертания обычно наклонены вправо, поэтому правый наклон считается прямым. Левый наклон встречается очень редко (главным образом в картографических шрифтах) и считается обратным. В шрифтах с направлением письма справа налево (арабских, еврейских) нормальным может считаться левый наклон, хотя это и необязательно. |
ПостСкрипт (PostScript) Компьютерный язык описания страниц, разработанный компанией Adobe Systems для применения в профессиональных устройствах для печати (принтерах). Описывает элементы изображений, включая шрифт, не как ряды точек, а как серию геометрических форм, с которыми возможны различные преобразования. Шрифты формата [способ описания формы букв и кодирования цифрового шрифта] type 1 [формат цифровых шрифтов] описываются с помощью языка ПостСкрипт. Подробнее о формате PostScript Type 1 в разделе Форматы. |
ПостСкрипт Тайп 1 (PostScript Type 1) формат [способ описания формы букв и кодирования цифрового шрифта] цифровых шрифтов, разработанный компанией Adobe. Подобно шрифтам TrueType, шрифты PostScript Type 1 хранятся в виде масштабируемых контуров, которые позволяют выводить тексты любого кегля как на экране, так и на выводных устройствах любого разрешения. Для описания контура знаков [граница изображения знака] в формате применяются кубические кривые [математические кривые третьего порядка] (сплайны [математическая кривая, плавно соединяющая отдельные точки] третьего порядка). В большинстве этих шрифтов имеется информация о хинтах [информация, о том как правильно должен отображаться шрифт при выводе], что позволяет генерировать для устройств низкого разрешения шрифты более высокого качества. См. также о формате PostScript Type 1 в разделе Технология. |
Присоединение (Link) штрих [линии, составляющие знак шрифта], соединяющий один элемент буквы с другим, например, верхнюю и нижнюю части латинской строчной g. |
Пробельные элементы (Space) В металлическом наборе - любые непечатающие элементы, применяемые в процессе набора (шпации, шпоны, реглеты, бабашки, макзаны) для набора в разрядку, образования межсловных пробелов, абзацных отступов, отбивок, неполных строк и т.п. В цифровом наборе все эти операции задаются с клавиатуры компьютера с помощью клавиш пробела (Space), возврата каретки (Enter) и других. В системе Юникод рарезервированы специальные коды для пробельных элементов, которые можно использовать в наборе в приложениях, поддерживающих Юникод. |
Прописные буквы (Capital, Upper case, Uc) Буквы, отличающиеся от строчных [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] высотой, а иногда и формой. С прописных букв начинают первое слово в предложении, имена собственные и другие слова, в соответствии с орфографией данного языка. Английское название объясняется тем, что английские наборщики традиционно работали из двух наборных касс - верхней (Upper case) и нижней (lower case). Прописные литеры [буква в металле] располагались в верхней кассе, а строчные в нижней. |
Прописные и строчные (Upper and lower case, U&lc) Шрифт, содержащий в комплекте как прописные, так и строчные варианты алфавитных знаков. Набор прописными [заглавные буквы, A B C D …] и строчными [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку]: нормальный способ набора текста в латинской, кириллической и греческой (а также армянской) системах письма. |
Пропорции шрифта (Proportion) Отношение ширины [расстояние от крайней левой до крайней правой точки] и высоты знаков шрифта. Измеряется, как правило, по внешним контурам основных штрихов [доминирующий вертикальный или наклонный штрих] знака «Н». Изменения этого отношения образуют сверхузкое (Extra Condensed), узкое [шрифт с узкими пропорциями знаков] (Condensed), нормальное (Normal), широкое [шрифт с расширенными пропорциями знаков] (Extended), сверхширокое (Extra Wide) начертания. Могут быть и другие степени изменения пропорций. |
Пропорциональный шрифт (Proportionaly spaced type) Шрифт, ширины [расстояние от крайней левой до крайней правой точки] знаков которого варьируются в зависимости от конструкции букв (в отличие от моноширинного шрифта [все знаки шрифта имеют одинаковую ширину. Пример: Courier]). |
Прямое начертание (Roman, Upright) начертание [вариант рисунка шрифта, входящий в одну гарнитуру] шрифта,в котором большинство основных штрихов [доминирующий вертикальный или наклонный штрих] у знаков расположены вертикально, то есть под прямым углом к линии шрифта [воображаемая линия, на которой располагаются буквы]. Как правило, применяется для набора основного текста, поэтому наз. основным начертанием. См. также наклонное начертание [механически или программно наклоненный шрифт, не отличается строением букв от прямого начертания] и курсив [наклонное начертание шрифта с рукописной формой строчных букв]. |
Карон, «Птичка», Хачек, Шеврон, Чешский акцент (Caron, Hacek) Один из верхних акцентов [надстрочный или подстрочный знак]. Напоминает уголок, направленный вниз. Применяется над гласными и согласными в литовском, словацком, словенском, хорватском, чешском и др. языках. |
Пуансон, пунсон (Punch) Стальной брусок прямоугольного сечения с выпуклым изображением буквы или знака, с помощью которого изготавливается матрица [металлическая деталь с углублённым изображением очка, с помощью кот. отливается литера] для отливки литеры [буква в металле]. См. также контрпуансон [штамп для изготовления внутрибуквенного углубления в пуансоне]. Пуансон - от фр. poinçon. |
Пуансонист, Гравер-пуансонист (Punchcutter) Человек, гравирующий пуансоны [штамп для изготовления матрицы]. |
Пункт Дидо (Didot point) Единица измерения шрифта и элементов полосы набора, принятая в Европе (кроме Великобритании). В системе Дидо пункт равен 0,3759 мм. Соотношение размеров в различных системах смотрите на {{ref}}Сравнительной схеме{{/ref}}. |
Пункт типографский (Point) Единица измерения шрифта и элементов полосы набора. В cистеме Дидо пункт равен ок. 0,376 мм, а в англо-американской системе [типометрическая система применяемая в Америке и Великобритании] - ок. 0,351 мм. Соотношение размеров в различных системах смотри на {{ref}}Сравнительной схеме{{/ref}} |
Пуансон, пунсон (Punch) Стальной брусок прямоугольного сечения с выпуклым изображением буквы или знака, с помощью которого изготавливается матрица [металлическая деталь с углублённым изображением очка, с помощью кот. отливается литера] для отливки литеры [буква в металле]. См. также контрпуансон [штамп для изготовления внутрибуквенного углубления в пуансоне]. Пуансон - от фр. poinçon. |
Главная |