Шрифтовая терминология
Статьи на букву "O"

В начало словаря

По первой букве
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "O"

Obelisk

Крестик, «Крест Сант-Яго» (Dagger, Obelisk)

См. Обелиск.

------

Обелиск, Дэггер, Крестик, «Крест» (Obelisk, Dagger)

obelisk

Один из знаков cноски, применяемый в Англии и Америке. В англо-американской традиции в качестве знака сноски применяется также двойной дэггер [знак сноски, крестик].

Также используется как знак, обозначающий дату смерти, который набирается перед датой: [†2002]

Oblique

Наклонный шрифт (Oblique, Slanted)

oblique

В отличие от курсива [наклонное начертание шрифта с рукописной формой строчных букв] представляет собой механически или программно наклоненный шрифт [упорядоченное множество знаков определенной системы письма] и не отличается строением букв [алфавитный знак] от прямого начертания [начертание в котором основные штрихи расположены вертикально]. Не путать с курсивом.

Octothorp

Октоторп, «Решетка» (Octothorp)

octothorp

Знак, обозначающий номер в Англии и Америке. Название пришло из картографии, где таким знаком обозначается деревня (Octothorp значит «восемь полей», и знак изображает восемь полей и населенный пункт посередине). Иногда неправильно наз. «диез». См. также знак номера [знак, обозначающий номер «№»].

Ogonek

Огонек, «Крючок», Крючок назализации (Ogonek)

ogonek

От польского ogonek - хвостик

Один из нижних акцентов [надстрочный или подстрочный знак]. Небольшой крючок серповидной формы справа под буквой, открытый вправо. Как правило, соединяется с основным знаком. Применяется под гласными в литовском, польском и др. языках.

Old english

Текстура (Textura, Old English)

old english

Хронологически первый вид готического письма [средневековый шрифт] (с XIII в.) и первый наборный шрифт Иоганна Гутенберга (ок. 1394-1468), созданный в сер. XV в. Появился во Франции, применялся также в Англии и Германии. строчные [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] узкие, черные и относительно крупные, с вертикальными основными штрихами [доминирующий вертикальный или наклонный штрих], небольшим количеством кривых и двойным изломом, выносные элементы [верхний и нижний выносные эл-ты Ascender и Descender] короткие. прописные [заглавные буквы, A B C D …] достаточно широкие и сложные по форме, с изломами и криволинейными элементами. Характерны каллиграфические [художественное письмо] ромбовидные завершения вертикальных штрихов строчных и ромбовидные элементы и двойные штрихи прописных. Названа так потому, что равномерно покрывала страницу.

Текстура - от лат. textura - ткань.

Old style

Старостильная антиква (Old Style)

См. Антиква старого стиля.

Old style figures

Минускульные цифры, Цифры старого стиля, «строчные» цифры (Old style figures, Text figures, Non-lining figures)

old style figures

Комплект цифр, в большинстве имеющих верхние [элемент буквы выступающий выше верхней линии строчных] и нижние выносные элементы [часть сивола, выступающая ниже базовой линии]. Они предназначены для применения вместе со строчными [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] буквами в обычном тексте, однако часто отсутствуют в стандартном комплекте знаков [включает в себя строчные, прописные знаки алфавита, цифры, знаки препинания и др.]. Обычно включаются в расширенный комплект знаков (экспертный комплект [знаки, не включенные в стандартную кодировку из 256 знаков] шрифта). Минускульные цифры начали употребляться в европейских рукописях с XIII в. и благополучно перекочевали в наборную антикву старого стиля [adobe Caslon и подобные]. Однако в нач. XIХ в. наборные минускульные цифры были заменены равновысокими [цифры высота которых равна высоте прописных букв], поскольку изменилась рукописная традиция. Только в ХХ в. применение минускульных цифр снова стало возможно. Сейчас при проектировании большинства текстовых шрифтов в их комплект включаются минускульные цифры. Особенно это справедливо для антиквы [шрифты с засечками] и гуманистических гротесков [разновидность гротесков], но иногда минускульные цифры разрабатывают и для других видов гротесков [шрифты без засечек].

Old style serif

Антиква старого стиля (Old Style Serif)

old style serif

Собирательное название большой группы ранних антиквенных шрифтов конца XV-нач. XVIII вв., форма которых определялась дуктальным принципом и опиралась на письмо итальянских гуманистов эпохи Ренессанс. Это малоконтрастные или среднеконтрастные шрифты, сохраняющие элементы каллиграфии ширококонечным пером: чуть прогнутые засечки, наклонные оси овалов [ось симметрии букв овальной формы], растянутые каплевидные элементы [круглое или овальное окончание]. По пропорциям знаки старостильной антиквы сильно разноширинны. Отношение очка строчных и прописных знаков определяется золотым сечением. По мере развития и технического совершенствования антиква старого стиля постепенно становилась все более светлой, все более контрастной, засечки все более острыми, а рост строчных увеличивался. Пропорции знаков постепенно теряли выраженную разноширинность, а форма знаков все более определялась глиптальным принципом. Антитква старого стиля может подразделяться на Венецианскую или гуманистическую, гаральды или итало-французскую [вид ранних шрифтов с засечками], голландскую [тип шрифтов с засечками] и английскую [adobe Caslon и подобные]. Некоторые исследователи выносят венецианскую антикву в отдельную группу, другие относят английскую антикву старого стиля к переходной антикве [Баскервиль и подобн.].

Open

Контурное начертание (Outline, Open)

open

Декоративное начертание, в котором каждый знак образован линией различной толщины по краю основного контура. Таким образом, середина контурного знака не запечатывается (остается белой). Применяется для заголовков и инициалов. Впервые появилось в начале XIX в. Не путать с контуром знака.

OpenType

OpenType (ОупенТайп, ОпенТайп)

формат [способ описания формы букв и кодирования цифрового шрифта] цифрового шрифта, в какой-то мере объединяющий форматы TrueType [формат цифровых шрифтов] и PostScript Type 1, совместно разработанный Adobe и Microsoft. Формат OpenType поддерживает уникодную кодировку (см. уникод [международный стандарт кодирования знаков]), а также позволяет применять в наборе альтернативные знаки.

Смотрите также о формате OpenType в разделе Технология.

Ornament

Орнамент (Ornament)

ornament

Узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и используемый для украшения. Орнамент может быть рисованный и наборный (политипаж [рисунок или орнамент]). Существует масса видов орнаментов, связанных с национальной культурой, историческим периодом и архитектурным стилем.

Ornament element

Раппорт (Pattern, Ornament element)

Ритмически повторяющаяся часть рисунка (узор) на ткани, вышивке, в книжном декоре.

Orthography

Орфография (Orthography)

Правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических правил) на письме.

Outline

Контурное начертание (Outline, Open)

open

Декоративное начертание, в котором каждый знак образован линией различной толщины по краю основного контура. Таким образом, середина контурного знака не запечатывается (остается белой). Применяется для заголовков и инициалов. Впервые появилось в начале XIX в. Не путать с контуром знака.

Outline font

Контурные шрифты (Outline font)

См. векторные шрифты [цифровые масштабируемые шрифты]

Outline fonts

Векторные шрифты, Контурные шрифты (Vector fonts, Outline fonts)

outline fonts

цифровые шрифты [шрифт, описанный с помощью цифровых данных], в которых каждый знак описан с помощью векторов, определяющих координаты опорных точек, которые соединены прямыми или кривыми и образуют контур знака без привязки к абсолютному размеру или разрешению [размер выводного устройства, обычно выражается кол-вом точек на дюйм (dpi)]. Такое описание позволяет легко изменять масштаб изображения без потери качества и занимает немного места в памяти компьютера. Существует несколько различных форматов векторных шрифтов, отличающихся способом хранения и представления информации о шрифте. К векторным относятся форматы [способ описания формы букв и кодирования цифрового шрифта] цифровых шрифтов PostScript Type 1 [формат цифровых шрифтов], TrueType [формат цифровых шрифтов], OpenType [наиболее современный формат цифрового шрифта]. Для вывода на дискретное выводное устройство (дисплей, принтер, наборный автомат) контур каждого знака должен пройти растеризацию, то есть преобразование из кривых в растровое изображение.

См. также растровый шрифт [знаки описаны в виде рядов растровых точек: трудно масштабируется, но легко выводится на любом устройстве].

Oval

Овал (Oval, Bowl)

oval

Замкнутая форма некоторых знаков или их частей, образующая окружность или эллипс. Наклон осей овалов [ось симметрии букв овальной формы] - важный гарнитурный признак [характеристики шрифта], характеризующий форму шрифта [упорядоченное множество знаков определенной системы письма].

Overdot

Точка, акцент (Dot, Dot accent, Overdot, Underdot)

overdot

Один из надстрочных (Overdot) или подстрочных (Underdot) диакритических знаков (акцентов [надстрочный или подстрочный знак]). Верхняя точка применяется в литовском, мальтийском, польском и турецком языках, а нижняя во вьетнамском языке как показатель одного из четырех тонов.

------

Верхняя точка (Overdot, Dotaccent)

overdot

Один из надстрочных диакритических знаков (акцентов [надстрочный или подстрочный знак]). Верхняя точка применяется в литовском, мальтийском, польском и турецком, а также других языках.

Overhang

Свисание (Overhang)

overhang

Выступающая вниз за линию шрифта [воображаемая линия, на которой располагаются буквы] (нижнее свисание) или вверх за верхнюю линию [воображаемая линия, проходящая по верху прописных] (верхнее свисание) часть контура [граница изображения знака] круглого или остроконечного знака. Применяется для оптического выравнивания высоты знака по отношению к другим.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная