Энциклопедия "Авиация" (1998)
Статьи на букву "Б" (часть 2, "БЕЛ"-"БОК")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 2, "БЕЛ"-"БОК")

Беляев Виктор Николаевич

Беляев Виктор Николаевич.

В. Н. Беляев

Беля́ев Виктор Николаевич (1896—1953) — советский учёный, один из основоположников науки о прочности металлических самолётов, авиаконструктор, профессор (1949), доктор технических наук (1940). В 1920—23 учился в Московском политехническом институте и Московском государственном университете. С 1922 занимался расчётами на прочность самолётов в разных КБ и Центральном аэрогидродинамическом институте (с 1926, с перерывом в 1941—43). В 1926—34 разработал метод расчёта на прочность прямого свободнонесущего крыла с жёсткой обшивкой. Предложил метод расчёта критической скорости флаттера и способ повышения этой скорости — установку противофлаттерных грузов в носовой части крыла (1933—36). В 1934—37 создал три планёра, воплотив в них свои идеи о флаттероустойчивости. В 1939 Б. — главный конструктор завода, на котором построен дальний бомбардировщик ДБ-ЛК, внешне напоминающий «летающее крыло» (см. рис.). В 1941—44 начальник расчётного бюро и отдела прочности на заводе. Затем работал в Центральном аэрогидродинамическом институте (в 1946—51 начальник отдела). Награждён 2 орденами Трудового Красного Знамени, медалями.

Литература:

Еленевский Г. С., В. Н. Беляев, в кн.: Прочность летательных аппаратов, М., 1967 (Труды ЦАГИ, в. 1069).

Экспериментальный бомбардировщик ДБ‑ЛК В. Н. Беляева.

Экспериментальный бомбардировщик ДБ‑ЛК В. Н. Беляева.

Беляков Александр Васильевич

Беляков Александр Васильевич.

А. В. Беляков

Беляко́в Александр Васильевич (1897—1982) — советский штурман, специалист по аэронавигации, доктор географических наук (1938), генерал-лейтенант авиации (1943). Герой Советского Союза (1936). В Советской Армии с 1919. Окончил военное училище (1917), фотограмметрическую школу (1921). В 1930—35 преподаватель и начальник кафедры Военно-воздушной академии Рабоче-крестьянской Красной Армии имени профессора Н. Е. Жуковского (ныне Военно-воздушная инженерная академия им. профессора Н. Е. Жуковского). Совместно с Г. Ф. Байдуковым и В. П. Чкаловым совершил перелёты: Москва — остров Удд (ныне остров Чкалов), 1936; Москва—Северный полюс — Ванкувер (США), 1937. В 1936—39 флаг-штурман дальнебомбардировочной авиации и флаг-штурман военно-воздушных сил. С 1940 заместитель начальника Военной академии командного и штурманского состава военно-воздушных сил Красной Армии (ныне Военно-воздушная академия им. Ю. А. Гагарина), во время Великой Отечественной войны начальник ряда военных авиационных учебных заведений. В 1945—60 начальник факультета Военно-воздушной академии, с 1960 профессор Московский физико-технического института. Автор многих научных трудов по аэронавигации. Депутат Верховного Совета СССР в 1937—46. Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Трудового Красного Знамени, 3 орденами Красной Звезды, медалями.

Сочинения:

В полет сквозь годы, М., 1981.

Беляков Ростислав Аполлосович

Беляков Ростислав Аполлосович.

Р. А. Беляков

Беляко́в Ростислав Аполлосович (р. 1919) — советский авиаконструктор, академик АН СССР (1981; член-корреспондент 1974), дважды Герой Социалистического Труда (1971, 1982). После окончания Московского авиационного института (1941) в опытном КБ А. И. Микояна на инженерно-конструкторских должностях; с 1971 генеральный конструктор этого опытного КБ. Под руководством Б. создан ряд экспериментальных самолётов и серийных авиационных комплексов различного назначения, в том числе фронтовой истребитель МиГ-29, истребитель-перехватчик МиГ-31. Б. решены важные проблемы в области создания конструкции самолётов, работающих в условиях значительного аэродинамического нагревания, применения крыла с изменяемой стреловидностью в полете, систем управления сверхзвуковыми самолётами, повышения манёвренности самолётов. Под его руководством отработаны эффективные комплексы бортового оборудования, проведены исследования в области аэро- и газодинамики, динамики полёта, прочности, аэроупругости, конструкционных материалов и технологии самолётостроения. Золотая медаль им. А. Н. Туполева (1987). Депутат Верховного Совета СССР в 1974—89. Ленинская премия (1972), Государственная премия СССР (1952, 1989). Награждён 4 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почёта», медалями. Бронзовый бюст в г. Муроме Владимирской области. См. статью МиГ.

Белянин Петр Николаевич

Белянин Петр Николаевич.

П. Н. Белянин

Беля́нин Петр Николаевич (р. 1926) — советский учёный в области технологии авиастроения, член-корреспондент АН СССР (1984). Окончил Харьковский авиационный институт (1949). Работал на самолётостроительном заводе. С 1956 в научно-исследовательском институте технологии и организации производства (с 1973 начальник института, с 1990 — директор научно-технического центра института). Основные труды в области автоматизирования проектирования и реализации технологий в самолётостроении с помощью электронно-вычислительных машин. Под его руководством созданы отечественный промышленный робот УМ-1 и гибкая производственная система АЛПЗ-1, выпускающая корпусные детали летательных аппаратов. Ленинская премия (1980), Государственная премия СССР (1986). Награждён 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», медалями.

Белянский Александр Александрович

Белянский Александр Александрович.

А. А. Белянский

Беля́нский Александр Александрович (1906—1981) — государственный и хозяйственный деятель, генерал-майор инженерно-авиационной службы (1944), Герой Социалистического Труда (1945). По окончании Днепропетровского металлургического. института (1930) работал инженером, помощником начальника цеха на заводе имени Г. И. Петровского (в Днепропетровске). В 1938—41 главный механик, начальник производства Воронежского авиационного завода, где при его непосредственном участии налажен серийный выпуск ряда самолётов, в том числе штурмовиков Ил-2. В 1942—55 директор Московского авиационного завода № 30 и Куйбышевского авиационного завода № 18, производивших в годы Великой Отечественной войны штурмовики Ил. В 1955—72 на различных руководящих должностях. Депутат Верховного Совета СССР в 1946—58. Государственная премия СССР (1949). Награждён 4 орденами Ленина, 3 орденами Трудового Красного Знамени, медалями.

Бензин авиационный

Бензи́н авиацио́нный — см. в статье Топливо авиационное.

Береговой Георгий Тимофеевич

Береговой Георгий Тимофеевич.

Г. Т. Береговой

Берегово́й Георгий Тимофеевич (р. 1921) — советский лётчик-испытатель, генерал-лейтенант авиации (1977), дважды Герой Советского Союза (1944, 1968), лётчик-космонавт СССР (1968), кандидат психологических наук (1975), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1961), заслуженный мастер спорта СССР (1969). Окончил Ворошиловградскую школу авиационных лётчиков имени Пролетариата Донбасса (1941). Участник Великой Отечественной войны. В ходе войны был лётчиком, командиром эскадрильи штурмового авиаполка, совершил 185 боевых вылетов. После войны окончил Высшие офицерские курсы и курсы лётчиков-испытателей (1948), Военно-воздушную академию (1956; ныне имени Ю. А. Гагарина). В 1948—64 работал лётчиком-испытателем в научно-исследовательском институте военно-воздушных сил. Провёл государственные испытания самолётов МиГ, Ла, Як, Ту (в том числе на критичных режимах полёта). Летал на самолётах свыше 60 типов. В 1964—72 в отряде космонавтов. В 1968 совершил полёт в космос. В 1972—87 начальник Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина. Депутат Верховного Совета СССР в 1970—84. Золотая космическая медаль и медаль имени Ю. А. Гагарина (ФАИ). Государственная премия СССР (1981). Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Краевого Знамени, орденами Александра Невского, Богдана Хмельницкого 3-й степени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, Медалями, а также иностранными орденами. Бронзовый бюст в г. Енакиево Донецкой области.

Сочинения:

Угол атаки, М., 1971;

О времени и о себе, М., 1982.

Литература:

Сомов Г. А., Третья высота, 2 изд., М., 1983.

Березин Михаил Евгеньевич

Березин Михаил Евгеньевич.

М. Е. Березин

Бере́зин Михаил Евгеньевич (1906—1950) — советский конструктор авиационного стрелково-пушечного вооружения. Окончил Ленинградский военно-механический институт (1934). Работал на Тульском оружейном заводе. С 1935 в КБ, где разработал 12,7-м авиационный синхронный пулемёт БС. На базе этого пулемёта создан и принят на вооружение военно-воздушных сил в 1941 универсальный пулемёт УБ. Принимал участие в создании авиационных пушек, в том числе Б-20. Государственная премия СССР (1941, 1946). Награждён орденами Ленина, Суворова 2-й степени, Кутузова 1-й степени, 2 орденами Трудового Красного Знамени, медалями.

Березняк Александр Яковлевич

Березняк Александр Яковлевич.

А. Я. Березняк

Березня́к Александр Яковлевич (1912—1974) — советский конструктор в области летательных аппаратов, доктор технических наук (1968), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1973). С 1931 в авиационной промышленности. После окончания Московский авиационный институт (1938) работал в опытном КБ В. Ф. Болховитинова, где совместно с А. М. Исаевым создал (1942) первый советский ракетный самолёт БИ с жидкостным ракетным двигателем (см. рис.). С 1957 главный конструктор. Под руководством Б. создан ряд образцов авиационной техники. Ленинская премия (1962), Государственная премия СССР (1970). Награждён орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, медалями.

Экспериментальный реактивный истребитель-перехватчик БИ.

Экспериментальный реактивный истребитель-перехватчик БИ.

Бериев Георгий Михайлович

Бериев Георгий Михайлович.

Г. М. Бериев

Бери́ев Георгий Михайлович (Бериашвили) (1903—1979) — советский авиаконструктор, доктор технических наук (1961), генерал-майор инженерно-технической службы (1951). Окончил Ленинградский политехнической институт (1930). Под руководством Б. в ЦКБ был создан гидросамолёт МБР-2 (1932), что явилось важным этапом в развитии отечественной гидроавиации. В 1934—68 Б. главный конструктор опытного КБ морского самолётостроения в Таганроге. В эти годы созданы гидросамолёты МП-1, МДР-5, МБР-7, Бе-6 с поршневыми двигателями и реактивные Р-1 и Бе-10, самолёты-амфибии Бе-8 и Бе-12, корабельные катапультные самолёты Бе-2 и Бе-4 и сухопутный пассажирский самолёт Бе-30. Государственная премия СССР (1947, 1968). Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Трудового Красного Знамени, медалями. Имя Б. носит Таганрогский авиационный научно-технический комплекс. См. статью Бе.

Бериллиевые сплавы

Бери́ллиевые спла́вы. В промышленных масштабах Б. с. начали применять в 50-х гг. Основное направление в использовании Б. с. — создание конструкционных материалов для летательных аппаратов. Ряд Б. с. системы бериллий — алюминий (алюминия 24—43%), получивших название «локэллой», разработан американским концерном «Локхид». Эти сплавы обладают многие ценными свойствами: малой плотностью, высокой пластичностью, сравнительно небольшой чувствительностью к поверхностным дефектам. Сплавы не требуют химического травления после обработки резанием. Большой диапазон значений модуля упругости, прочности и пластичности, характерный для этих Б. с., обеспечивает широкую сферу их применения.

Достаточно большое распространение получили конструкционные Б. с. системы алюминий — бериллий — магний (АБМ), содержащие 10—70% бериллия и 2—9% магния; эти Б. с. разработаны И. Н. Фридляндером, Р. С. Амбарцумяном, К. П. Яценко совместно с А. В. Новосёловой. Сплавы АБМ в зависимости от содержания бериллия имеют плотность 2000—2400 кг/м3, модуль упругости 120—240 ГПа, характеризуются высокой удельной прочностью и жёсткостью, повышенным сопротивлением повторным, акустическим и ударным нагрузкам, малой чувствительностью к концентраторам напряжений.

Основной метод получения изделий и полуфабрикатов из Б. с. — порошковая металлургия; иногда для этой цели применяется литьё. Высокопрочные дисперсноупрочнённые Б. с. (см. Дисперсноупрочнённые материалы) получают обработкой горячепрессованных заготовок давлением в стальных оболочках при 1010—1175°С. Изделия из Б. с.: прутки, трубы, конусы, листы, профили и т. д. Созданные материалы на основе бериллия способны работать длительное время при 1100—1550°С и короткое время при 1700°С; эти материалы представляют собой интерметаллические соединения бериллия (с ниобием, танталом, цирконием).

Бериллий используется также для изготовления слоистых и композиционных материалов бериллий — алюминий, бериллий — титан и др., обладающих ценным сочетанием свойств.

Литература:

Папиров И. И., Бериллий — конструкционный материал, М., 1977.

И. Н. Фридляндер, Г. В. Кирсанов.

Бернулли Даниил

Бернулли Даниил.

Д. Бернулли

Берну́лли Даниил (Bernoulli) (1700—1782) — швейцарский учёный в области математики, механики, физиологии, медицины, академик (1725), иностранный почётный член Петербургской АН (1733). Один из основоположников теоретической гидродинамики. Вывел основное уравнение стационарного движения идеальной несжимаемой жидкости, находящейся под действием только сил тяжести (см. Бернулли уравнение). Разрабатывал кинетическое представления о газах.

Сочинения:

Гидродинамика, или Записки о силах и движениях жидкостей, пер. [с лат.], Л., 1959.

Бернулли уравнение

Берну́лли уравне́ние в аэро- и гидродинамике — соотношение, связывающее газо- или гидродинамические переменные вдоль линии тока установившегося баротропного [ρ = ρ(p)] течения идеальной жидкости или газа в потенциальном поле массовых сил (F = ‑gradΠ, где Π — потенциал):

Π + V2/2 + ∫dp/ρ = C,

где V — скорость, p — давление, ρ — плотность, С — постоянная, которая сохраняет своё значение неизменным вдоль линии тока, но может менять его при переходе от одной линии тока к другой. Получено Д. Бернулли в 1738 (отсюда название) для потока несжимаемой жидкости в гравитационном поле Земли, действующем вдоль оси z (Π = gz, где g — ускорение свободного падения), в виде z + V2/2g + p/(ρg) = const. Каждый член этого уравнения имеет размерность длины и допускает физическую интерпретацию: z — геометрическая высота или высота слоя жидкости над некоторой горизонтальной плоскостью; V2/2g — скоростная высота или высота, при свободном падении с которой в пустоте частица жидкости достигла бы скорости V; p/(ρg) — пьезометрическая высота или высота столба жидкости, у подножия которого давление равно р. Следовательно, вдоль линии тока сумма геометрической, скоростной и пьезометрической высот остаётся постоянной. Значение Б. у. состоит в том, что оно позволяет по известному полю скоростей рассчитать поле давления. Б. у. является интегралом Эйлера уравнений (отсюда другое название Б. у. — интеграл Бернулли). Б. у. называется также интеграл энергии уравнения Π + h + V2/2 = const (h — энтальпия), справедливый для потока идеального газа в отсутствие источников и стоков энергии.

В. А. Башкин.

Беспилотный летательный аппарат

Беспило́тный лета́тельный аппара́т — летательный аппарат без экипажа на его борту, предназначенный для управляемых или неуправляемых полётов. По назначению Б. л. а. могут быть научно-исследовательскими, народно-хозяйственными, спортивными и военными. Различают одно- и многоразовые Б. л. а. Управление Б. л. а. осуществляется с помощью бортовых программных устройств или дистанционно по радио — дискретно или непрерывно (в последнем случае Б. л. а. называется дистанционно-пилотируемым летательным аппаратом).

Бессонов Анатолий Алексеевич

Бессонов Анатолий Алексеевич.

А. А. Бессонов

Бессо́нов Анатолий Алексеевич (1892—1983) — советский конструктор авиационных двигателей. Окончил Петроградский политехнический институт (1915). С 1922 работал на авиамоторном заводе «Икар» (впоследствии завод № 24 им. М. В. Фрунзе). Здесь под его руководством освоено производство поршневых двигателей М-5, разработаны М-15 (первый советский высотный поршневой двигатель с приводным нагнетателем для наддува) и М-26, ряд опытных поршневых двигателей. Был необоснованно репрессирован и в 1931—33, находясь в заключении, работал в особом техбюро ОГПУ, где разрабатывались опытные поршневые двигатели дизели марки ФЭД. В 1935—50 главный конструктор Центрального института авиационного моторостроения. В 1940 под его руководством построен оригинальный 36-цилиндровый двигатель М-300, являвшийся в то время наиболее мощным двигателем (2200 кВт). Награждён орденом Красной Звезды, медалями.

"Бесхвостка"

«бесхво́стка» — схема самолёта, отличающаяся отсутствием у него горизонтального оперения (см. статью Аэродинамическая схема).

БИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бимс

Отсек фюзеляжа самолёта с бимсами, усиливающими вырез (люк) на нижней поверхности.

Отсек фюзеляжа самолёта с бимсами, усиливающими вырез (люк) на нижней поверхности.

бимс (англ. beams, мн. ч. от beam — бревно, балка, перекладина) — элемент усиления больших вырезов в конструкции каркаса летательного аппарата (см. рис.). Выполняется в виде балки коробчатого сечения и служит для обеспечения общей жёсткости и прочности контура выреза благодаря образованию единой силовой рамы вокруг него. Одновременно Б. воспринимает значительные местные нагрузки от замков и петель грузовых рамп, створок и дверей. Обычно применяется в самолётах, имеющих большие вырезы в фюзеляже для грузовых дверей, погрузочных рамп и грузоотсеков.

Биотелеметрия

Биотелеметри́я (от греч. bíos — жизнь, tḗle — далеко и metréō — измеряю) в авиации — способ непрерывного оперативного медицинского контроля и прогнозирования психофизиологического состояния лётчика в полёте. Данные Б. способствуют физиологическому нормированию лётной нагрузки; выявлению и устранению дефектов предполётного медицинского контроля и врачебно-лётной экспертизы; обоснованию индивидуальной экспертной оценки профессиональной пригодности, диагностике предболезненных состояний, случаев внезапной потери сознания и реконструкции состояния лётчика в период, предшествующий критическому моменту полёта. Наблюдение за психофизиологическим состоянием лётчика в полёте может осуществляться визуально по видеотелевизионному монитору. Физиологические параметры жизнедеятельности лётчика от специальных датчиков передаются с борта летательного аппарата через радиостанцию на землю. Все данные анализируются врачом совместно с руководителем полёта. При возникновении опасных отклонений в состоянии лётчика (угроза потери сознания, предынфарктные изменения и др.) принимается решение о досрочном прекращении полётного задания. Биотелеметрические показатели лётчика записываются на бортовые и наземные магнитные накопители и учитываются совместно с данными других специалистов при анализе причин лётных происшествий.

Во врачебном контроле лётного состава Б. массового распространения пока не получила. За рубежом биотелеметрической аппаратурой оборудованы единичные самолёты-лаборатории, используемые в исследовательских целях и в работе врачебно-лётных комиссий. В нашей стране Б. используется при медицинском обеспечении безопасности космических полётов; разрабатываются технические решения для внедрения методов и средств Б. (в том числе бесконтактных систем) в авиации.

В. В. Литовченко, И. Д. Малинин.

Биплан

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бирнбаум Эрнст Карлович

Бирнбаум Эрнст Карлович.

Э. К. Бирнбаум

Бирнба́ум Эрнст Карлович (1894—1965) — советский воздухоплаватель. Участник 1-й мировой и Гражданской войн. Окончил Высшие воздухоплавательные командирские курсы (1920), Высшую воздухоплавательную школу (1923) и работал инструктором в высших учебных заведениях военно-воздушных сил. В 1929—30 начальник Воздухоплавательной школы Осоавиахима в Москве. В 1938—40 командир учебно-опытной эскадры дирижаблей ГВФ. Во время Великой Отечественной войны командир дивизии аэростатов заграждения в Москве. Совершил ряд полётов на свободных аэростатах. Пилотировал (совместно с Г. А. Прокофьевым и К. Д. Годуновым) стратостат «СССР-1», достигший высоты 19 км (1933). Награждён 2 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.

Бисноват Матус Рувимович

Бисноват Матус Рувимович.

М. Р. Бисноват

Би́сноват Матус Рувимович (1905—1977) — советский авиаконструктор, доктор технических наук (1965), Герой Социалистического Труда (1975). После окончания Московского авиационного института (1931) — в авиационной промышленности. С 1938 главный конструктор опытного КБ Центрального аэрогидродинамического института, где под его руководством были созданы экспериментальные самолёты СК-1 и СК-2. В 1941—48 главный конструктор ряда авиационных заводов; руководил выпуском истребителей ЛаГГ-3, разработкой новой авиационной техники. С 1948 Б. работал над созданием первых отечественных беспилотных летательных аппаратов. Под руководством Б. разработаны и внедрены в серийное производство теплостойкие металлокерамические соединения, специальные виды обработки титановых сплавов и др. Ленинская премия (1966), Государственная премия СССР (1973). Награждён 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями.

"БИЧ"

Административный самолёт «Старшип» 1.

Рис. 1. Административный самолёт «Старшип» 1.

«БИЧ», «Бичкрафт» (Beech Aircraft Corp.), — самолётостроительная фирма США. Основана в 1932, с 1980 дочернее отделение фирмы «Рейтеон» (Raytheon Co.). Во время 2-й мировой войны строила учебно-тренировочные самолёты AT-10, а также лёгкие бомбардировщики и штурмовики других фирм. После войны начала выпускать лёгкий административный самолёт «Бонанза» 35 с поршневым двигателем и V-образным оперением (первый полёт в 1945, построено более 11 тыс.). В 80-х гг. выпускала административные и лёгкие транспортные самолёты свыше 20 типов, в том числе с поршневым двигателем — «Дачесо», «Барон», «Дьюк», с турбовинтовым двигателем — «Кинг эр» и «Супер кинг эр» и учебно-тренировочный самолёт Т-34С (1973). К 1990 построено около 49,5 тыс. самолётов. В 1935 начат выпуск воздушных мишеней. Наибольшее распространение получили сверхзвуковые мишени типа AQM-37A с жидкостным ракетным двигателем (1959), запускаемые с самолёта-носителя. В 1986 построен турбовинтовой административный самолёт «Старшип» I аэродинамической схемы «утка» на 8—11 пассажирских мест, выполненный почти полностью из композиционных материалов (рис. 1). С 1985 фирма выпускает административный самолёт «Бичджет» 400 А (рис. 2) с двумя турбореактивными двухконтурными двигателями на семь пассажирских мест (самолёт разработан фирмой «Мицубиси»).

Административный самолёт «Бичджет» 400 А.

Рис. 2. Административный самолёт «Бичджет» 400 А.

-----------------------------------

БИЧ — обозначение планёров и самолётов конструкции Б. И. Черановскаго.

Блерио Луи

Блерио Луи.

Л. Блерио

Блерио́ Луи (Blériot) (1872—1936) — французский авиаконструктор, один из пионеров авиации. Окончил Центральную школу гражданских инженеров в Париже. В 1906 вместе с Г. Вуазеном основал авиамастерские, ставшие позже фирмой «Блерио аэронотик» (Blériot Aéronautique). В 1907 на самолёте схемы «утка» Б. совершил короткие подлёты, на самолёте «Стрекоза» (с тандемным расположением крыльев) — полёты на расстояние до 184 м, а на Блерио VII — до 500 м. В 1908 на усовершенствованном моноплане Блерио VIII выполнен 14-километровый перелёт за 11 мин. 25 июля 1909 Б. на моноплане Блерио XI с поршневым двигателем мощностью 18,4 кВт первым перелетел через пролив Ла-Манш (38 км за 36,5 мин). Варианты этого самолёта выпускались большими сериями и широко использовались Францией и Великобританией в начале 1-й мировой войны. На самолёте Блерио XII впервые совершён полёт с двумя пассажирами (1909), а на Блерио XIII — полёт с 9 пассажирами (1911). В 1914—19 выпускались в основном истребители марки СПАД (в том числе СПАД VII и широко применявшийся во многие странах СПАД XIII), позже — различные военные, транспортные и спортивные самолёты, в том числе пассажирские самолёты СПАД 33 и СПАД 56. В 1932 на самолёте В-110 установлен мировой рекорд дальности по замкнутому маршруту — 10 601 км. В 1936 фирма Б. была национализирована. Б. имел французское свидетельство пилота № 1. В его честь в 1936 учреждена медаль Международной авиационной федерации (см. Награды Международной авиационной федерации).

Моноплан Блерио VII (Франция).

Моноплан Блерио VII.

Разведчик Блерио XI (Франция).

Разведчик Блерио XI.

Блистер

Бли́стер (от англ. blister — волдырь)— устанавливаемый на фюзеляже полый обтекаемый выступ из оптически прозрачного материала для обеспечения членам экипажа необходимого обзора, например, при работе с прицельной аппаратурой (военная авиация), поиске рыбных косяков, ведении визуальной ледовой разведки и т. п. (гражданская авиация).

"Блок"

«Блок» (Avions Marcel Bloch) — см. «Дассо».

Блок М.

Блок М. (Bloch) — см. Дассо М.

"Блом унд Фосс"

«Блом унд Фосс» (Blohm und Voß Schiffswerft, Abteilung Flugteugbau) — самолётостроительная фирма Германии. Образована в 1933 как отделение одноимённой кораблестроительной фирмы. После 2-й мировой войны воссоздана в ФРГ под названием «Гамбургер флюгцойгбау» (Hamburger Flugzeugbau GmbH, HFB). С 1969 предприятия фирмы входят в концерн «Мессершмитт-Бёльков-Блом». Первая продукция — учебные бипланы. Затем были разработаны почтовый самолёт Ha 139, пикирующий бомбардировщик Ha 135, патрульная летающая лодка BV 138 с тремя поршневыми двигателями (первый полёт в 1936), разведывательный самолёт асимметричной схемы BV 141 (1938), тяжёлая летающая лодка BV 222 с шестью поршневыми двигателями (1940), применявшаяся во время 2-й мировой войны как разведывательный и военно-транспортный самолёт.

"Блэкберн"

Бомбардировщик Блэкберн «Кенгуру» (Великобритания).

Бомбардировщик Блэкберн «Кенгуру».

«Блэ́кберн» — самолёто- и двигателестроительная фирма Великобритании. Основана в 1910 (с 1910 Blackburn Aeroplane and Motor Co Ltd, с 1936 Blackburn Aircraft Ltd, с 1949 Blackburn Aircraft and General Aircraft Ltd, с 1959 Blackburn Group Ltd). В 1949 объединилась с фирмой «Дженерал эркрафт», в 1960 вошла в состав концерна «Хокер Сидли». В годы 1-й мировой войны фирма создала тяжёлый бомбардировщик «Кенгуру» (1918, см. рис.). В 20—40-х гг., выпускала палубные самолёты «Дарт» (1921) «Скьюа» (1937), «Файрбрэнд» (1942) и др. В числе разработок фирмы военно-транспортный самолёт «Беверли» с четырьмя поршневыми двигателями (1950, построено около 50) и реактивный бомбардировщик «Бакканир» (1958), производство которого было продолжено концерном «Хокер Сидли». Выпускала поршневые двигатели и газотурбинные двигатели.

Богданов Пётр Алексеевич

Богданов Пётр Алексеевич.

П. А. Богданов

Богда́нов Пётр Алексеевич (1882—1939) — советский государственный деятель. Участник революции 1905—07 и революции 1917. Окончил Московское высшее техническое училище (1909); ученик Н. Е. Жуковского. В 1918 уполномоченный Высшего совета народного хозяйства по национализации химической промышленности Урала и Севера. Председатель Совета военной промышленности Высшего совета народного хозяйства (1919—25), которому были подчинены авиационные заводы республики. В 1921—25 председатель Высшего совета народного хозяйства РСФСР. Принимал участие в создании Центрального аэрогидродинамического института и его московской экспериментальной базы, освоении кольчугалюминия, становлении и развитии отечественного металлического самолётостроения, в организации первых перелётов. Был членом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Центрального Исполнительного Комитета СССР. Необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно.

Боевая живучесть

Статья большая, находится на отдельной странице.

Боевая часть

Боева́я часть (БЧ) ракеты — составная часть неуправляемых и управляемых ракет классов «воздух — воздух», «поверхность — воздух», «воздух — поверхность» и «поверхность — поверхность», предназначенная непосредственно для поражения воздушных, наземных (подземных) и морских (надводных, подводных) целей противника действием взрыва, удара, огня. Может нести обычный или ядерный заряд. По основному поражающему фактору БЧ с обычным зарядом делятся на фугасные, осколочные, кумулятивные и зажигательные. Практически БЧ характеризуются совместно действием двух и более поражающих факторов. Кроме того, имеются БЧ вспомогательного назначения: агитационные, помеховые, дымовые, имитационные, световые и др. Конструктивно БЧ выполняется во вкладном исполнении или в виде отдельного отсека ракеты и состоит из корпуса с узлами креплений, содержащего поражающие элементы, и разрывного (метательного) заряда взрывчатого вещества. БЧ могут содержать также разного рода вышибные, дополнительные, распределительные, заряды и устройства, горючие и пиротехнические составы.

Для разрывных зарядов применяются, как правило, литьевые или прессуемые бризантные взрывчатые вещества со скоростью детонации 6—8,5 км/с. Подрыв БЧ осуществляется взрывателем. Масса БЧ различна и определяется классом ракеты (например, составляет 20—50% от массы неуправляемых и управляемых ракет класса «воздух — поверхность» и 8—18% от массы управляемых ракет класса «воздух — воздух»).

Боевая эффективность

Статья большая, находится на отдельной странице.

Боевой вертолёт

Боево́й вертолёт — вертолёт, предназначенный для поражения наземных и воздушных целей с помощью различного оружия, а также для прикрытия и сопровождения военно-транспортных и многоцелевых вертолётов. Комплекс вооружения Б. в. может включать противотанковые управляемые ракеты, неуправляемые авиационные ракеты, пушки, пулемёты, гранатомёты, авиабомбы. Возможна установка на Б. в. управляемых ракет класса «воздух — воздух». Основное средство поражения танков — противотанковая управляемая ракета с кумулятивной боевой частью (дальность около 4000 м, вероятность поражения близка к 0,8). Б. в. может поражать цель, не входя в зону действия противовоздушной обороны противника, из-за укрытия (используя кратковременные выходы из-за складок местности или целеуказание). Для снижения уязвимости Б. в. стремятся уменьшить эффективную отражающую площадь несущего винта и фюзеляжа, а также инфракрасное излучение двигателя, применяют аппаратуру пассивного радиопротиводействия радиолокационным станциям противника и активных помех ракетам с инфракрасными головками самонаведения. Для защиты экипажа Б. в. и некоторых жизненно важных агрегатов используется броня.

Боевой разворот

Классический боевой разворот.

Классический боевой разворот.

боево́й разворо́т — фигура пилотажа: энергичный набор высоты с одновременным разворотом летательного аппарата на заданный угол (см. рис.).

Выполняется классически (сначала крен увеличивается, а затем уменьшается до нуля) или по методу косой петли (с выводом летательного аппарата в горизонтальный полет в середине петли), первый способ обеспечивает наибольший набор высоты, второй — минимальное время Б. р. В учебных целях Б. р. осуществляют с разворотом на 180°.

Боевой самолёт

Боево́й самолёт — самолёт, предназначенный для выполнения боевых задач: воздействия на объекты противника авиационными средствами поражения, ведения воздушной разведки, выброски воздушных десантов и доставки материальных средств войскам, действующим в тылу противника. Компоновка (внешняя схема, размещение агрегатов и грузов), оборудование, вооружение и тактико-технические характеристики выбираются в соответствии с конкретным назначением Б. с. Подразделяются на истребители, ударные самолёты, разведчики (см. Разведывательный летательный аппарат) военно-транспортные самолёты (см. Военно-транспортный летательный аппарат).

Боекомплект

Боекомпле́кт — количество боеприпасов, приходящееся на единицу оружия (пулемёт, пушку, гранатомёт и т. п.) или на боевой самолёт (вертолёт). Б. для различных боевых летательных аппаратов устанавливается исходя из назначения и боевых свойств оружия, решаемых задач и возможностей летательного аппарата. Например, пулемёт УБ имел Б., состоящий из патронов с бронебойно-зажигательными, бронебойно-зажигательно-трассирующими и разрывными пулями, пушка ШВАК — патроны с осколочными, трассирующими, бронебойно-зажигательными и осколочно-зажигательными снарядами.

Боеприпасы

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Боинг"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Боинг вертол"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Боинг Геликоптер"

«Бо́инг Гелико́птер» (Boeing Helicopter Со.) — название, присвоенное в 1987 вертолётостроительной фирме «Боинг вертол».

Боинг Уильям Эдуард

Боинг Уильям Эдуард.

У. Э. Боинг

Бо́инг Уильям Эдуард (Boeing) (1881—1956) — американский авиаконструктор и промышленник. Учился в Йельском университете (1899—1902), позже изучал лесопромышленное дело. Окончил лётную школу (1915), строил самолёты собственной конструкции. В 1916 основал фирму «Пасифик аэро продактс» (Pacific Aero Products), сменившую через несколько месяцев название на «Боинг эрплейн» (Boeing Airplane Co.) и выпускавшую до 1927 в основном военные самолёты (истребители, торпедоносцы, разведчики), а также почтовые самолёты. Организовал почтовые авиаперевозки, в 1926 создал свою авиатранспортную компанию. В 1928 Б. стал председателем совета директоров образованной им корпорации «Юнайтед эркрафт энд транспорт» (United Aircraft and Transport Corp.), объединившей ряд самолёто- и моторостроительных фирм и авиатранспортных компаний и ставшей одним из крупнейших авиационных предприятий мира. К началу 30-х гг. на заводах Б. было разработано свыше 45 типов военных и гражданских самолётов. В 1934 корпорация была расформирована, и Б. покинул собственную фирму, но во 2-ую мировую войну работал там в качестве консультанта. После 1945 Б. — директор банка в Сиэтле (штат Вашингтон). Награждён медалью Гуггенхейма (1934). Имя Б. носит современная фирма «Боинг» — крупный производитель военных и гражданских самолётов и вертолётов, ракетно-космической техники.

БОК

Экспериментальный самолёт БОК‑5 В. А. Чижевского.

Экспериментальный самолёт БОК‑5 В. А. Чижевского.

БОК — обозначение советских самолётов, созданных в Бюро особых конструкций и предназначавшихся для проведения экспериментальных исследований и рекордных полётов на высоту и дальность. Бюро было организовано в 1930 при Центральном аэрогидродинамическом институте, затем функционировало в других организационных рамках, а в 1941 прекратило свою деятельность. С БОК связаны отдельные периоды деятельности В. А. Чижевского, Б. И. Черановского, Н. И. Камова, А. Я. Щербакова и других авиаконструкторов. Были построены и испытаны: экспериментальные самолёты БОК-2 (1935) с разрезным (щелевым) крылом и БОК-5 (1937, см. рис.) — «бесхвостка» с поворотной задней частью крыла для снятия в полёте нагрузки с ручки управления, высотные самолёты БОК-1 (1936) с вставной двухместной гермокабиной регенерационного типа, БОК-7 (1937) с встроенной двухместной гермокабиной, БОК-11 и БОК-15 (1940) с встроенными трёхместными гермокабинами.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная