Энциклопедия "Авиация" (1998)
Статьи на букву "Д" (часть 1, "Д"-"ДЖЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 1, "Д"-"ДЖЕ")

Д

Д — принятое обозначение некоторых советских авиационных двигателей. В их числе турбовальные и двухконтурные турбореактивные двигатели Д-25В, Д-20П, Д-30, Д-30КУ, Д-30КП, Д-90А конструкции П. А. Соловьёва (см. АШ), Д-36, Д-136, Д-18Т конструкции В. А. Лотарева (см. АИ).

ДА

ДА (Дегтярёв авиационный) — один из первых советских авиационных пулемётов. Создан в 1928 В. А. Дегтярёвым на основе пехотного ручного пулемёта ДП. Калибр 7,62 мм, скорострельность 780 выстрелов в 1 мин. масса пулемёта 8,8 кг. Применялся до середины 30-х гг. главным образом в качестве оборонительного вооружения на бомбардировщиках и разведывательных самолётах.

Давление гидродинамическое

Давле́ние гидродинами́ческое — скалярная величина p, определяющая поверхностные силы в идеальной жидкости (газе) и равная нормальному напряжению pn, приложенному к произвольно ориентированной площадке и взятому с обратным знаком. В покоящихся вязкой несжимаемой и сжимаемой жидкостях из условия равновесия среды следует, что в ней могут возникать только нормальные напряжения, значения которых не зависят от ориентации площадки. В этом случае Д. г. определяется так же, как и для идеальной жидкости: p = ‑p.

В движущейся вязкой несжимаемой жидкости нормальные напряжения pxx, pyy, pzz, приложенные к площадкам, ортогональным декартовым осям x, y, z, зависят от ориентации элементарной площадки, и Д. г. определяется как среднее арифметическое диагональных членов тензора напряжений, взятое с обратным знаком,

.

Таким образом Д. г. совпадает с термодинамическим давлением, входящим в уравнение состояния среды.

В движущейся же вязкой сжимаемой жидкости Д. г. определяется выражением:

,

где V — вектор скорости, μ — динамическая вязкость, λ — вторая вязкость. Для несжимаемой жидкости divV = 0, и второе соотношение автоматически переходит в первое. Для сжимаемой жидкости divV ≠ 0 и, следовательно, в общем случае Д. г. отличается от термодинамического давления. Для того, чтобы они совпадали, необходимо сделать допущение:

λ = –  μ

(гипотеза Дж. Стокса). В большинстве прикладных задач гипотеза Стокса, по-видимому, справедлива и обычно используется при решении Навье—Стокса уравнений. Однако в тех случаях, когда в потоке имеют место релаксационные процессы (химические реакции, движение газа сложной молекулярной структуры и т. п.), гипотеза Стокса не выполняется и термодинамическое давление не совпадает с Д. г. Для исследования таких течений вторая, или объёмная вязкость часто вводится следующим образом:

ξ = λ +  μ;

физически она отражает свойство изотропной жидкости, связанное с диссипацией энергии в изотермической жидкости из-за изменения объёма с конечной скоростью.

В. А. Башкин.

Давление звука

Давле́ние зву́ка — постоянное давление, испытываемое телом, находящимся в стационарном звуковом поле. Д. з. пропорционально звуковой энергии и, следовательно, квадрату звукового давления, но значительно меньше этого давления.

Давление на грунт

Давле́ние на грунт — отношение нагрузки (веса летательного аппарата) к площади опорной поверхности шасси (колеса, лыжи, полоза). При этом динамическое Д. на г. (при посадке летательного аппарата) может превышать статическое давление более чем в 3 раза. Значение Д. на г. определяет выбор размеров и типа шасси при проектировании самолётов, предназначенных для посадки на аэродромы определенного типа, например, грунтовые, а также способность аэродрома принимать самолёты различного класса. Аэродромные покрытия характеризуют допускаемым Д. на г. — максимальным значением давления, при котором ещё обеспечивается проходимость летательного аппарата по взлётно-посадочной полосе. Оно должно быть ниже предельной прочности грунта. Допускаемое Д. на г. для мягкого, мокрого грунта 0,3 МПа; для сухого грунта 0,4—0,6 МПа; для твёрдого покрытия взлетно-посадочной полосы — 0,9—1,8 МПа.

Давление торможения

Давле́ние торможе́ния — то же, что полное давление.

Дальность видимости

Да́льность ви́димости на взлётно-посадочной полосе — см. в статье Видимость.

Дальность видимости на ВВП

Да́льность ви́димости на ВВП — см. Видимость на ВВП.

Дальность полёта

Да́льность полёта летательного аппарата — расстояние, измеренное по земной поверхности, которое летательный аппарат пролетает от взлёта до посадки при израсходовании определенного запаса топлива. Д. п. является одной из основных летно-технических характеристик летательного аппарата. Д. п. включает расстояние, пройденное летательным аппаратом при наборе высоты крейсерского полёта, в крейсерском режиме полёта и при снижении. На Д. п. летательного аппарата оказывают влияние различны факторы: полётная масса, профиль полёта, режим работы двигателей, метеорологические условия и др. В зависимости от располагаемого запаса топлива и задачи полёта различают перегоночную дальность полёта, практическую дальность полёта, техническую дальность полёта. Наибольшая Д. п. реактивного самолёта достигается при полёте с дозвуковой скоростью на больших высотах; полёт на малых высотах или со сверхзвуковой скоростью примерно вдвое уменьшает её значение.

Для увеличения Д. п. широко используются подвесные топливные баки и заправка топливом в полёте.

Данилин Сергей Алексеевич

Данилин Сергей Алексеевич.

С. А. Данилин

Дани́лин Сергей Алексеевич (1901—1978) — советский штурман, генерал-лейтенант-инженер (1943), Герой Советского Союза (1937). В Советской Армии с 1919. Окончил Московскую высшую аэрофотограмметрическую школу (1921). С 1922 в Научно-испытательном институте военно-воздушных сил. В 1937 совместно с М. М. Громовым и А. Б. Юмашевым совершил перелёт Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто (США). В 1943—1944 начальник Научно-испытательного института специальной служб военно-воздушных сил, в 1944—1951 заместитель начальника Государственного научно-исследовательского института и начальник управления военно-воздушных сил. Один из организаторов штурманской службы в военно-воздушных силах СССР, Разработал методику слепых полётов и посадки, бомбометания из-за облаков. В 1951—1953 помощник главнокомандующего военно-воздушными силами по радиотехнической службе, в 1953—1959 начальник управления военно-воздушными силами. Депутат Верховного Совета СССР в 1937—1946. Награждён 2 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Суворова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями. Д. — один из первых советских лётчиков, получивших награду Международной авиационной федерации — медаль А. де Лаво (1937).

Сочинения:

Аэронавигация, 3 изд., М., 1942.

"Дан-Эр"

Логотип авиакомпании «Дан-Эр».

Логотип авиакомпании

«Дан-Эр» (Dan-Air Services) — авиакомпания Великобритании. Осуществляет перевозки в страны Западной Европы и Ближнего Востока. Основана в 1953. В 1989 перевезла 5,8 млн. пассажиров, пассажирооборот 8,87 млрд. пассажиро-км. Авиационный парк — 55 самолётов.

"Дассо"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дассо Марсель

Дассо Марсель.

М. Дассо

Дассо́ Марсель (Dassault), до 1949 Блок (Bloch) (1892—1986) — французский авиаконструктор и промышленник. Окончил высшую авиационную школу (1913), проходил военную службу в авиационной лаборатории в Шале-Медон, где участвовал в проектировании самолётов. В 1916 разработал воздушный винт, которым оснащались многие французские самолёты 1-й мировой войны. В 1917 на основанной вместе с А. Потезом (H. Potez) фирме построил свой первый истребитель-биплан SEA 4, выпускавшийся серийно. В 1931 основал фирму «Блок», выпускавшую транспортные самолёты, бомбардировщики и истребители и национализированную в 1937. В 1940 был арестован, в 1944 заключён в концлагерь Бухенвальд. В 1945 воссоздал фирму, которая после слияния в 1971 с фирмой «Бреге» получила название «Дассо-Бреге». Под руководством Д. были разработаны известные сверхзвуковые истребители серии «Мираж», стратегический бомбардировщик «Мираж» IV, реактивные административные самолёты «Мистер-Фалькон», построен ряд опытных и экспериментальных самолётов (всего около 90). В последние годы жизни занимал на фирме должности технического директора и советника. Награждён медалью Гуггенхеймов (1976).

"Дассо-Бреге"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Дача" руля

«да́ча» руля́ — резкое (ступенчатое) отклонение одного из органов управления на некоторый постоянный угол с сохранением его в течение 5—10 с при неизменном положении остальных органов управления. Используется для исследования характера реакции летательного аппарата на резкие отклонения рычагов управления при оценке его динамической управляемости и устойчивости.

ДБ

ДБ — принятое в СССР обозначение ряда созданных в 30-х гг. самолётов типа «дальний бомбардировщик». Серийно выпускались ДБ-3 и его модификации конструкции С. В. Ильюшина (см. Ил) и ДБ-240 В. Г. Ермолаева. Небольшой серией строился самолёт ДБ-А (1936) — модифицированный под руководством В. Ф. Болховитинова самолёт ТБ-3. ДБ-2 разработан в КБ А. Н. Туполева бригадой П. О. Сухого (см. Ту). На его модифицированном варианте ДБ-2Б «Родина» в 1938 выполнен рекордный перелёт женским экипажем в составе В. С. Гризодубовой, П. Д. Осипенко и М. М. Расковой. ДБ-ЛК — экспериментальный самолёт типа «летающее крыло» конструкции В. Н. Беляева (1940).

Двигатель авиационный

Статья большая, находится на отдельной странице.

Двигатель внутреннего сгорания

Дви́гатель вну́треннего сгора́ния (ДВС) — тепловой двигатель, внутри которого происходит сжигание топлива и преобразование части выделившейся теплоты в механическую работу. К ДВС относятся поршневые, газотурбинные, прямоточные, ракетные и различные комбинированные двигатели. Термин «ДВС» применяют преимущественно к поршневым двигателям. См. также Двигатель авиационный.

Двигатель изменяемого рабочего процесса

Статья большая, находится на отдельной странице.

Двигатель критический

Дви́гатель крити́ческий многодвигательного самолёта — один из двигателей, отказ которого вызывает наиболее неблагоприятные изменения в поведении самолёта или в условиях его пилотирования. Отказ Д. к. в ожидаемых условиях эксплуатации не должен приводить к опасной ситуации. При выборе тяговооружённости (энерговооружённости) многодвигательного самолёта отказ Д. к. является расчётным случаем — работающие двигатели самолёта с отказавшим Д. к. должны обеспечивать тягу, достаточную для продолжения взлёта (см. Продолженный взлёт) или ухода на второй круг, при заходе на посадку.

Движитель

Зависимость удельной тяги движителя Pв/Nв в стартовых условиях от его относительного диаметра или коэффициента мощности:1 — открытые винты(а — винты вертолётов,б — винты турбовентиляторного двигателя,в — винтовентиляторы);2 — вентиляторы наружного контура турбореактивного двухконтурного двигателя (степень двухконтурности 5—15).

Зависимость удельной тяги движителя в стартовых условиях от его относительного диаметра или коэффициента мощности.

дви́житель — устройство, с помощью которого авиационные двигатели (поршневые, газотурбинные) создают тягу, необходимую для движения летательного аппарата. Все Д. авиационного типа работают по воздушно-реактивному принципу, то есть создают тягу путём отбрасывания воздуха со скоростью, которая больше скорости набегающего потока. К Д. относятся несущие винты, вертолётов и воздушные винты самолётов. К Д. может быть отнесён вентилятор наружный контура турбореактивного двухконтурного двигателя с раздельными контурами. Существует закономерность (см. рис.), согласно которой чем больше диаметр винта Dв при той же передаваемой ему мощности Nв (то есть чем меньше коэффициент мощности винта Nв/D2в), тем больше удельная тяга винта Pв/Nв.

В. А. Сосунов.

Двойной восходящий разворот

Двойно́й восходя́щий разворо́т — см. в статье Разворот.

Двухбалочный самолёт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Двухконтурный турбореактивный двигатель

Двухко́нтурный турбореакти́вный дви́гатель — см. Турбореактивный двухконтурный двигатель.

"Де Хэвилленд"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Де Хэвилленд Джефри

Де Хэвилленд Джефри.

Дж. Де Хэвилленд

Де Хэ́вилленд Джефри (de Havilland) (1882—1965) — английский авиаконструктор, пилот и промышленник, один из пионеров авиации. Окончил Оксфордский университет и высшую инженерную школу. Оставил работу на автомобилестроительной фирме для постройки самолёта собственной конструкции, разбившегося в первом полёте в 1909. Следующий свой самолёт (1910) Де Х. пилотировал сам. С 1910 работал на аэростатном (позже авиационном) заводе конструктором и лётчиком-испытателем, где построил и испытал ряд самолётов, а с 1914 — главным конструктором на фирме «Эркрафт меньюфекчуринг», где создал ряд истребителей и бомбардировщиков, в том числе широко применявшиеся в Первой мировой войне D.H.2 (1915), D.H.4 (1916, см. рис.) и D.H.9 (1917). Многие модифицированные военные самолёты Де Х. того времени использовались после войны на гражданских авиалиниях. В 1920 основал авиа- и моторостроительную фирму «Де Хэвилленд», где под его руководством в 20—30-х гг. был создан ряд лёгких гражданских самолётов, боевой самолёт «Москито», применявшийся во 2-й мировой войне, а в 40-х гг. и последующий период — ряд реактивных истребителей и пассажирских самолётов, в том числе первый реактивный пассажирский самолёт «Комета». Награждён медалью Гуггенхеймов (1952).

Бомбардировщик Эрко D.H.4 (Великобритания).

Бомбардировщик Эрко D.H.4.

"Де Хэвилленд оф Канада"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Девиация

Девиа́ция (позднелат. deviatio, от лат. devio — уклоняюсь с дороги) — 1) Д. авиационной конструкции — в расчётах на прочность при моделировании авиационных конструкции, например, крыла, балкой Д. называется угол поворота поперечного сечения балки при её изгибе.

2) Д. магнитная — разность между истинным магнитным курсом летательного аппарата и магнитным курсом, измеренным бортовым устройством (например, магнитным компасом); обусловлена собственным магнитным полем летательного аппарата. В зависимости от того, какие материалы — магнитно-твердые или магнитно-мягкие — определяют собственное магнитное поле летательного аппарата, Д. ведёт себя по-разному при развороте летательного аппарата по курсу на 360°. Если магнитное поле обусловлено магнитно-твёрдыми материалами (их намагниченность может измениться только под действием сильных магнитных полей), то при развороте летательного аппарата на 360° Д. дважды меняет знак и называется полукруговой. Если же основное влияние оказывают магнитно-мягкие материалы (их намагниченность может меняться под действием слабых магнитных полей, в том числе магнитного поля Земли), то при развороте на 360° Д. изменит знак четырежды и называется четвертной. Д. вызывает погрешность в измерении магнитного курса летательного аппарата, и её необходимо учитывать при решении навигационных задач.

Деградация стабилизатора

Деграда́ция стабилиза́тора — устаревшее название угла установки стабилизатора относительно плоскости хорд крыла.

Дейнекин Пётр Степанович

Дейнекин Пётр Степанович.

П. С. Дейнекин

Дейне́кин Пётр Степанович (р. 1937) — советский военачальник, генерал-полковник авиации (1990), заслуженный военный лётчик СССР (1984). Окончил Балашовское военно-авиационное училище лётчиков (1957), Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина (1969), Военную академию Генштаба Вооруженных сил СССР (1982). Службу проходил в авиационных частях и соединениях Дальней авиации. С 1985 командующий авиационным объединением, в 1988—1990 командующий Дальней авиацией, с 1990 1-й заместитель главнокомандующего военно-воздушными силами, с 1991 главнокомандующий военно-воздушными силами — заместитель министра обороны СССР. Награждён орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 2-й и 3-й степени, медалями.

Декомпрессия

Декомпре́ссия (от лат. de- — приставка, означающая удаление, движение вниз, и compressio — сжатие, сдавливание) — уменьшение давления окружающей среды (при подъёме на высоту, всплытии с глубин, разгерметизации кабины летательного аппарата и т. п.). Д. характеризуется разностью между начальным и конечным давлением, продолжительностью, скоростью изменения давления и кратностью (отношением начального давления к конечному). Изменение давления в высотных полётах может стать при определенном состоянии организма причиной высотных декомпрессионных расстройств (ВДР), в частности декомпрессионной высотной болезни. При выравнивании давления в газосодержащих полостях тела с изменяющимся внешним давлением возможны расстройства, характеризующиеся нарушением или ослаблением различных функций организма, наблюдающиеся даже на сравнительно небольшой высоте. Значительное резкое снижение давления в течение менее 1 с, так называемая взрывная Д., сопровождающаяся хлопком, как при взрыве, и чаще всего связанная с мгновенной разгерметизацией кабины летательного аппарата, вызывает не только неприятные ощущения в кишечнике, заложенность в ушах, носовых пазухах, но и боли в суставах и мышцах. Снижение давления при подъёме на 7 км и более может вызвать образование в крови и тканях газовых пузырьков, которые могут обусловить возникновение газовой эмболии (декомпрессионной болезни). На высоте 19,2 км при снижении давления до давления насыщенных паров (66,5 кПа при нормальной температуре тела) возможно закипание жидкостей организма, образование парогазовых пузырьков в крови, лимфе и межтканевой жидкости, в результате чего развивается высотная парогазовая эмфизема (см. Эмфизема высотная). Надёжную защиту от ВДР обеспечивают гермокабины летательных аппаратов и высотное снаряжение.

Литература:

Основы космической биологии и медицины, т. 1—3, М., 1975.

И. Н. Черняков.

Дексбах Михаил Сергеевич

Дексбах Михаил Сергеевич.

М. С. Дексбах

Де́ксбах Михаил Сергеевич (р. 1937) — советский лётчик-испытатель, заслуженный лётчик-испытатель СССР (1980), Герой Советского Союза (1981). Окончил Армавирское военно-авиационное училище лётчиков (1956). До 1966 служил в военно-воздушных силах. С 1967 (после окончания Школы лётчиков-испытателей) в ОКБ А. С. Яковлева. Освоил многие типы опытных и серийных самолётов Як, участвовал в испытаниях самолётов Як-28, Як-40, Як-18Т и др. Провёл заводские и государственные испытания первого в СССР самолёта вертикального взлёта и посадки (СВВП), первым произвёл посадку СВВП на корабль и полёты с корабля; провёл большую методическую работу, способствовавшую освоению СВВП лётчиками авиации военно-морского флота. Награждён орденами Ленина, Октябрьской Революции, Красной Звезды, медалями.

"Дельта Эр Лайнс"

Логотип авиакомпании «Дельта Эр Лайнс».

Логотип авиакомпании

«Де́льта Эр Лайнс» (Delta Air Lines) — авиакомпания США. Осуществляет перевозки в страны Европы, Азии, Северной и Южной Америки. Основана в 1924. В 1989 перевезла 68,2 млн. пассажиров, пассажирооборот 95,5 млрд пассажиро-км. Авиационный парк — 407 самолётов.

Дельтавидное крыло

Дельтави́дное крыло́ (по начертанию греческой буквы Δ) — см. в статье Крыло.

Дельтаплан

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дельтапланёрный спорт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дементьев Пётр Васильевич

Дементьев Пётр Васильевич.

П. В. Дементьев

Деме́нтьев Пётр Васильевич (1907—1977) — советский государственный деятель, генерал-полковник-инженер (1976), дважды Герой Социалистического Труда (1941, 1977). После окончания Военно-воздушной академии Рабоче-крестьянской Красной Армии имени профессора Н. Е. Жуковского (1931; ныне Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского) работал в авиационной промышленности. В 1934—1937 директор авиационного завода в Тушине, в 1938—1941 главный инженер, а затем директор авиационного завода № 1 в Москве. В 1941—1953 1-й заместитель наркома, 1-й заместитель министра авиационной промышленности. В 1953—1957 министр авиационной промышленности СССР. В 1957-1965 председатель Государственного комитета по авиационной технике — министр СССР. В 1965—1977 министр авиационной промышленности СССР. В годы Великой Отечественной войны участвовал в организации массового производства боевых самолётов для фронта. Внёс большой вклад в развитие авиационной промышленности СССР. Депутат Верховного Совета СССР с 1954. Государственная премия СССР (1953). Награждён 9 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Суворова 2-й степени, Кутузова 1-й степени, 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями. Бронзовый бюст в Казани. Имя Д. присвоено Московскому авиационному производственному объединению.

Дёмин Сергей Владимирович

Дёмин Сергей Владимирович.

С. В. Дёмин

Дёмин Сергей Владимирович (1906—1938) — советский воздухоплаватель. Учился в МВТУ и МАИ. В 1930 (будучи студентом МАИ) был одним из организаторов и участником постройки дирижабля «Комсомольская правда». Окончил Дирижаблестроительный институт (1934). В 1932 командир дирижаблей B-l, B-4, затем помощник командира дирижабля В-6. Разработал ряд систем, облегчающих ввод и вывод дирижаблей из эллинга, автоматический причал для посадки дирижабля без стартовой команды, системы подъёма на дирижабль и спуска с него в воздухе. Участвовал (совместно с И. В. Паньковым) в рекордном полёте дирижабля В-6 (1-й помощник командира) продолжительностью 130 ч 27 мин (1937). Погиб при выполнении полёта на дирижабле В-6 для снятия со льдины группы И. Д. Папанина.

Дёмина Вера Фёдоровна

Дёмина Вера Фёдоровна.

В. Ф. Дёмина

Дёмина Вера Фёдоровна (1911—1984) — первая в СССР и в мире женщина — командир дирижабля, активная участница полётов на свободных аэростатах. Курсантом воздухоплавательной школы Мосавиахима в 1929 участвовала в ремонте дирижабля «Московский химик-резинщик», а в 1930—1931 в строительстве дирижабля «Комсомольская правда». По окончании воздухоплавательной школы Осоавиахима (1932) — штурман, а с 1933 — командир дирижабля «СССР В-1». В 1937—1940 — командир дирижабля «СССР B-1» с женским экипажем. Во время Великой Отечественной войны — пилот аэростата наблюдения 18-го отдельного воздухоплавательного отряда Западного фронта, проводила воздушную разведку и корректировку огня фронтовой артиллерии.

Литература:

В тылу и на фронте, М., 1984.

Демпфер

Статья большая, находится на отдельной странице.

Демпфирование

Демпфи́рование колебаний летательного аппарата — уменьшение амплитуды колебаний летательного аппарата. Различают естественное Д., обеспечиваемое только аэродинамическими силами и моментами при неподвижных органах управления, и искусственное Д., обеспечиваемое соответствующими отклонениями органов управления. Первое, например, происходит под действием аэродинамических моментов, обусловленных вращением летательного аппарата, пропорциональных угловой скорости вращения и направленных в сторону, противоположную вращению (см. статью Аэродинамическая схема, Аэродинамическое демпфирование). Значительную роль в обеспечении Д. продольного движения могут играть вертикальные перемещения летательного аппарата при колебаниях угла атаки. Основной вклад в Д. продольных колебаний вносит горизонтальное оперение, поперечных — крыло, путевых — вертикальное оперение. Естественное Д. с ростом высоты и Маха числа полёта заметно уменьшается. Для повышения Д. летательного аппарата используются автоматические устройства, наиболее простыми из которых являются демпферы колебаний.

Денисов Сергей Прокофьевич

Денисов Сергей Прокофьевич.

С. П. Денисов

Дени́сов Сергей Прокофьевич (1909—1971) — советский лётчик, генерал-лейтенант авиации (1940), дважды Герой Советского Союза (1937, 1940). В Советской Армии с 1929. Окончил военную школу пилотов (1931), курсы усовершенствования комсостава при Академии Генштаба (1939). Участник войны в Испании, боёв в районе р. Халхин-Гол, советско-финляндской и Великой Отечественной войн. В 1941—1943 начальник Качинской военной авиационной школы лётчиков, в 1943—1944 командир истребительной авиадивизии, в 1944—1947 в Главном штабе военно-воздушных сил, с 1947 в отставке по болезни. Депутат Верховного Совета СССР в 1937—1946. Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, медалями. Бронзовый бюст на хуторе Постоялый Ольховатского района Воронежской области.

Литература:

Гринько А. И., Улаев Г. Ф., Богатыри земли Воронежской, Воронеж, 1965.

День авиации и космонавтики

День авиа́ции и космона́втики, Всемирный день авиации и космонавтики, — отмечается 12 апреля согласно протоколу (п. 17) 61-й Генеральной конференции Международной авиационной федерации, состоявшейся в ноябре 1968, и решению Совета Международной авиационной федерации, принятому тридцатого апреля 1969 по представлению Федерации авиационного спорта СССР. Дата Д. а. и к. совпадает с датой Дня космонавтики, установленного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 в честь первого в мире полёта человека в космос, совершённого Ю. А. Гагариным на космическом корабле «Восток» 12 апреля 1961.

День воздушного флота

День возду́шного фло́та, День авиации, — установлен постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 28 апреля 1933 в честь выдающихся достижении учёных, авиаконструкторов, лётного и технического состава военно-воздушных сил в деле укрепления обороноспособности Советского государства. Дата празднования — третье воскресенье августа.

Держатели бомбардировочного вооружения

Структурная схема держателей:а — балочного;б — кассетного;1 — силовая балка или рама;2 — замок;3 — электро- или пиропривод;4 — узлы крепления ДБВ к летательному аппарату;5 — механизмы и устройства управления системами подвешивания изделий;6 — устройства фиксации подвешиваемых изделий.

Структурная схема держателей.

держа́тели бомбардиро́вочного вооруже́ния (ДБВ) — комплекс устройств и агрегатов, установленных на летательном аппарате и предназначенных для загрузки, удержания при транспортировке, подготовки к отделению и отделения подвешиваемых изделий в соответствии с их назначением. К ним относятся авиационные бомбы, зажигательные баки, блоки неуправляемых авиационных ракет, авиационные контейнеры с различным снаряжением, пусковые устройства для управляемых и неуправляемых ракет, установки пулемётно-пушечного вооружения, авиационные мины и торпеды, топливные баки. ДБВ классифицируются по месту расположения на летательном аппарате (наружная и внутренняя подвеска), по конструктивной схеме (кассетные и балочные, см. рис.), количеству подвешиваемых изделий (одно- и многопозиционные) и грузоподъёмности (различные весовые группы). Основу конструкций балочных держателей (как одно-, так и многопозиционных) составляет силовая балка. Кассетные держатели (многопозиционные) выполняются в виде силовой рамы и применяются главным образом при внутреннем размещении подвешиваемых изделий на летательном аппарате. От балочных держателей изделия отделяются либо свободно под действием веса и аэродинамических сил, либо принудительно с использованием специальных приводов, работающих на горячем газе, Принудительное отделение применяется при высоких скоростях полёта летательного аппарата, когда свободное отделение не обеспечивает безопасного (без соударения с летательным аппаратом и держателем) движения изделия. От кассетных держателей изделия отделяются только свободно.

Б. А. Черпаков.

Десантно-транспортное оборудование

Статья большая, находится на отдельной странице.

Десатурация

Десатура́ция (от лат. de- — приставка, означающая удаление, и saturatio — насыщение) — вдыхание чистого кислорода перед подъёмом человека на высоту с целью выведения из организма азота, который при резком снижении атмосферного давления может вызвать развитие высотной декомпрессионной болезни (см. Декомпрессия). Выведение азота из организма происходит неравномерно во времена. 1/3 всего растворенного в крови азота выводится в течение первых 10—15 минут затем происходит более медленное снижение содержания азота. Обычно Д. длится около 1 ч.

Десинхроноз

Десинхроно́з (от лат. de- — приставка, означающая удаление, и греч. sýnchronos — одновременный) — изменение различных физиологических и психических функций организма в результате нарушения суточных ритмов его функциональных систем. Причины Д.: рассогласование функциональных ритмов организма с показаниями внешних датчиков времени, например, при трансмеридиональных перелётах, перелётах на значительное расстояния в широтном направлении; устойчивое рассогласование по фазе ритма сон — бодрствование (работа в вечерние и ночные смены); частичное или полное отсутствие привычных приборов времени. Признаки Д.: плохой сон, ухудшение аппетита, раздражительность, снижение работоспособности, апатия, вялость. Продолжительность таких расстройств от 1 до 14 дней.

Дестабилизатор

Дестабилизаторы.

Дестабилизаторы.

дестабилиза́тор — горизонтальное оперение, устанавливаемое перед крылом (см. рис.) и предназначаемое для обеспечения или улучшения продольной управляемости летательного аппарата. В отличие от стабилизатора Д. уменьшает запас продольной статической устойчивости (отсюда название; см. Степень устойчивости). Обычно Д. применяется на сверхзвуковых летательных аппаратах схемы «утка» и, как правило, является органом управления продольным движением (иногда дополнительно к основным органам управления — элевонам). Д. может быть фиксированным или управляемым (используется как для балансировки, так и для управления летательным аппаратом). Управление летательным аппаратом осуществляется с большими скоростями перекладки (отклонения) Д. (10° в 1 с и более) от штурвала или ручки управления. На тяжёлых (неманёвренных) самолётах Д. обычно используется только для балансировки и называется балансировочным или триммируемым (см. Триммер). В этом случае Д. управляется от специальной кнопки и отклоняется с небольшими скоростями (0,2—0,5° в 1 с).

Д. увеличивает эффективность органов управления продольным движением, улучшает манёвренность летательного аппарата, продольную управляемость на больших углах атаки. Балансировка статически устойчивого летательного аппарата нормальной аэродинамической схемы осуществляется, как правило, при отрицательной подъёмной силе стабилизатора, что уменьшает общую подъёмную силу летательного аппарата. В схеме же с Д. создаваемая им балансировочная сила направлена вверх, то есть суммарная подъёмная сила может увеличиваться. Самолёты с Д. по сравнению с самолётами схемы «бесхвостка» могут иметь больший коэффициент подъёмной силы на режимах взлёта и посадки и, следовательно, лучшие взлётно-посадочные характеристики. В зависимости от типа летательного аппарата площадь Д. изменяется в широких пределах, доходя до 25% площади крыла.

А. Г. Обрубов.

Дефектоскопия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Децибелов шкала

Децибе́лов шкала́ — логарифмическая шкала, используемая в акустике для измерения звуковых давлений и интенсивностей звука, которые в акустике авиационной меняются в весьма широких пределах (~ 108 раз). Согласно Д. ш., звуковые колебания измеряются в уровнях звукового давления L = 20lgP/P0, где P0 = 20 мкПа — пороговое давление, соответствующее порогу слышимости человека. Уровень звукового давления 60—70 дБ соответствует нормальной разговорной речи, 120 дБ вызывает болевое ощущение, 160 дБ наблюдается вблизи мощного работающего реактивного двигателя. В акустических измерениях применяется также уровень звуковой мощности источника, равный Lw = 10lgW/W0, где W0 = 1 пВт (10—12 Вт) — принятое значение звуковой мощности, соответствующее потоку звуковой энергии через площадку в 1 м2 при интенсивности звука I0 = 1 пВт/м2.

"Джал"

Логотип авиакомпании «Джал».

Логотип авиакомпании

«Джал» (JAL, Japan Air Lines) — авиакомпания Японии, одна аз ведущих в мире. Осуществляет перевозки в страны Западной Европы, Азии, Южной Америки, а также в Россию, США, Канаду и Австралию. Основана в 1953. В 1989 перевезла 22 млн. пассажиров, пассажирооборот 53,08 млрд. пассажиро-км. Авиационный парк — 90 самолётов.

"Джапан Эр Системс"

Логотип авиакомпании «Джапан Эр Системс».

Логотип авиакомпании

«Джапа́н Эр Си́стемс» (Japan Air Systems Co. Ltd., JAS) — авиакомпания Японии. Осуществляет перевозки на внутренних авиалиниях, а также в некоторые страны Юго-Восточной Азии. Основана в 1971 под названием «Тоа доместик эрлайнс». В 1939 перевезла 12,7 млн. пассажиров, пассажирооборот 7,13 млрд. пассажиро-км. Авиационный парк — 73 самолёта.

Джевецкий Степан Карлович

Джевецкий Степан Карлович.

С. К. Джевецкий

Джеве́цкий Степан Карлович (1843—1938) — русский исследователь и изобретатель. Техническое образование получил в Центральной школе искусств и промышленности в Париже. Один из основателей, а с 1882 товарищ председателя воздухоплавательного отдела Русского технического общества. Опубликовал ряд работ по теории полёта птиц и аэропланов. В 1892 предложил метод расчёта гребного винта, послуживший основой теории воздушного винта. Совершил несколько полётов на воздушном шаре, в том числе в 1887 для наблюдения солнечного затмения. Разработал и построил ряд воздушных винтов, ветряков и турбин: в 1912—1914 построил и испытал самолёт с тандемным расположением крыльев. Автор оригинальных конструкций подводных лодок. С 1892 жил в Париже. Был переводчиком сочинений Н. Е. Жуковского на французский язык.

Сочинения:

О сопротивления воздуха в применении к полету птиц и аэропланов, СПБ, 1887;

Определение элементов гребных винтов, «Морской сборник», 1892, т. 251, № 9;

Теория воздушных винтов и способ их вычисления, Киев, 1910.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная