Статьи на букву "H"
Карон, «Птичка», Хачек, Шеврон, Чешский акцент (Caron, Hacek) Один из верхних акцентов [надстрочный или подстрочный знак]. Напоминает уголок, направленный вниз. Применяется над гласными и согласными в литовском, словацком, словенском, хорватском, чешском и др. языках. |
Соединительный штрих (Hairline) Горизонтальный, наклонный или изогнутый штрих [линии, составляющие знак шрифта], соединяющий основные штрихи [доминирующий вертикальный или наклонный штрих]. В шрифтах с выраженным контрастом [отношение толщин вертикальных и гориз. штрихов] обычно тоньше, чем основной штрих [доминирующий вертикальный или наклонный штрих]. |
Тонкая линейка, Светлая линейка, Острая линейка (Hairline rule) линейка [элемент набора в виде лини], дающая отпечаток в виде тонкой линии толщиной 0,15 мм. |
Полуэм (Half-em) См. полукруглая шпация [высота равна кеглю, а ширина - половине круглой шпации]. |
Полуунциал (Half-uncial) Упрощенная форма унциального письма, возникшая ок. VI в. из соединения форм унциала [средневековый рукописный шрифт] и римского курсива [бытовой шрифт периода римской империи]. Первая ступень перехода к минускульному письму [строчные буквы в древних рукописях]. Характерно появление верхних и нижних выносных элементов [верхний и нижний выносные эл-ты Ascender и Descender] букв, зачатков строчных [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] букв. |
Полуустав (Poluustav, Half-Ustav) Более скорописная форма кириллического книжного письма, пришедшая на смену уставу [ранняя форма кириллического письма] и известная с XIV в. В полууставе применяются прописные [заглавные буквы, A B C D …] и строчные [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] буквы, много лигатур [знак, объединяющий несколько букв. К примеру: ae, oe, fi, fl …] и надстрочных знаков [дополнительные знаки, акценты, расположенные над буквами]. Знаки более мелкие, основные штрихи [доминирующий вертикальный или наклонный штрих] строчных слегка изогнутые, без засечек [короткий штрих на торце основного штриха], длинные выносные элементы [верхний и нижний выносные эл-ты Ascender и Descender]. На основе полуустава московскими первопечатниками Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем был разработан наборный шрифт, которым была набрана в 1564 г. первая московская датированная книга «Деяния апостолов». После шрифтовой реформы Петра I нач. XVIII в. наборный полуустав сохранился только в литургических книгах. В ХIХ-ХХ вв. на основе полуустава было разработаны новые наборные кириллические шрифты. |
Ручной набор (Hand composition) металлический набор [cпособы набора, где применяется металлический шрифт], выполняемый вручную последовательным подбором в соответствии с оригиналом в строки установленного формата литер [буква в металле] шрифта и пробельного материала. |
Ручной шрифт (Foundry type, Hand type) металлический шрифт [металлические буквы для механического наборного оборудования] для ручного набора, отливаемый из более твердого сплава, чем шрифт для машинного набора [набор с помощью механического устройства]. |
Рукописные шрифты (Script, Handwriting) Собирательное название группы шрифтов [упорядоченное множество знаков определенной системы письма], по рисунку имитирующих чей-то почерк или каллиграфический стиль, но не относящихся к готическим [средневековый шрифт] и древнерусским, которые выделены в отдельные группы. Рукописные шрифты делятся в зависимости от пишущего инструмента на шрифты, имитирующие письмо ширококонечным пером, остроконечным пером, кистью и другими инструментами (карандаш, фломастер, шариковая ручка и т.д.). Кроме того, рукописные шрифты могут быть связные (где каждая буква соединяется с соседними) и несвязные (где каждая буква стоит отдельно). Возможны также промежуточные (полусвязные) формы, где соединяется только часть букв или буквы соединяются только с одной стороны. Рукописные шрифты применяются для акциденции [шрифты крупнокегельного (акцидентного) набора] и для набора учебной литературы (прописи). |
Неразрывный пробел, Жесткий пробел (Hard space, Unbreaking space) В цифровом наборе - межсловный пробел, который в процессе набора не позволяет переносить следующее слово на другую строку. Применяется при наборе инициалов и в других случаях. |
Заголовочный шрифт, Крупнокегельный шрифт (Headline font, Display font) Шрифт, предназначенный для набора текстов кеглем [высота шрифта, размер] свыше 14 пунктов. Часто содержит неполный комплект знаков, поскольку обычно не требует полного набора спецсимволов и знаков препинания. |
Рост шрифта (Type height, Height-to-paper) Высота литер [буква в металле] и других печатающих элементов наборной печатной формы металлического набора от основания до печатающей поверхности (очка [отпечаток литеры на бумаге, изображение буквы]) в миллиметрах. В российской практике рост шрифта установлен 25,1012 мм, или 66, 75 пункта Дидо [европейская единица размера шрифта]. Не путать с ростом отдельной буквы (См. высота прописных знаков [высота прописных букв без учета свисаний] и высота строчных знаков [высота строчной буквы]). |
Иероглифическое письмо (Hieroglyphics) Письмо, знаки которого представляют собой идеограммы, то есть обозначают целые понятия (слова) или отдельные слоги, в комбинации с чисто служебными знаками (детерминативами), облегчающими понимание текста. Поэтому подобный тип письма называется словесно-слоговым. Современный пример подобной письменности - китайские иероглифы, но в древности иероглифическое письмо было распространено в Египте, Месопотамии, Древней Америке и др. |
Хинт (Hint) Информация, встроенная в программное описание контуров [граница изображения знака] цифрового шрифта и позволяющая свести к минимуму искажения шрифтовой формы на выводе с помощью устройств низкого разрешения [размер выводного устройства, обычно выражается кол-вом точек на дюйм (dpi)] или в мелком кегле [высота шрифта, размер]. Применяется, как правило, применительно к шрифту в формате [способ описания формы букв и кодирования цифрового шрифта] PostScript Type 1, тогда как аналогичная информация при производстве шрифта в формате TrueType обычно называют инструкцией [команда, позволяющая модифицировать контур знака]. |
Хинтование (Hinting) Процесс корректирования контуров [граница изображения знака] цифрового шрифта, позволяющий свести к минимуму искажения шрифтовой формы при выводе на устройствах низкого разрешения [размер выводного устройства, обычно выражается кол-вом точек на дюйм (dpi)] или в мелком кегле [прямоугольник, в который вписывается изображение знака]. |
Бабашка (Quotation quad, Hollow quad) В металлическом наборе: пробельный материал шириной 48 пунктов, кеглем 24, 36 и 48 пунктов. Бабашки используются для образования пробельных участков при изготовлении наборных форм высокой печати. |
Горячий набор (Hot-metal composition) Технология машинного набора литерами, только что отлитыми из специального типографского сплава - гарта. Подразделяется на строкоотливной набор (на линотипе), буквоотливной набор (на монотипе) и крупнокегельный машинный набор. Изобретен в конце XIX в. См. также металлический набор [cпособы набора, где применяется металлический шрифт]. |
Металлический шрифт (Hot-metal font) Металлический шрифт, отлитый из специального типографского сплава - гарта [сплав свинца, сурьмы и олова для отливки литер шрифта] для механического наборного оборудования. |
Гуманистический курсив (Humanist cursive) Скорописный вариант гуманистического минускула XIV-XVI вв. Послужил основой для первого наборного курсива, нарезанного в 1501 г. болонским гравером Франческо Гриффо (Francesco Griffo, ок. 1450-1518) для венецианского типографа и издателя Альда Мануция (Aldus Manutius, 1447-1515). |
Гуманистический минускул, Гуманистическое письмо (Humanist minuscule) Почерк итальянских гуманистов XIV-XV вв. Был выработан на основе рукописей, написанных каролингским минускулом VIII-IX вв., которые ошибочно считали написанными в античной древности. Одним из инициаторов выработки нового вида письма был итальянский поэт Франческо Петрарка (Francesco Petrarca, 1304-1374). На основе гуманистического минускула во второй половине XV в. был разработан наборный шрифт антиква [шрифты с засечками]. |
Гуманистические гротески (Humanist Sans Serif) Собирательное название шрифтов без засечек [короткий штрих на торце основного штриха], форма, структура и пропорции которых непосредственно базируются на конструкции антиквы старого стиля [один из видов шрифтов с засечками]. Первый подобный шрифт Gill Sans был создан в Англии в 1927-30 гг. cкульптором, гравером и художником Эриком Гиллом (Eric Gill, 1882-1940) как реакция на чрезмерно геометризированную форму европейских (главным образом немецких) геометрических гротесков [гротески постронные на основе простых геометрических форм: окружности, квадрата, треугольника]. В последнее время эти гротески получили широкое распространение как самостоятельные гарнитуры [семейство начертаний шрифта, с общими стилевыми особенностями], так и в составе супергарнитур, которые разрабатываются как системно связанные шрифты различных классификационных групп (например, антиква [шрифты с засечками] и гротеск [шрифты без засечек]). Гуманистические гротески обычно имеют открытый рисунок и некоторый контраст [отношение толщин вертикальных и гориз. штрихов] между штрихами [линии, составляющие знак шрифта]. Как правило, они разноширинные с не очень большим очком строчных, но бывают исключения, особенно для компактных шрифтов узких пропорций. Большинство этих шрифтов имеют настоящие курсивные начертания. Углы наклона знаков в курсивах могут быть малые или средние. Примеры: Frutiger, Gill Sans, ITC Goudy Sans, Lucida Sans, ITC Officina Sans, Optima, ITC Stone Sans, Syntax. См. также Гуманистические гротески в разделе классификация шрифтов. |
Гуманистическая антиква, Венецианская антиква (Humanist Serif, Venetian Serif) Собирательное название ранних антиквенных шрифтов, в основном применявшихся венецианскими типографами конца XV века, отсюда название. Иногда выделяется в отдельную группу классификации Humanist (гуманистическая антиква). Форма знаков основана на дуктальном принципе. Шрифты характеризуются умеренным контрастом [отношение толщин вертикальных и гориз. штрихов], мощными короткими засечками [короткий штрих на торце основного штриха], хорошо выраженным наклоном осей овалов [ось симметрии букв овальной формы]. пропорции [отношение ширины знака к его высоте] знаков довольно широкие, знаки разноширинные. Круглые элементы имеют каллиграфические изломы, каплевидные элементы угловатые. Засечки чуть прогнутые. Соотношение величины строчных [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] и прописных [заглавные буквы, A B C D …] близко к золотому сечению. В оригинальных венецианских шрифтах этого периода не было курсивов, изобретенных позже. Характерная особенность - наклонная перекладина [горизонтальный штрих посередине буквы, к примеру Н, А, е и др] у строчной «е». Наиболее характерные шрифты этого типа - шрифты венецианского типографа и словолитчика Николая Йенсона (Nicholas Jenson, работал в 1470-80 гг.). Шрифты: Centaur, Clifford, Cloister, Adobe Jenson, Lutetia, Trajanus. См. также Венецианская антиква в разделе классификация шрифтов. |
Гуманистические брусковые шрифты (Humanist Slab Serif) Собирательное название брусковых шрифтов на основе гуманистических гротесков [разновидность гротесков], частично напоминающие венецианскую гуманистическую антикву [ранние антиквенные шрифты] старого стиля, но малоконтрастные и с мощными прямоугольными засечками [короткий штрих на торце основного штриха]. Поскольку в последнее время разработано много гуманистических гротесков, параллельно создаются гуманистические брусковые шрифты. Как правило, в этих шрифтах присутствуют настоящие курсивы [наклонное начертание шрифта с рукописной формой строчных букв]. Углы наклона знаков в курсивах могут быть как малые, так и значительные. Примеры: PMN Caecilia, Joanna, ITC Officina Serif. См. также Гуманистические брусковые шрифты в разделе классификация шрифтов. |
Венгерское ударение, Венгерский умлаут (Hungarumlaut, Double acute) Один из верхних aкцентов [надстрочный или подстрочный знак]. Диакритический знак в виде двух акутов [один из верхних акцентов - «oстрое» ударение], наклоненных справа сверху влево вниз. Применяется над гласными в венгерском (над o и u) и некоторых др. языках. |
Дефис, Черточка (Hyphen) Дефис от нем. Divis, от лат. divisio - разделение, расчленение знак препинания [точка, запятая, двоеточие, тире, многоточие и т.д.] в виде короткой черточки, который употребляется между частями сложных слов, между двумя словами, как знак переноса слова и в др. случаях, определяемых орфографией. От слов и их частей не отбивается. Не путать с тире [- разделительный знак препинания]. |
Переносов программа (Hyphenation) В компьютерном наборе: определение мест, где слова можно делить при переносе в процессе набора со сплошной выключкой [выравнивание строк относительно боковых краев полосы]. |
Переносы и выключка (Hyphenation & Justification) Определение мест переноса слов при наборе выключенного текста. |
Главная |