Статьи на букву "B"
Косой шрифт (Back slanted font) Курсивный шрифт с наклоном влево. Как правило, используется в картографии. |
Марзан (Backs, Side stick, Gutter, Lead furniture, Sticks, Iron furniture, French furniture) В металлическом наборе: полосный и обкладочный пробельный материал. |
Каплевидный элемент, Капля (Ball terminal, Drop, Lachrymal terminal, Teardrop) Круглое или овальное (каплевидное) окончание штриха [линии, составляющие знак шрифта] в рисунке некоторых знаков шрифта. [упорядоченное множество знаков определенной системы письма] |
Перекладина (Bar, Crossbar) Горизонтальный штрих [линии, составляющие знак шрифта] примерно на середине высоты таких букв, как «Н», «А», «е» и т.д. |
Линия шрифта (Baseline) Воображаемая линия, проходящая по нижнему краю прямых знаков без учета свисаний [часть контура, выступающая ниже базовой линии или выше верхней линии] и нижних выносных элементов [часть сивола, выступающая ниже базовой линии]. |
1) Размер, в котором шрифт хранится на шрифтоносителе. 2) Размер шрифта, в котором проектируется его рисунки. В СССР в эпоху металлического набора и фотонабора рисунки текстовых шрифтов разрабатывались в базовых кеглях 10 и 6 пунктов в 20-кратном увеличении. Рисунки заголовочных шрифтов разрабатывались в базовых кеглях 24 или 36 пунктов в 10-кратном увеличении. Остальные кегли шрифта, называемые производными, получались путем увеличения или уменьшения рисунков базового кегля на соответствующий коэффициент. Цифровые шрифты сейчас проектируются в базовом кегле 28 пунктов. |
Бастарда (Bastarda) Рукописная разновидность готических шрифтов. Распространилась в XIV в. как форма канцелярского письма. Близка по начертанию к курсиву [наклонное начертание шрифта с рукописной формой строчных букв]. Промежуточные между текстурой [разновидность готических шрифтов] и ротундой [итальянское готическое письмо] формы готического письма, называвшиеся во Франции бастарда, а в Германии швабахер [немецккий вариант Бастарды] (швабское письмо), известны с XV в. Часто это более скорописные почерки, чем текстура и ротунда. строчные [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] относительно широкие, с мелким очком и выраженным двойным изломом, с большим количеством круглых форм. прописные [заглавные буквы, A B C D …] обычно широкие и относительно простые по форме, с большим количеством круглых элементов. См. также Бастарда (Швабахер) в разделе классификация шрифтов. Бастарда от нем. bastard - побочный, смешанный, помесь |
Вертикальная засечка (Beak) Односторонняя или двусторонняя засечка [короткий штрих на торце основного штриха], завершающая горизонтальные элементы и дуги таких знаков, как «a», «c», «j», «y», «F», «Е», «Т», «С», «S» и т.д. Может быть вертикальной или немного наклонной. |
Кривые Безье (Bezier curves) Математические уравнения, применяемые для описания форм знаков в цифровых шрифтах [шрифт, описанный с помощью цифровых данных]. Названы в честь французского математика Пьера Безье (1910-99), разработавшего математическое представление для описания кривых. В шрифтах формата PostScript Type 1 [формат цифровых шрифтов] применяются кубические кривые Безье (кривые 3-го порядка), а в шрифтах формата TrueType [формат цифровых шрифтов] применяется разновидность кривых, известная как квадратичные В-сплайны [математическая кривая, плавно соединяющая отдельные точки]. |
Бикамеральный алфавит (Bicameral) алфавит [упорядоченный список букв языка], объединяющий два варианта алфавитных знаков. Например, кириллица [славянская азбука, которая легла в основу русского , болгарского, македонского и др языков], которую вы читаете (а также латиница и греческий), состоит из прописных [заглавные буквы, A B C D …] и строчных [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] букв. В уникамеральных алфавитах (например, в арабском или еврейском) нет строчных и прописных. |
Растр, растровое изображение (Bitmap) Двумерный массив пикселей [наименьший элемент визуализации, точка на мониторе] (штриховых элементов), с помощью которых создается изображение на экране или бумаге. |
Цифровой шрифт, каждый знак которого описан в виде рядов растровых точек (пикселов [наименьший элемент визуализации, точка на мониторе]), последовательно заполняющих его контур. Знак в растровом формате легко воспроизводится с помощью любого дискретного выводного устройства, но трудность состоит в изменении масштаба изображения, поэтому сейчас растровые шрифты почти полностью заменены векторными [цифровые масштабируемые шрифты]. В процессе вывода векторное изображение таких шрифтов программным путем преобразуется в растровое [двумерный массив пикселей]. |
Растровое изображение (Bitmap image) Изображение, состоящее из растровых (микроштриховых) элементов [пиксел]. |
Сверхжирное начертание (Black, Extra Bold) Начертание шрифта, у которого более жирные основные штрихи [доминирующий вертикальный или наклонный штрих], чем у жирного начертания [bold, служит для выделения информации в тексте], и поэтому обладающее большей насыщенностью [отношение толщины штрихов к высоте знака]. Применяется для набора заголовков и акциденции [шрифты крупнокегельного (акцидентного) набора]. |
Готические шрифты (Blackletter, Broken script) Собирательное название наборных шрифтов, по рисунку имитирующих средневековые рукописные почерки ширококонечным пером, распространенные в XIII-XVI веках главным образом в северной Европе. Их буквы характеризуются, как правило, узкими пропорциями [отношение ширины знака к его высоте], сильным контрастом [отношение толщин вертикальных и гориз. штрихов], изломами штрихов [линии, составляющие знак шрифта], большой насыщенностью [отношение толщины штрихов к высоте знака] и высокой декоративностью. Существует несколько основных форм готических почерков: текстура [разновидность готических шрифтов], ротунда [итальянское готическое письмо], бастарда [разновидность готических шрифтов], швабахер [немецккий вариант Бастарды], фрактура [вид готического письма, использовавшийся с XVI до середины XX века], канцлей [рукописный готический шрифт]. Первые наборные шрифты XV века повторяли форму наиболее распространенных готических почерков и в дальнейшем применялись параллельно с наборной антиквой [шрифты с засечками], практически выйдя из широкого употребления только в ХХ веке. Сейчас применяются в основном как акцидентные [шрифты крупнокегельного (акцидентного) набора]. См. также Готические шрифты в разделе классификация шрифтов. |
Кегельная площадка (Body, Em Square) В металлическом наборе [металлические буквы для механического наборного оборудования] - верхняя прямоугольная или квадратная часть ножки литеры [буква в металле], на которой расположено выпуклое (печатающее) изображение буквы [алфавитный знак] или другого знака (очко [отпечаток литеры на бумаге, изображение буквы]). Края кегельной площадки наз. габаритами литеры. Ее высота, выраженная в типографских пунктах [наименьший элемент визуализации, точка на мониторе], наз. кеглем [высота шрифта, размер], а ширина - толщиной (total width) литеры. Боковые габариты также наз. стенками литеры. Расстояние по горизонтали от стенки литеры до ближайшей точки на контуре знака наз. полуапрошем [расстояние от контура знака до ближайшего края кегельной площадки]. В металлическом шрифте величина кегельной площадки определяла все измерения литеры в наборе и верстке. В цифровом шрифте [шрифт, описанный с помощью цифровых данных] кегельная площадка важна только при проектировании шрифта как прямоугольник, в который вписывается изображение знака. ------ Основное начертание (Body) Начертание шрифта, применяющееся для набора основного текста в издании. |
Текстовые шрифты (Text faces, Body faces) Шрифты, предназначенные для набора текста кеглем [высота шрифта, размер] от 6 до 14-16 пунктов. |
Кегль, Кегель (Size, Body size, Point size) В металлическом наборе [металлические буквы для механического наборного оборудования] - размер литеры [буква в металле] по вертикали, включающий высоту буквы (очка [отпечаток литеры на бумаге, изображение буквы]) и заплечики [на литере: свободное пространство над и под очком]. Высота кегельной площадки [прямоугольник, в который вписывается изображение знака], выраженная в типографских пунктах. Почти все кегли имели собственные названия (нонпарель [шрифт размера 6 пт.], перл [шрифт размера 5 пт.], бриллиант [шрифт размера 3 пт.] и др.). В цифровом шрифте [итальянское готическое письмо] кегль задается при верстке с клавиатуры и измеряется в типографских пунктах. Приблизительно соответствует росту строчного [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] знака, плюс величина верхних выносных элементов [элемент буквы выступающий выше верхней линии строчных], плюс величина нижних выносных элементов [часть сивола, выступающая ниже базовой линии], плюс еще некая величина (заплечико [на литере: свободное пространство над и под очком]), необходимая для того, чтобы выносные элементы смежных строк не слипались. Кегль от нем. Kegel - размер. |
Жирный шрифт, жирное начертание (Bold) Начертание шрифта, служащее для шрифтовых выделений в тексте или для заголовочного набора. Отличается большей насыщенностью очка [отношение толщины штрихов к высоте знака] знаков по отношению к основному (светлому [начертание со стандартной насыщенностью]) начертанию. Практика показывает, что в текстовом шрифте для правильного выделения толщина основного штриха [линии, составляющие знак шрифта] жирного начертания должна быть больше, чем у светлого, не менее чем на 25%. Первый жирный шрифт был создан ок.1800 г. лондонским словолитчиком Робертом Торном (Robert Thorne, 1754-1820) как самостоятельный шрифт для набора афиш и плакатов и только к концу XIX в. жирные шрифты стали использоваться как выделительные. |
Светлое начертание (Book, Light, Regular) Начертание шрифта, у которого более толстые основные штрихи [доминирующий вертикальный или наклонный штрих], чем у сверхcветлого начертания, и поэтому обладающее большей насыщенностью [отношение толщины штрихов к высоте знака]. Применяется для набора текста [любая последовательность символов] и заголовков. |
Бордюр (Border) Украшение в виде полосы (каймы), часто узорной, составленной из отдельных элементов (раппортов). Применяется в акциденции [шрифты крупнокегельного (акцидентного) набора]. Бордюр - От фр. bordure - край |
Рантовая линейка (Border rule) линейка [элемент набора в виде лини], дающая отпечаток в виде двух линий разной толщины, разделенных пробелом (жирная и тонкая). |
Боргес (Borgis, Bourgeois) Шрифт, кегль [высота шрифта, размер] которого равен 9 пунктам (\borgis3,14 мм в системе pica [типометрическая система применяемая в Америке и Великобритании]; \borgis3,38 мм в системе Дидо [европейская единица размера шрифта]). Обычно применяется для набора основного текста в книгах, журналах и газетах. См. Typographical Mesurement Systems in Comparison |
Боргес (Borgis, Bourgeois) Шрифт, кегль [высота шрифта, размер] которого равен 9 пунктам (\bourgeois3,14 мм в системе pica [типометрическая система применяемая в Америке и Великобритании]; \bourgeois3,38 мм в системе Дидо [европейская единица размера шрифта]). Обычно применяется для набора основного текста в книгах, журналах и газетах. См. Typographical Mesurement Systems in Comparison |
Овал (Oval, Bowl) Замкнутая форма некоторых знаков или их частей, образующая окружность или эллипс. Наклон осей овалов [ось симметрии букв овальной формы] - важный гарнитурный признак [характеристики шрифта], характеризующий форму шрифта [упорядоченное множество знаков определенной системы письма]. ------ Полуовал (Bowl) Часть буквы. Изогнутый штрих [линии, составляющие знак шрифта], образующий полуовал в буквах «Б», «В», «З», «Р», «Ь» и т.д. См. овал [замкнутая форма некоторых знаков или их частей, образующая окружность]. |
Рамка (Box) Прямоугольное графическое изображение из линеек, орнамента [узор, политипаж], замыкающее и окаймляющее текст или иллюстрации и резко отделяющее или выделяющее их на полосе. |
Фигурные скобки (Brace) Парные знаки препинания [точка, запятая, двоеточие, тире, многоточие и т.д.]. Скобки, имеющие сложную изогнутую форму. Фигурные скобки чаще всего употребляются в математических формулах, где они обычно объединяют группу формул или охватывают выражение, в котором уже были употреблены круглые [знак премпинания - ( )] или квадратные скобки [знак препинания - []]. |
Скобки (Square brackets, Parantheses, Angle brackets, Braces) Парные знаки препинания. Бывают квадратные, круглые, угловые (ломаные), фигурные (парантезы). Применяются в формульном наборе и для выделений в тексте. |
Скругление (Bracket) Закругление в месте соединения засечки [короткий штрих на торце основного штриха] и основного штриха [доминирующий вертикальный или наклонный штрих] литеры. |
Квадратные скобки (Brackets) Парные знаки препинания [точка, запятая, двоеточие, тире, многоточие и т.д.]. Скобки, имеющие квадратную форму. Применяются в формульном наборе и для выделений в тексте. |
Рельефно-точечный шрифт для чтения слепыми, буквы, цифры и другие знаки которого состоят из различных комбинаций рельефных точек, различимых на ощупь. |
Переплетные шрифты (Brass type) Латунные или цинковые шрифты, служащие для тиснения на переплетных крышках. |
Бреве, Дуга (Breve) Один из верхних акцентов [надстрочный или подстрочный знак] - знак краткости. Диакритический знак в виде перевернутой горизонтальной дуги с наплывом в центре. Применяется в комплекте фонетических знаков, а также в турецком, румынском, вьетнамском и др. языках. |
Петит (Brevier) Шрифт, кегль [высота шрифта, размер] которого равен 8 пунктам (\brevier2,81 мм в системе pica [типометрическая система применяемая в Америке и Великобритании]; \brevier3,01 мм в системе Дидо [европейская единица размера шрифта]). Применяется для набора текста в газетах и для набора подписей и примечаний в книгах и журналах. Петит - от франц. petit - малый См. Typographical Mesurement Systems in Comparison |
Бриллиант (Brilliant, Four-to-pica, Excelsior) Шрифт, кегль [высота шрифта, размер] которого равен 3 пунктам (\brilliant1,05 мм в системе pica [типометрическая система применяемая в Америке и Великобритании]; \brilliant1,13 мм в системе Дидо [европейская единица размера шрифта]). Самый мелкий из шрифтов. Предназначен для набора текста в книгах-малютках, а также супериндексов (индексов к индексам) в формулах. См. Typographical Mesurement Systems in Comparison |
Готические шрифты (Blackletter, Broken script) Собирательное название наборных шрифтов, по рисунку имитирующих средневековые рукописные почерки ширококонечным пером, распространенные в XIII-XVI веках главным образом в северной Европе. Их буквы характеризуются, как правило, узкими пропорциями [отношение ширины знака к его высоте], сильным контрастом [отношение толщин вертикальных и гориз. штрихов], изломами штрихов [линии, составляющие знак шрифта], большой насыщенностью [отношение толщины штрихов к высоте знака] и высокой декоративностью. Существует несколько основных форм готических почерков: текстура [разновидность готических шрифтов], ротунда [итальянское готическое письмо], бастарда [разновидность готических шрифтов], швабахер [немецккий вариант Бастарды], фрактура [вид готического письма, использовавшийся с XVI до середины XX века], канцлей [рукописный готический шрифт]. Первые наборные шрифты XV века повторяли форму наиболее распространенных готических почерков и в дальнейшем применялись параллельно с наборной антиквой [шрифты с засечками], практически выйдя из широкого употребления только в ХХ веке. Сейчас применяются в основном как акцидентные [шрифты крупнокегельного (акцидентного) набора]. См. также Готические шрифты в разделе классификация шрифтов. |
Буллит (Bullit) Жирная точка примерно посередине кегельной площадки [прямоугольник, в который вписывается изображение знака]. Применяется для выделения отдельных пунктов в перечислениях и списках, в табличном наборе и т.д. |
Главная |