Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшенз
Статьи на букву "М"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М"

Макджоб

Макджоб (от англ. Mc/McDonald`s - Макдональдс и job - работа) - термин, введенный в 1983 году ПР-специалистами компании "Макдональдс" для позиционирования своей социальной программы по устройству на работу инвалидов.

Макет

Макет (от фр. maquette) - композиционная модель печатного носителя (книги, номера газеты, журнала, буклета).

Маклюэнизм

Маклюэнизм - комплекс идей и теорий, выдвинутых в 1969-м - 1970-х годах канадским исследователем Хербертом Маршаллом Мак-Люэном. Более всего Мак-Люэн известен своими исследованиями способов влияния различных средств массовой коммуникации (СМК) и новых технологий на формирование человеческого и общественного восприятия. По Мак-Люэну, возникновение письменности, а в Новое время создание типографского станка Гутенбергом привели к тому, что человек начал переживать вещи как следующие одна за другой, линейно и последовательно. Появление электрических и электронных СМК способствует децентрализации мирового общества и осуществлению максимального разногласия по всем вопросам, что приводит к нарастанию нестабильности и потенциальной взрывоопасности современного мира. В коммуникативной среде нового (информационного) общества центр тяжести перемещается с содержания коммуникативного сообщения (message) на само средство передачи (medium) данного сообщения. Важной становится не информация, а способ ее передачи. Эту идею Мак-Люэн выразил в парадоксальной формуле «the medium is the message», т.е. сообщением, которое передается средством коммуникации, оказывается само это средство. М. оказал серьезное влияние на теорию и практику современных СМИ, рекламы и прочих видов маркетинговой коммуникации.

Макрейкеры

Макрейкеры (от англ. muckrakers - разгребатели грязи) - группа американских писателей, журналистов, социологов  (1890-1910гг.), подвергавшая критике злоупотребления монополий и политическую коррупцию, сохраняя веру в идеалы американской демократии. Имя макрейкера И.Терибелл вошло в историю ПР, именно ее публикации вынудили Д.Рокфеллера обратиться за помощью к А. Ли, который помог сконструировать в СМИ позитивный имидж  магната-заказчика.

Манипулирование

Манипулирование (фр. manipulation < от лат. manipulus  - пригоршня, горсть < manus - рука)- способ воздействия на общественное мнение посредством интерпретации событий в материалах СМИ, рекламе  и  ПР с целью формирования выгодного для ПР-субъекта поведения социальных групп и индивидов.

Маркетинг

Маркетинг (от англ. marketing < market - рынок) - 1. Вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. 2. Система мероприятий по изучению рынка и воздействию на потребительский спрос.

Маркетинг микс

Маркетинг микс (от англ. marketing-mix)/4P(четыре "пи") /"Пи" классификация маркетинговых элементов, введенная Дж.Маккарти в книге "Основы маркетинга". Включает: product - продукт, price - цена, place - место, promotion - продвижение.

Маркетинговые исследования

Маркетинговые исследования (от англ. marketing < market - рынок) - система сбора и обработки маркетинговой информации; совокупность статистических, социологических, психологических методик. Представляет собой процесс, обеспечивающий связь организации с потребителями и общественностью через информацию, которая используется для выявления маркетинговых  возможностей и проблем; генерирования, корректировки и оценки маркетинговых мероприятий; мониторинга маркетинговой деятельности; улучшения понимания маркетинга как процесса. В ходе маркетингового исследования получают информацию, необходимую для решения конкретных проблем, разрабатывают методы сбора информации, проводят ее анализ и формулируют рекомендации, которые доводят до заинтересованных лиц.

Маркетинговые коммуникации

Маркетинговые коммуникации (от англ. marketing < market - рынок и от лат. сommunication < communicare - общаться) - совокупность технологий промоушна товаров или услуг, к которым принято относить рекламу, директ-маркетинг, сейлз-промоушн, ПР. Некоторые теоретики предлагают более пространный перечень составляющих, выделяя в отдельные виды маркетинговых коммуникаций выставки, брендинги т.д.

Маркиза

Маркиза (от фр. marquise)- рекламный носитель в виде подвижного холщового навеса снаружи над окнами для защиты от солнца.

Маркировка

Маркировка - комбинированные (шрифт графика) условные обозначения, наносимые на упаковку товаров. Виды: товарная (сорт, время выпуска и т.д.) и специализированная (предупредительные и предписывающие знаки, информирующие об экологичности продукта, способе хранения, обработки, перегрузке и т.д.).

Массовая коммуникация

Массовая коммуникация (от лат. сommunication < communicare - общаться) - систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Медиа рилейшнз/MEDIA RELATIONS

Медиа рилейшнз/MEDIA RELATIONS (от англ.) - отношения с прессой; совокупность организационных и творческих действий, направленных на развитие контактов с печатными и электронными средствами массовой информации. Напр., пресс-конференции, рассылка пресс-релизов, пресс-туры и т. д.

Медиабаинг

Медиабаинг (от англ. media - средства массовой информации и   buying - покупка) - оптовая покупка площадей в СМИ с целью дальнейшей перепродажи рекламным агентствам и рекламодателям.

Медиа-карта

Медиа-карта - документ, в котором фиксируются все существенные сведения о СМИ, с которыми работает организация: массовые, отраслевые и узкопрофильные газеты и журналы, каналы радио и телевидения, с указанием наиболее интересных для организации программ, тиража и объема целевых аудиторий, графика выхода и выпуска  в свет, имен и фамилий редакторов и журналистов, контактной информации. М. способствует налаживанию и поддержанию  взаимоуважительных, полезных и эффективных отношений со СМИ.

Медиа-кит

Медиа-кит (от англ. media - средства массовой информации и kit - сумка, ранец, набор или комплект документов)/Пресс-кит -  пакет информационных материалов, имеющих определенный интерес для прессы, состоящий из текстов разных жанров, объединенных одним новостным поводом. В медиа-ките  могут быть представлены журналистские, рекламные и ПР-материалы. М.-К. включает: пресс-релиз, бэкграундер, биографии выступающих, копии речей, произнесенных на пресс-конференции, буклет компании или спонсоров события, слайды, схемы и статистические таблицы, фотографии, графики, диаграммы и т.д.

Медиаплан

Медиаплан - заранее намеченная система мероприятий для СМИ, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ, операций, объединенных общей ПР-целью.

Медиапланирование

Медиапланирование (от англ. media - средства массовой информации и   planning - планирование) - искусство грамотно планировать размещение ПР-материалов  и  рекламы в СМИ в соответствии с целями и задачами организации.

Медиатическая ловушка

Медиатическая ловушка - манипулятивная техника постановки вопросов при проведении опросов общественного мнения. Например: «Поддерживаете ли вы идею объединения Румынии и Молдавии в единое демократическое государство?» Среди поддержавших интеграцию могут быть и противники демократической государственности - например, монархисты. Не заметив «подвоха», они отвечают утвердительно - и инициаторы опроса получают беспрецедентно высокий процент «граждан, выступающих за республиканский строй» (А. Миронов).

Медиация

Медиация (от англ. mediate - посредничать)-  процедура прогрессивного вмешательства в конфликт, в ходе которой его участники с помощью нейтрального посредника (медиатора) планомерно выявляют проблемы и пути их решения, ищут альтернативы и пытаются достичь приемлемого соглашения, которое соответствовало бы их интересам.

Мем

Мем - единица культурного смысла. Термин введен Ричардом Даукинсом - автором теории "эгоистичного гена" и отрасли научного знания. В основе учения лежит утверждение о том, что явления массовой культуры размножаются подобно вирусам. К этой идее в своих работах обращались Жан Бодрийар, Артур Крокер. Дуглас Рушков в книге "Осторожно: вирус массовой информации" (1994) высказывает мысль о том, что современные СМИ, подобно живым существам, образуют "датасферу", способствующую существованию и размножению мемов.

Менеджмент

Менеджмент (от англ. management - управление) - совокупность методов и форм управления производством, позволяющая использовать его наиболее эффективно.

Менталитет

Менталитет (от лат. mentalis - умственный) - 1. Образ  мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе. 2. Психология нации.

Ментальность

Ментальность (от лат. mentalis - умственный) - совокупность этнокультурных, общественных навыков и духовных установок, стереотипов. Учитывается при подготовке рекламных обращений и аргументов для потребителей рынков.  Ср.: Картина мира.

Мерчендайзинг

Мерчендайзинг (от англ. merchandising) - комплекс систематических мероприятий, проводимых в торговом зале, нацеленный на продвижение товаров конкретной марки. Основные элементы М.: поддержание правильной выкладки продукта, размещение продукта в наиболее выгодных местах, оформление места выкладки и торгового зала в фирменном стиле. Ключевые задачи М.: добиться максимального «присутствия» продукта в точке продажи, максимально способствовать совершению спонтанного покупательского действия.

Местная пресса

Местная пресса - периодические печатные издания (газеты, журналы и пр.), издающиеся и распространяющиеся на территории одного из субъектов государства (областная, краевая, городская, районная пресса). Одно из наиболее важных и эффективных СМИ, позволяющее  организациям проводить наиболее выгодную информационную политику на локальной территории (в регионе).

Меценат

Меценат (от лат. Maecenas (Maecenatis) - богатый покровитель наук и искусств, который в отличие от спонсора оказывает поддержку как акт дарения.

Миссия/Корпоративная миссия

Миссия/Корпоративная миссия (от лат. mission - посылка, поручение и corporatio - объединение) -  предназначение организации, утверждение о смысле ее существования, которое может включать в себя описание вневременной цели компании, основных средств ее достижения и ценностей фирмы;  общественно значимая причина, оправдывающая существование конкретной компании в этом мире. М. должна отвечать на вопрос, во имя чего  делает свой бизнес организация или во имя чего она существует.

Миф

Миф (от др.-гр. ?????  - слово, сказание, предание)- ментальный стереотип, установка, призма, через которую человек смотрит на мир. Подключение к мифу  делает ПР-продукт культурно значимым, повышает капитализацию (стоимость на рынке) компании или бренда, привносит культурную ценность в имидж бренда, товара, услуги или личности. Напр., напиток Coca-cola воспринимается потребителем как обязательный атрибут новогодних праздников благодаря ПР-концепции компании,  в основе которой лежит новогодняя сказка.

Мифодизайн

Мифодизайн (от др.-гр. ?????  - слово, сказание, предание и англ. design - замысел, проект, чертеж, рисунок) - предвидение, управление и удовлетворение потребностей потребителей посредством создания мифа о каком-либо продукте, услуге или личности. Напр., создание мифа о политике как о «Золушке», «Отце народов» и т. д.

Многоуровневый маркетинг

Многоуровневый маркетинг - альтернатива сетевому маркетингу. Используется также для обозначения таких планов сетевого маркетинга, при которых дистрибьюторам разрешается получать доход с более, чем одного уровня организации.

Моббинг

Моббинг (от англ. mobbing) - несправедливое отношение (создание для работника заведомо невыгодных условий) к работнику, издевательство над ним или его дискриминация со стороны работодателя или других работников.

Мобиль

Мобиль (англ. mobile - подвижный, передвижной < от лат. mobilis - подвижный) - вращающаяся рекламная конструкция.

Модель

Модель (о  лат. modulus - мера, образец) - любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т. п.) какого-л. объекта, процесса или явления, используемый в качестве его «заменителя», «представителя».

Модель массовой коммуникации

Модель массовой коммуникации - схема, состоящая из следующих элементов: источник ? кодирование ? сообщение ? декодирование ? получатель, обратная связь.

Модератор

Модератор (от лат. moderator) - специалист-социолог, ведущий беседу в фокус-группе, дискуссии, на форуме.

Модульная сетка

Модульная сетка - способ макетирования полиграфической продукции, в основу которого заложена некая гармония пропорций.

Мозговой штурм/Мозговая атака/Метод "Дельфи"

Мозговой штурм/Мозговая атака/Метод "Дельфи" - способ генерации идей, с помощью которых в дальнейшем можно решить ту или иную проблему, заключающийся в групповом обсуждении и фиксировании идей при полном отказе от их критики на первоначальном этапе.

Мониторинг

Мониторинг (от англ. monitoring - наблюдение) - своевременное и регулярное отслеживание совокупного информационного поля с последующей выборкой интересующего материала; обычно М. предполагает сбор материалов СМИ,  каким-л. образом затрагивающих интересы клиента.

Мотивация

Мотивация (англ. motivation < фр. motif < от лат. moveo - двигаю)  - психологические предпосылки, обусловленные осознанными или неосознанными нуждами потребителей.

Мотто

Мотто (от англ. motto - девиз) - 1. То же, что лид. 2. Определенного размера графическая реклама для публикации в прессе. 3. Остроумное изречение, используемое в рекламе.

Мультикультурализм

Мультикультурализм (лат. multi - много) - 1. Движение, возникшее и отстаивающее сохранение расовых, этнических и религиозных особенностей. М. связан с ростом афро-азиато-американского среднего класса в США. Мода на М. выражается в изучении редких языков, различных кодов культурного диалога, национальной кухни. 2. Комплексные явления, относящиеся к среде культуры.

Предыдущая страница Следующая страница
Главная