Статьи на букву "I"
Идеограмма, Логограмма (Ideogram) Письменный знак, обозначающий целое понятие, то есть слово или корень слова. |
Идеографическое письмо, Идеография (Ideography) Тип письма, состоящий из идеограмм, знаки которого обозначают целые понятия. Количество знаков в таком письме неограничено, но обычно применяется несколько тысяч и десятков тысяч знаков. |
Икарус (Ikarus) Название оригинальной компьютерной программы для создания шрифтов, разработанной в 1970-х гг. Петером Каровым (Peter Karow) в фирме URW в Гамбурге. Впервые включала возможность оцифровки шрифтовой формы и возможность ее интерполяции [получение промежуточной формы из двух крайних]. Вначале разработанный для больших графических станций, «Икарус» позже был приспособлен для работы на персональных компьютерах и для генерации форматов TrueType [формат цифровых шрифтов] и PostScript Type 1 [формат цифровых шрифтов]. |
Фотонаборный автомат, Имиджсеттер (Imagesetter) Выводное устройство высокого разрешения [размер выводного устройства, обычно выражается кол-вом точек на дюйм (dpi)] (свыше 1000 dpi), обычно использующее лазерную технологию, для вывода текста, иллюстраций и целых полос издания на фотобумагу, пленку или прямо на печатную форму. |
Ловушка (Inc trap) Компенсатор в некоторых шрифтовых формах. Если внутрибуквенный просвет [область внутри знака] имеет внутренние углы менее 30°, краска при печати обычно заполняет эти углы, что вызывает неравномерную насыщенность набора. Для избежания этого в процессе проектирования шрифта острые внутренние углы обычно углубляют внутрь штрихов, краска при печати заполняет эти «ловушки» и цвет отпечатка становится более равномерным. |
Индексы на нижнюю линию (Inferior) Комплекты букв [алфавитный знак], цифр [знаки, обозначающие числа, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0] и др. знаков уменьшенного размера, которые набираются на линию шрифта [воображаемая линия, на которой располагаются буквы] или под ней. Применяются в наборе математических и химических формул, дробей и т.д. ------ Подстрочные знаки (Inferior) Дополнительные знаки в алфавитах некоторых языков, расположенные под буквами. Как правило, это акценты [надстрочный или подстрочный знак]. |
Инициал (Initial cap) Укрупненная первая буква начального слова книги, главы, раздела, помещаемая в начале текста книги, главы, части или абзаца. Часто - рисованная, декорированная. По положению относительно текста различают стоящий инициал (Raised cap, Stick-up cap, Elevated cap) и утопленный инициал (Drop cap), а также выходящий на поле. линия шрифта [воображаемая линия, на которой располагаются буквы] стоящего инициала должна быть выровнена по линии шрифта первой строки. Верхняя часть утопленного инициала, как правило, выравнивается по верхней линии первой строки, а его линия шрифта должна соответствовать линии шрифта одной из последующих строк. Следующие после инициала буквы первого слова, нескольких слов или всей строки обычно набираются прописными [заглавные буквы, A B C D …] или капителью [вариант Прописных букв уменьшенного роста и чуть расширенных Пропорций]. В русской рукописной и старопечатной традиции декоративный инициал называется Буквица. Инициал от лат. initialis - начальный. |
Оконтуренное начертание (Inline) Декоративное начертание, в котором каждый знак окружен контурной линией различной толщины. Таким образом, середина знака остается черной. В некоторых случаях наружная контурная линия окружает контурный знак, тогда его форма образуется двойным контуром и середина остается незапечатанной (белой). Применяется для заголовков и инициалов. Впервые появилось в начале XIX в. |
Инструкция (Instruction) При программном описании контура знаков в формате TrueType [формат цифровых шрифтов] - команда низшего уровня, позволяющая модифицировать контур знака или другие данные в зависимости от разрешения [размер выводного устройства, обычно выражается кол-вом точек на дюйм (dpi)] выводного устройства для более качественного отображения шрифта. См. также хинт [информация, о том как правильно должен отображаться шрифт при выводе] и хинтинг [корректирование шрифта для устранения искажения шрифта при выводе]. |
Апрош, Межбуквенный пробел (Letterspace, Interletter space) Расстояние между соседними буквами или другими шрифтовыми знаками. См. также полуапрош [расстояние от контура знака до ближайшего края кегельной площадки]. |
Шпон (Interline, Lead) В металлическом наборе: типографский пробельный материал в виде тонких пластинок различной длины (формата) и высотой (кеглем [высота шрифта, размер]) 2, 3, 4 пункта, предназначенный для увеличения интерлиньяж [расстояние между строками в тексте]. |
Интерполяция (Interpolation) Математическое получение промежуточных форм от двух крайних версий, например, получение промежуточных Начертаний между Сверхсветлым и Сверхжирным. Поскольку контуры каждого знака в начертании записываются как координаты последовательности точек, с помощью математической формулы можно получить координаты любой промежуточной точки при наличии координат двух крайних точек. |
Интерробанг (Interrobang) Новый знак препинания [точка, запятая, двоеточие, тире, многоточие и т.д.], соединяющий в одном символе вопросительный и восклицательный знаки. Должен применяться для обозначения риторического восклицания-вопроса, характерного для рекламных текстов («Что?! Как ревизор?!»). Предложен в 1962 г. редактором нью-йоркского журнала Type Talks Мартином Спектером (Martin Speckter), название выбрано читателями журнала. Хотя этот знак включен в стандарт уникод [международный стандарт кодирования знаков], его применение в типографике пока не заметно. |
Межсловный пробел (Word space, Interword space) Расстояние между словами. Нормируется в России техническими правилами набора. По этим правилам, относящимся к металлическому набору [набор с помощью механического устройства], нормальный межсловный пробел должен быть равен половине кегля шрифта [высота шрифта, размер], хотя многие считают, что лучше расстояние, равное одной трети кегля (третная шпация). В латинском наборе нормальный межсловный пробел равен третной шпации, а в некоторых случаях и одной четверти кегля. Также для латинского набора считается, что межсловный пробел должен быть равен ширине строчной i. При наборе текста с полной выключкой [выравнивание строк относительно боковых краев полосы] (выровненном и по левому, и по правому краю полосы набора) величина межсловных пробелов может колебаться, поэтому правила набора определяют наибольший и наименьший возможный межсловный пробел. |
Ионик (Ionic) См. айоник [название некоторых шрифтов подгруппы Кларендон]. ------ Айоник, Ионик (Ionic) Название некоторых шрифтов подгруппы кларендон [тип брусковых шрифтов], разработанных в 20-х г.г. ХХ в. главным образом для газетного набора. Иногда подобные гарнитуры называются «удобочитаемые шрифты» [мера комфортабельности при чтении текста, набранного каким-либо шрифтом] (legibility types). См. также Кларендон в разделе классификация шрифтов. |
Марзан (Backs, Side stick, Gutter, Lead furniture, Sticks, Iron furniture, French furniture) В металлическом наборе: полосный и обкладочный пробельный материал. |
Итальянские шрифты (Italian) Разновидность брусковых шрифтов [шрифты с толстыми прямоугольыми засечками] с обратным контрастом, у которых горизонтальные штрихи толще вертикальных. Появились в первой половине XIX века, но пользовались также большой популярностью в конце XIX - начале ХХ века как акцидентные. Как правило, в этих шрифтах нет наклонных начертаний. Примеры: Figaro, Playbill, Old Town. |
Курсив (Italic) Наклонный шрифт, отличающийся от прямого начертания [начертание в котором основные штрихи расположены вертикально] более рукописной формой строчных [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] букв. прописные [заглавные буквы, A B C D …] знаки наклонные. Английское название Italic указывает на то, что впервые подобный шрифт появился в 1501 г. в Италии, в типографии Альда Мануция (Aldus Manutius, 1447-1515) в Венеции. Он был нарезан болонским гравером Франческо Гриффо (Francesco Griffo, ок. 1450-1518) на основе рукописных курсивов папской канцелярии и не имел прописных. Как правило, сейчас применяется вместе с прямым начертанием как выделительное, хотя Альд Мануций заказывал курсив как самостоятельный шрифт с большей ёмкостью, чем прямая антиква [шрифты с засечками]. Стал рассматриваться как выделительное начертание (с применением наклонных прописных) уже в середине XVI в. Курсив - от лат. cursivus - бегущий. |
Главная |