Шрифтовая терминология
Статьи на букву "G"

В начало словаря

По первой букве
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "G"

Garaldes

Гаральды, Итало-французская антиква старого стиля (Garaldes)

garaldes

Собирательное название группы ранних антиквенных шрифтов, основанных на шрифтах венецианского типографа и издателя Альда Мануция (Aldus Manutius, 1447-1515) работы болонского гравера Франческо Гриффо (Francesco Griffo, ок. 1450-1518) и парижского словолитчика Клода Гарамона (Claude Garamond или Garamont, ок. 1490-1561). Название «Гаральды» означает шрифты, близкие к ГАРамону и АЛЬДу. Развитие венецианской антиквы в конце XV-XVI в.в. Название придумано французским исследователем типографики Максимилианом Воксом (Maximilien Vox) в 1954 г. Форма знаков похожа на структуру предшественников и еще основана на дуктальном принципе, но заметно меняется под воздействием типографской практики и теорий построения шрифта Луки Пачоли (Luca Paccioli, ок. 1445-1514) и Жоффруа Тори (Geoffroy Tory, 1480-1533). Шрифты характеризуются небольшим контрастом [отношение толщин вертикальных и гориз. штрихов], пропорциями [отношение ширины знака к его высоте] золотого сечения, разноширинностью знаков, плавным присоединением засечек, наклонными осями овалов. засечки [короткий штрих на торце основного штриха] становятся более длинными и острыми, верхние выносные элементы [элемент буквы выступающий выше верхней линии строчных] обычно заметно выше прописных [заглавные буквы, A B C D …]. Впервые у Альда применяется строчной курсив [наклонное начертание шрифта с рукописной формой строчных букв] с небольшим наклоном как альтернативный текстовой шрифт, но затем курсив рассматривается как дополнительное начертание [вариант рисунка шрифта, входящий в одну гарнитуру] к прямому, он согласовывается по размеру, цвету и форме, в нем появляются наклонные прописные. В курсиве наклон у прописных меньше, чем у строчных. Строчные курсивные знаки имеют разный наклон. Примеры: Bembo, Dante, Adobe Garamond, Stempel Garamond, Granjon, Poliphilus, Sabon.

Geometric sans

Геометрические гротески (Geometric Sans)

geometric sans

Собирательное название шрифтов без засечек [короткий штрих на торце основного штриха], построенных на основе простейших геометрических форма - окружности, квадрата, равностороннего треугольника. Эти шрифты появились в 30-х гг. ХХ в. в Германии под воздействием идеи конструктивизма и школы дизайна Баухауз (Bauhaus). Это, как правило, открытые неконтрастные разноширинные гротески. Очко строчных у ранних геометрических гротесков было небольшим, близким по пропорциям к антикве старого стиля [один из видов шрифтов с засечками]. Однако во 2-й половине ХХ века были разработаны геометрические гротески с очень крупным очком строчных. У этих шрифтов только наклонные (не курсивные) начертания с небольшим углом наклона. Также к этой подгруппе можно отнести акцидентные гротески с овалами, близкими по форме к квадрату и прямоугольнику. Примеры: ITC Avant Garde Gothic, Erbar Grotesk, Eurostile, Futura, Kabel, Metro, Neuzeit Grotesk, Rodchenko, Spartan.

См. также Геометрические гротески в разделе классификация шрифтов.

Geometric slabserif

Геометрические брусковые шрифты (Geometric Slabserif)

geometric slabserif

Собирательное название шрифтов c прямоугольными засечками, построенных на основе простейших геометрических форм - окружности, квадрата, равностороннего треугольника. Эти шрифты появились в 20-30-х гг. ХХ в. как модификация модных геометрических гротесков. Характеризуются почти полным отсутствием контраста, прямоугольными засечками без скруглений, выраженной разноширинностью, овалами, близкими по форме к окружности. В некоторых шрифтах только прямые начертания, в других имеются наклонные. Угол наклона знаков небольшой и средний. Также к этой подгруппе можно отнести акцидентные брусковые шрифты с овалами, близкими по форме к квадрату и прямоугольнику. Примеры: City, ITC Lubalin Graph, Memphis, Stymie, Rockwell.

Glagolithic

Глаголица (Glagolithic)

glagolithic

Одна из двух древнейших славянских азбук. Назвние образовано от старославянского слова «глаголъ» - слово, речь. Большинство исследователей сейчас считают, что глаголицу изобрел славянский просветитель св. Кирилл (Константин Философ) ок. 863 г. Форма знаков глаголицы, хотя и имеет некоторые общие черты с греческим, еврейским и др. письмом, в целом самобытна, что подтверждает гипотезу о ее изобретении одним человеком. Самые ранние памятники глаголического письма относятся к Х в. Известно две формы глаголицы: круглая (болгарская) и угловатая (хорватская). Первая книга, набранная глаголицей, была издана в Венеции в 1483 г. Постепенно глаголица была вытеснена либо кириллицей, либо латиницей, хотя еще в конце XIX в. в Хорватии глаголицей набирались книги и газеты.

Glyph

Глиф (Glyph)

Конкретное изображение знака наборного шрифта определенной гарнитуры [семейство начертаний шрифта, с общими стилевыми особенностями] и начертания [вариант рисунка шрифта, входящий в одну гарнитуру]. Одна и та же графема может иметь несколько глифов как ее материальных воплощений, которые могут отличаться как функционально (Строчные, Капительные, Прописные, Курсивные), так и просто по форме (Альтернативные).

Глиф от греч. Glyphe - то, что вырезано.

Glyptal types

Глиптальные шрифты (Glyptal types)

glyptal types

От греч. Glyptos - вырезанный.

Шрифты, форма которых образована процессом вырезания букв из металла или другого твердого материала. Получили широкое распространение после изобретения в Европе набора подвижными литерами и книгопечатания. Условно к этой категории можно причислить также рисованные шрифты. См. также дуктальные шрифты

Gothic

Гротески, Гротесковые шрифты, Рубленые шрифты (Sans Serif, Gothic)

gothic

Собирательное название шрифтов без засечек [короткий штрих на торце основного штриха]. В Англии и Франции они чаще называются Sans Serif, в Америке Gothic, в Германии Grotesk. Первый известный гротеск появился в Англии в 1816 г. в образцах шрифтов лондонского словолитчика Уильяма Кэзлона IV (William Caslon IV, 1780-1869). Как правило, гротески имеют основные и соединительные штрихи практически одной толщины (неконтрастные) или с малозаметной разницей в толщине штрихов (малоконтрастные). Гротески также различаются по апертуре [степень открытости рисунка таких знаков, как «С» и им подобных] и форме концевых элементов [окончание штриха у буквы] знаков типа «С». Обычно при классификации гротески делятся на подгруппы Старых, Новых, геометрических [гротески постронные на основе простых геометрических форм: окружности, квадрата, треугольника] и гуманистических [разновидность гротесков] гротесков.

Grammalogue

Граммалог (Grammalogue)

grammalogue

Слово, представленное специальным символом. Например: & (амперсанд) или \@ («собака»).

Graphema

Графема (Graphema)

graphema

Единица системы письменности (буква, знак), отличающаяся по характеру рисунка и по передаваемому содержанию от любой другой единицы этой же письменности. Схема построения, «скелет» буквы или знака, отличающий его от других букв (знаков) алфавита, независимо от гарнитуры, начертания и проч. Одна и та же графема может принимать различные конкретные формы (аллографы, или глифы [изображение знака шрифта]), но должна созранять признаки отличимости от других графем. Понятие введено в 1912 г. российским лингвистом проф. Иваном Александровичем Бодуэном де Куртенэ (1845-1929). См также фонема [звуковая единица языка].

Grave

Гравис (Grave)

grave

Один из верхних акцентов [надстрочный или подстрочный знак] - тяжелое ударение. Диакритический знак в виде сужающегося штриха над буквой, наклоненного слева сверху вправо вниз. Применяется над гласными во французском, итальянском, португальском и др. языках.

Grazhdansky type

Гражданский шрифт, Петровский шрифт (Civil type, Grazhdansky type)

grazhdansky type

Новый тип шрифта, введённый императором Петром I для печати светских («гражданских») изданий на смену наборному полууставу в результате реформы русского шрифта 1708-1710 гг. Гражданский шрифт был построен на основе латинской антиквы и московской парадной скорописи (гражданского письма). В результате реформы был изменён рисунок букв, модернизирован алфавит, упорядочено применение прописных букв, знаков препинания и европейских арабских цифр, после чего кириллический шрифт стал развиваться параллельно латинскому. В результате реформы кириллица получила большинство стилистических признаков латинской антиквы и тем самым внешний вид книги на русском языке был приближен к европейской книге. Эскизы новых букв предположительно были сделаны самим Петром I, и дальнейший процесс изготовления и корректировки шрифта проходил при его непосредственном участии. По эскизам в Амстердаме и Москве были изготовлены пуансоны [штамп для изготовления матрицы] и матрицы для отливки трех кеглей нового шрифта, после чего указом Петра I было запрещено применять полуустав для издания светской литературы, отчего новый шрифт получил позже свое название.

Great primer

Двойной боргес (Great Primer)

Шрифт, кегль [высота шрифта, размер] которого равен 18 пунктам (\great primer6,77 мм в системе Дидо [европейская единица размера шрифта]).

Соотношение размеров в различных системах смотри на {{ref}}Сравнительной схеме{{/ref}}

------

Парангон, Парагон, Двойной боргес (Great Primer)

Парагон - от франц. Parangon - образец добродетели, бриллиант чистой воды.

Шрифт, кегль [высота шрифта, размер] которого равен 20 пунктам.

Соотношение размеров в различных системах смотри на {{ref}}Сравнительной схеме{{/ref}}

Greyscale fonts

Шрифты «грейскейл» (Greyscale fonts)

greyscale fonts

Шрифты, в которых используются вариации интенсивности серого по краю контура знаков для подавления эффекта зубчатости контура [граница изображения знака] и улучшения воспроизведения шрифта на устройствах низкого разрешения [размер выводного устройства, обычно выражается кол-вом точек на дюйм (dpi)].

См. также антиалиасинг [размывание краев контура].

Grotesque

Гротески, старые (Grotesque)

grotesque

Собирательное название первых шрифтов без засечек. Это шрифты с небольшим контрастом, одноширинные, полузакрытые и открытые. Знаки имеют простую и даже грубую геометрическую форму, с крупным очком строчных. Шрифты в целом оставляют впечатление сурового грубого реализма. В некоторых шрифтах только прямые начертания, в других имеются наклонные (не курсивные). Угол наклона знаков средний. Примеры: Akzidenz Grotesk, Bell Gothic, Franklin Gothic, News Gothic, Trade Gothic, Venus.

Guillemets

Кавычки-«ёлочки» (French quotes, Guillemets, Chevrons)

guillemets

Парные знаки препинания, употребляемые для выделения названий, прямой речи, цитат и др. Во Франции, Италии и России их обычно применяют остриями наружу, а в Германии - наоборот, остриями внутрь. В России в качестве основных кавычек приняты двойные кавычки-«ёлочки», а в случае необходимости употребить цитату внутри цитаты применяются двойные кавычки-„лапки". Кавычки начали применяться в России в конце XVIII в. Английское название «ёлочек» Guillemots, возможно, прoизошло от имени французского пуансониста XVI в. Гийома Ле Бе, который их, как предполагается, придумал. Употребление в русском тексте кавычек иностранного типа - серьезная, хотя и распространенная ошибка набора. См. также Кавычки.

Gutter

Марзан (Backs, Side stick, Gutter, Lead furniture, Sticks, Iron furniture, French furniture)

В металлическом наборе: полосный и обкладочный пробельный материал.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная